Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:53, дипломная работа
Цель дипломной работы – повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
раскрыть основное понятие и содержание конкурентоспособности;
определить методические подходы к оценке конкурентоспособности;
рассмотреть современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
раскрыть общую характеристику Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
проанализировать деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
оценить конкурентоспособность банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг «ВТБ 24»;
рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг «ВТБ 24».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности банковских услуг…...6
Основное понятие и содержание конкурентоспособности……………….6
Методические подходы к оценке конкурентоспособности……………...12
Современные особенности и закономерности банковской конкуренции………………………………………………………………..18
Глава 2. Анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..27
Общая характеристика Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………27
2.2. Анализ деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24».......................33
2.3. Оценка конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»……………………43
Глава 3. Повышение конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24»……………….64
Основные направления повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………………………………64
Мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………..68
Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………….91
Список использованной литературы……………………………………………..94
- осуществление функций пункта приема заявок на выдачу, погашение и обмен инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и паев общих фондов банковского управления;
- обеспечение подкрепления/инкассации денежных средств и ценностей операционной кассы операционного офиса, с учетом установленного минимально допустимого остатка наличных денежных средств на конец дня;
- осуществление
своевременного оприходования
- осуществление
бухгалтерского учета
проводимых операций
в порядке, установленном
- формирование и обеспечение передачи в установленном порядке документов для формирования бухгалтерских и кассовых документов дня Банка;
- представление
в соответствующие
- осуществление
мероприятий по противодействию
легализации (отмыванию)
- проведение
работы с обращениями клиентов
в соответствии с
- исполнение иных операций и функций в соответствии с нормативными документами банка.
- участие в
подготовке бизнес-плана и
- осуществление
регулярного анализа
- участие в планировании сметы расходов операционного офиса.
Проведем анализ деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24», основываясь на данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (см. Приложение Б-В). Последние годы характеризуются динамичным посткризисным развитием как экономики России в целом, так и банковского сектора в частности.
Однако экономическое
положение остается недостаточно устойчивым
в связи с постоянными
Внешним выражением результатов работы банка, за какой либо период времени, приводящим к потерям или получению чистой прибыли, служат данные о его расходах и доходах (табл. 2.1-2.2, рисунки 2.1-2.2).
Таблица 2.1 - Структура доходов банка
Наименование статей |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Темп роста, % | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2011 к 2009 | |
От размещения средств в кредитных организациях |
1 185 662 |
3 |
2 347 292 |
3 |
7 120 298 |
6 |
601 |
От ссуд, предоставлен-ных клиентам (некре-дитным организациям) |
22 422 607 |
60 |
50 999 934 |
62 |
72 570 318 |
62 |
324 |
От вложений в ценные бумаги |
1 809 183 |
5 |
2 294 304 |
3 |
5 469 433 |
5 |
302 |
Комиссионные доходы |
3 883 187 |
10 |
4 943 847 |
6 |
8 634 217 |
7 |
222 |
Прочие операционные доходы |
-345 180 |
-1 |
1 252 267 |
2 |
1 727 044 |
1 |
-500 |
Чистые доходы от опе-раций с драгоценными металлами и прочими финансовыми инструментами |
9 000 893 |
24 |
19 644 100 |
24 |
19 720 774 |
17 |
219 |
Прочие операционные доходы |
-345 180 |
-1 |
1 252 267 |
2 |
1 727 044 |
1 |
-500 |
Итого |
37 611 172 |
100 |
82 734 011 |
100 |
116 969 128 |
100 |
311 |
Рис. 2.1 – Структура доходов банка за 2009-2011 гг.
Как видно из данных представленных в таблице 2.1 и рисунке 2.1 основная часть доходов Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24» формируется за счет ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) в 2009 г. – 60 %, 2010 г. – 62 %, 2011 г. – 62 %.
Таблица 2.2 - Структура расходов банка
Наименование статей |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Темп роста, % | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2011 к 2009 | |
По привлеченным средствам кредитных организаций |
2 365 110 |
9 |
6 154 110 |
10 |
9 353 623 |
10 |
395 |
По привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) |
10 730 586 |
39 |
17 737 864 |
30 |
29 030 256 |
32 |
271 |
Окончание таблицы 2.2
По выпущенным долговым обязательствам |
133 730 |
0 |
1 508 109 |
3 |
3 225 311 |
4 |
2412 |
Изменение резерва на возможные поте-ри по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также средствам, размещенным на корреспондентских счетах |
3 187 133 |
12 |
10 597 347 |
18 |
23 830 085 |
26 |
748 |
Комиссионные расходы |
998 834 |
4 |
1 079 618 |
2 |
1 516 300 |
2 |
152 |
Операционные расходы |
10 146 250 |
37 |
22 748 198 |
38 |
24 295 651 |
27 |
239 |
Итого |
27 561 643 |
100 |
59 825 246 |
100 |
91 251 226 |
100 |
331 |
Рис.2.2 – Структура расходов банка за 2009-2011 гг.
Как видно из данных таблиц 2.2 и рисунка 2.2 основную часть от общей суммы расходов составляют расходы по привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) в 2009 г. - 39%, 2010 г. – 30%, 2011 г. – 32%, а также операционные расходы в 2009 г. – 37%, 2010 г. – 38%, 2011 г. – 27%.
Доходность банковских операций можно оценить по средней доходной марже (табл. 2.3). Оценку средней доходной маржи можно получить из баланса. Для этого нужно соотнести прибыль банка с объемом его активных операций. Здесь мы исходим из того, что основную часть доходов и расходов составляют полученные и выплаченные проценты. Следовательно, средняя доходная маржа приближенно будет определяться по формуле 2.1.
Мi = Пр/А *100%,
где Пр – прибыль до налогообложения;
А - сумма активов.
Таблица 2.3 - Средняя доходная маржа
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % (2011 к 2009) |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
1 489 730 |
5 954 636 |
4 253 520 |
286 |
Всего активов, тыс. руб. |
323 458 884 |
601 643 799 |
708 465 673 |
219 |
Средняя доходная маржа (%) |
0,46 |
0,99 |
0,60 |
130 |
Таким образом, коэффициент рентабельности (соотношение прибыли и общей суммы активов) или как его еще называют коэффициент доходности активов вполне удовлетворителен. Диапазон значений этого коэффициента в России для нормально функционирующего банка составляет: 2-4,5%. А в банках США этот показатель находится в пределах 0,6-1,1%.
Значение рентабельности можно детализировать, сопоставляя доход от операционной деятельности и общую сумму выданных кредитов (табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Доходность кредитных операций
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % (2011 к 2009) |
Доход от операционной деятельности, тыс. руб. |
22 422 607 |
50 999 934 |
72 570 318 |
324 |
Общая сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
260 951 716 |
455 798 210 |
564 821 327 |
216 |
Доходность кредитных операций, % |
8,59 |
11,19 |
12,85 |
150 |
Исходя из данных таблицы 2.4 доход от операционной деятельности за 2011 г. составляет – 72 570 318 тыс. руб. По результатам анализа актива сумма выданных кредитов – 564 821 327 тыс. руб. За период с 2009 г. доходность кредитных операций возросла до 12,85% в 2011 г. Средняя доходность кредитных операций составила 10,87%.
Также одним
из основных показателей рентабельности
является соотношение прибыли банка
к его капиталу, или как его
принято называть в международной
практике коэффициент доходности. Это
соотношение позволяет
ROE = Пр/К, (2.2)
где ROE - коэффициент доходности капитала;
К – капитал банка.
В таблице 2.5 рассчитан коэффициент доходности капитала.
Таблица 2.5 - Расчет коэффициента доходности капитала
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % (2011 к 2009) |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
1 489 730 |
5 954 636 |
4 253 520 |
286 |
Собственный капитал банка, тыс. руб. |
43 871 795 |
54 265 205 |
77 559 202 |
177 |
Коэффициент доходности капитала, % |
3,40 |
10,97 |
5,48 |
161 |
Таким образом, исходя из данных таблицы 2.5, доходность капитала возросла за период с 2009 по 2010 гг. на 7,57% , но затем в 2011 г. снизилась до 5,48%.
Рентабельность капитала банка имеет довольно широкий диапазон значений, при которых возможна нормальная деятельность банка. Для российских банков – это 1,5-80%. По международным стандартам – 10-20%.
Эффективность работы банка по вложению ресурсов можно определить как соотношение прибыли и работающих активов. Этот коэффициент называют еще реальным уровнем рентабельности. Это связано с тем, что активы уменьшаются на сумму иммобилизованных, т.е. не приносящих доход, активов.
Коэффициент реального уровня рентабельности, представлен в формуле 2.3.
R реал. = Пр. /А раб, (2.3)
где R реал - коэффициент реального уровня рентабельности;
А раб – работающие активы.
Таблица 2.6 - Расчет коэффициента реального уровня рентабельности