Повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
раскрыть основное понятие и содержание конкурентоспособности;
определить методические подходы к оценке конкурентоспособности;
рассмотреть современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
раскрыть общую характеристику Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
проанализировать деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
оценить конкурентоспособность банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг «ВТБ 24»;
рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг «ВТБ 24».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности банковских услуг…...6
Основное понятие и содержание конкурентоспособности……………….6
Методические подходы к оценке конкурентоспособности……………...12
Современные особенности и закономерности банковской конкуренции………………………………………………………………..18
Глава 2. Анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..27
Общая характеристика Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………27
2.2. Анализ деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24».......................33
2.3. Оценка конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»……………………43
Глава 3. Повышение конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24»……………….64
Основные направления повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………………………………64
Мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………..68
Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………….91
Список использованной литературы……………………………………………..94

Файлы: 1 файл

Диплом ВТБ 24.doc

— 855.00 Кб (Скачать)

 Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  аспекты конкурентоспособности  банковских услуг…...6

    1. Основное понятие и содержание конкурентоспособности……………….6
    2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности……………...12
    3. Современные особенности и закономерности банковской конкуренции………………………………………………………………..18

Глава 2. Анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»……………………………………………………………………..27

    • Общая характеристика Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………………………………………...27

2.2. Анализ деятельности  Южно-Сахалинского отделения банка  «ВТБ 24»..33

2.3. Оценка конкурентоспособности  банковских услуг Южно-Сахалинского  отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………………43

Глава 3. Повышение  конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24»……………………………………………….64

    1. Основные направления повышения конкурентоспособности банковских услуг…………………………………………………………………………64
    2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………..68
    3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..85

Заключение………………………………………………………………………….91

Список использованной литературы……………………………………………..94

Приложения

 

 

 

 

Введение

 

Сектор финансовых услуг на современном этапе развития экономики становится одним из ведущих  факторов, обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста.

Конкурентоспособность банка нельзя рассматривать без конкурентоспособности его продуктов и услуг - между ними существует тесная прямая и обратная связь, они определяют друг друга и выявить, какая из категорий важнее и является первопричиной успешной деятельности банка на розничном рынке достаточно сложно.

Развитие и  повышение конкурентоспособности  услуг банков на местном уровне является залогом социально-экономического развития города и, в конечном итоге, всей страны. Решение проблемы улучшения  функционирования банков в условиях рыночной экономики является одной из важнейших стратегических задач. При этом важным является рассмотрение повышения конкурентоспособности банковских услуг.

В условиях нарастающей  конкуренции, быстрого насыщения рынка  определенной услугой, предоставляемой коммерческими банками, конкуренты активно перенимают друг у друга методы продвижения услуг. Именно поэтому современные банки должны быть более динамичными, адаптивными, внедрять новые услуг и обеспечивать при этом высокий уровень их конкурентоспособности.

На современном  этапе тема банковской конкуренции  является очень актуальной. Финансовый рынок РФ с каждым годом улучшает свои позиции. Вступление России в ВТО  предполагает взятие Россией обязательств обеспечить еще большую открытость рынков.

Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Объект исследования - банк «ВТБ 24». Предметом являются факторы  повышения конкурентоспособности  банковских услуг.

Цель дипломной  работы – повышение конкурентоспособности  предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24».

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение  следующих задач:

  • раскрыть основное понятие и содержание конкурентоспособности;
  • определить методические подходы к оценке конкурентоспособности;
  • рассмотреть современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
  • раскрыть общую характеристику Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
  • проанализировать деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
  • оценить конкурентоспособность банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
  • разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг «ВТБ 24»;
  • рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг «ВТБ 24».

Структура работы соответствует поставленным целям  и задачам.

Во введении обоснована актуальность дипломной  работы, определены цели и поставлены задачи, обозначены объект и предмет  исследования.

В первой главе  раскрываются теоретические аспекты конкурентоспособности банковских услуг. Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24». В третьей главе даются рекомендации по повышение конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24».

Заключение  синтезирует накопленный в процессе исследования материал и представляет выводы данной работы и полученные результаты.

Теоретической базой исследования являются труды  ученых и специалистов в области  банковского дела и банковского маркетинга, таких как Н.П. Абаевой, Л.Т. Хасановой, И. Андреева, А.Г. Захарьян, И.Ю. Коробова, В.В. Попкова, М.Ю. Матовникова, B.C. Викулова, Т.М. Костериной, Е.И. Мазилкиной и др.

В процессе работы была использована информация о финансовом положении банка «ВТБ 24», в частности формы его бухгалтерской и статистической отчетности.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что в настоящее время  в организации возникла необходимость  в анализе и повышении конкурентоспособности предоставляемых услуг банка «ВТБ 24» в современных экономических условиях.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты конкурентоспособности  банковских услуг

 

    1. Основное понятие и содержание конкурентоспособности

 

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта [3, с. 102].  Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция - это  исходная категория, характеризующая  сущность рыночной экономики [20, с. 17]. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [32, с. 92].

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг [41, с. 23]. Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии [26, с. 305].

Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [9, с. 103]. Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере [39, с. 33].

В этом неформальном определении понятие конкуренции  раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. Конкуренция - это многофакторная категория [4, с. 88]. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от:

  • модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок);
  • формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);
  • стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;
  • мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;
  • степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке [6, с. 17].

Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

  • на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
  • рынок характеризуется продуктовой однородностью, т.е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
  • покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
  • должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т.е, должны отсутствовать рыночные барьеры; производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения [11, с. 102].

Очевидно, что  в реальных условиях рынки свободной  конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все  эти условия в подавляющем  числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей. В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции (см. Приложение А) [1, с. 84].

Под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами - металл, нефть, зерно, сахарный песок и т.д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять [42, с. 251].

В известном  смысле конкуренция - двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом [23, с. 279]. Конкурентная среда - рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу [22, с. 112]:

  • размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
  • темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
  • мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
  • препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
  • цена;
  • уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
  • мобильные технологические модули;
  • требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
  • вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
  • экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
  • быстрое обновление ассортимента продукции [14, с. 196].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24»