Конкурентоспособности организации и пути ее повышения эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Оглавление

Введение
1.Теоритические основы конкурентоспособности организации
в условиях динамично развивающей экономики.
1.1 Сущность конкурентоспособности организации.
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности организации.
1.3 Основные направления формирования конкурентных преимуществ.
2. Оценка конкурентоспособности организации.
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации.
2.2 Анализ конкурентоспособности организации.
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ( услуги) организации.
3. Пути повышения конкурентоспособности организации в условиях
рыночных отношений.
3.1 Основные направления повышения конкурентных преимуществ.
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность организации и пути ее повышения эффективности.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка.

 

При определении доли рынка могут возникнуть трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных об суммарном  объеме продаж в каждом сегменте и информации об объеме продаж основных конкурентов. Это обстоятельство сдерживает практическое применение метода оценки конкурентоспособности предприятия по показателю доли продаж его товаров на рынке.

Как второй, так и третий метод определения конкурентоспособности предприятия связаны с конкурентоспособностью товаров этого предприятия. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно.

 

 

1.3 основные направления формирования конкурентных преимуществ.

 

 Конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности или восприимчивости потребителями фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Поэтому в процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями [2, с.10].

Таким образом, успех  предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов, что определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению компанией, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии (рис.1.2.) [2, с.11].

Другой отличительной  характеристикой конкурентного  преимущества, является его жизнеспособность и способность к развитию. Конкурентные преимущества не являются вечными ввиду  двух причин: постоянной попытки отдельных  конкурентов их имитировать, и в связи с турбулентностью внешней среды (изменение внешней среды ведет к изменению конкурентных преимуществ). Этот отличительный признак конкурентного преимущества лежит в основе ключевых компетенций компании, которые описывают способность фирмы к специализации или производству уникального продукта. Ими обозначается то, что организация умеет делать лучше своих конкурентов. Если компания знает, каковы ее отличительные способности, она может сфокусироваться на их использовании и развитии, не расходуя усилий в менее выгодных направлениях. Ключевые компетенции являются источником конкурентных преимуществ, и стратегия фирмы должна быть направлена на развитие данных источников. И успех конкурентной стратегии зависит не от единичного выбора ключевых факторов сегодняшнего дня, а является результатом культивирования подобных отличительных способностей организации на протяжении длительного периода времени.

 

Рис.1.2. Процесс формирования конкурентных преимуществ фирмы.

 

Основой стратегического  потенциала компании является категория трудно имитируемых конкурентных преимуществ. Выделяют конкурентное преимущество, которое соперники могут скопировать и устойчивое конкурентное преимущество, недоступное для копирования конкурентами. Для организации предпочтительнее выделение категории трудно имитируемых конкурентных преимуществ, так как ввиду постоянного стремления конкурентов копировать отличительные особенности компании, ее сильные стороны не могут быть вечными и полностью быть недоступными конкурентам. Но для повышения конкурентоспособности компании необходимо формировать и развивать такие конкурентные преимущества предприятия, которые были бы если и не вечными, то могли бы быть скопированы конкурентами со значительными затратами времени и ресурсов, что, в свою очередь, давало бы организации возможность одновременно развивать иные отличительные компетенции взамен потенциально подлежащих имитации. В качестве подобных трудно имитируемых конкурентных преимуществ можно выделить организационную культуру фирмы; уникальные характеристики менеджмента предприятия, например, эффективную мотивационную политику, стиль руководства, четкую координацию и контроль деятельности, оптимально построенную организационную структуру и др.; отличительные особенности человеческих ресурсов организации (высокая квалификация и богатый практический опыт персонала, инициативность, неординарность мышления, умение принимать решения и нести за них ответственность в нестандартных ситуациях и т.д.); качество товара, производства, системы сбыта и сервиса и т.п. К ним также могут относиться более высокий уровень производительности производственного, технического, коммерческого персонала, управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления, отражающееся в экономическом росте.

Следует отметить, что  если конкурентные преимущества организации  защищены от имитации конкурентов, то они формируют «стратегический  потенциал компании». Под «стратегическим  потенциалом предприятия», как правило, понимают совокупность имеющихся ресурсов и способностей для разработки и реализации стратегии предприятия. Соответственно более успешной будет являться стратегия, опирающуюся на стратегический потенциал предприятия, поскольку подобная она является более конкурентоспособной и долговечной.

Таким образом, конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее наличие свойств и способностей объекта, позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании для достижения поставленной цели в качестве объекта носителя этих свойств - конкурентных преимуществ - могут выступать различные виды продукции, предприятий, отраслей, а субъектом – товаропроизводители, работники предприятия, стремящиеся улучшить условия производства его имидж, качество товара услуг. Рассматривая теорию конкурентоспособности товара, отрасли, предприятия, следует отметить, что объединяющим эти различные понятия является свойство достижения преимущественных позиций относительно конкурентов в различных формах проявления конкуренции.

 Наличие, использование и наращивание конкурентных преимуществ компании - это стабилизация и развитие бизнеса компании за счет подключения компании к ресурсам внешнего мира, мобилизация внутренних ресурсов путем их качественной реорганизации, что в конечном итоге содействует успешной деятельности компании и повышению ее конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка конкурентоспособности организации.

 

2.1 Организационно- экономическая  характеристика  организации.

 

Открытое акционерное  общество «Жлобинская швейная фабрика» создана на основании приказа Гомельского областного  территориального фонда государственного имущества путем преобразования унитарного предприятия « Жлобинская   швейная фабрика».

Зарегистрировано решением Гомельского областного комитета от 16.03.2004г. №187 в Едином Государственном регистре юридических и индивидуальных предпринимателей за № 400075743 в соответствии с законодательством РБ о приватизации государственного имущества.

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и печать.

. Юридический адрес  предприятия:Республика Беларусь Гомельская область г. Жлобин ул. Петровского,17.

Целью деятельности предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:

Таблица 4

Код ОКЭД

Наименование

18210

Призводство спецодежды

18220

Призводство верхней  одежды

18230

Призводство нательного белья

17400

Призводство готовых  текстильных изделий, кроме одежды

18241

Призводство головных уборов

18242

Призводство прочей одежды и аксессуаров, не включенные в другие группы

18302

Призводство изделий  из натурального и искусственного меха

70200

Сдача в наем собственного и аренндуемого имещества 

51410

Розничная торговля тестильными товарами

51421

Розничная торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями

52422

Розничная торговля одеждой,

51423

Розничная торговля обувью

51472

Розничная торговля канцелярскими  товарами

51479

Розничная торговля прочими бытовыми товарами не вклбченные в другие группы


 

Основными внутренними  документами, регулирующим деятельность ОАО «Жлобинская швейная фабрика», являются Устав предприятия, Учредительный договор.

Устав «Жлобинская швейная фабрика» утвержден в соответствии с действующим законодательством решением Общего собрания учредителей-участников Общества. Устав общества состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. 

2. Права участников  общества.

4. Общие собрания участников.

5. Обязанности участников  общества.

6. Исполнительный орган  общества.

7. Выход участников  из общества.

Высший орган управления общества - общее собрания его участников.

В собственности ОАО «Жлобинская швейная фабрика» находиться

- имущество, переданное  учредителями (акционерами) Общества в Уставной фонд в виде вкладов;

- имущество, приобретенное ОАО «Жлобинская швейная фабрика» в прцессе осуществления предпринимательской деятельности, поступления, полученные в результате использования имущества ( прдукция, доходы), если иное не предусмотренно законадательством или договором об использовании этого имущества.

- имущество унитарных   предприятий, учрежденных ОАО «Жлобинская швейная фабрика»

- имущество, приобретенное  Обществом  по другим основаниям, допускаемым законадательством.

Текущее руководство деятельностью ОАО «Жлобинская швейная фабрика» осуществляет дирекция ( коллегиальный исполнительный орган) и директор ( единоличный исполнительный орган). Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на заседаниях.

Организационная структура ОАО «Жлобинская швейная фабрика» представлена в приложении А.

Структура организации  линейно-функциональная, так как  каждая единица в организации  выполняет определенные функции  на основании должностных инструкций, разработанных в зависимости от выполняемых работ и внутренних документов организации (правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов). Она позволяет эффективно распределить функции в соответствии с характером деятельности предприятия.

В настоящее время численность работников предприятия составляет 352 человека.Это на 8% меньше по сравнению с 2009г. Основную численность работников предприятия составляют женщины (более 90%). Аппарат управления (руководители, служащие, специалисты) составляют 22% от общей численности работников. Из них 38% имеет высшее образование, 50%- среднее-специальное. Численность рабочих составляет 78%,  95% которых имеют прфессионально-техническое образование (приложение Б).

         Отношения предприятия с работниками по найму регламентируются трудовым контрактом, устанавливающим права и обязанности обеих сторон, сроки действия соглашения, форму оплаты труда, а также предусматривающим случаи досрочного расторжения договора.

2.2 Анализ конкурентоспособности организации.

 

Важное направление  анализа деятельности предприятия  – анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, который основан на анализе структуры  баланса и соотношения различных  разделов его актива и пассива.

Анализ проводится на основании данных бухгалтерской отчетности за период 2007 – 2009 гг. (Приложение Б).

Финансовое состояние  предприятия характеризуется размещением  и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, то есть пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.

Информация о работе Конкурентоспособности организации и пути ее повышения эффективности