Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:53, дипломная работа
Цель дипломной работы – повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
раскрыть основное понятие и содержание конкурентоспособности;
определить методические подходы к оценке конкурентоспособности;
рассмотреть современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
раскрыть общую характеристику Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
проанализировать деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
оценить конкурентоспособность банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг «ВТБ 24»;
рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг «ВТБ 24».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности банковских услуг…...6
Основное понятие и содержание конкурентоспособности……………….6
Методические подходы к оценке конкурентоспособности……………...12
Современные особенности и закономерности банковской конкуренции………………………………………………………………..18
Глава 2. Анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..27
Общая характеристика Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………27
2.2. Анализ деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24».......................33
2.3. Оценка конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»……………………43
Глава 3. Повышение конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24»……………….64
Основные направления повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………………………………64
Мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………..68
Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………….91
Список использованной литературы……………………………………………..94
На следующем этапе решается вопрос, каким должен быть созданный продукт, для его дальнейшей реализации с обеспечением максимальной рентабельности.
Последний этап заключается в анализе работы сбытового подразделения фирмы и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Цель данного этапа - определить продолжительность (время) сбыта и изучить возможности его снижения [16, с. 157].
При использовании данной методики возможно использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия и подлежащих применению при использовании данной методики является неограниченным.
Таким образом, методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка
конкурентоспособности
Конкурентоспособность
банка нельзя рассматривать без
конкурентоспособности его
Рисунок 1.1 - Конкурентоспособность банка и его услуг
Несмотря на то, что российский рынок кредитных услуг возник и развивался довольно спонтанно и хаотично, сегодня можно отметить стабильное увеличение как объемов предоставляемых банками услуг населению, так и числа потенциальных клиентов, т.е. рост емкости рынка. В такой ситуации перед банками стоит задача либо удерживать свои позиции на рынке, либо расширять границы розничного бизнеса, внедряя новые банковские продукты.
Изучены и разработаны основные факторы, определяющие конкурентоспособность банковских услуг при ценовой и неценовой конкуренции (табл. 1.1) [40, c. 113]. Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. Основное условие успешного ведения конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное снижение себестоимости услуг вследствие совершенствования технологий. При неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся формирование уникальных свойств услуг, улучшение их качеств и расширение опций [34, c. 157].
Таблица 1.1 - Основные факторы, определяющие конкурентоспособность банковских услуг
Неценовая конкуренция |
Ценовая конкуренция |
Качество предоставляемых услуг |
Ставка по кредиту |
Границы продукта (ассортимент) |
Скидка и бонус за хорошую кредитную историю |
Возможность пользоваться услугой бесплатно или на льготных условиях какое-либо время, чтобы ее оценить |
Скидка и бонус постоянным клиентам |
Местоположение банка |
Аннуитетная система платежа (заемщик ежемесячно платит одинаковую сумму – с первого до последнего дня) |
Наличие дополнительных офисов |
Дифференцированная система платежа (платежи ежемесячно уменьшаются) |
Режим работы |
Сумма или % переплаты |
Дистанционное банковское обслуживание |
Плата за обязательное страхование заемщика |
Наличие банковских автоматов, терминалов |
Штрафные санкции за просрочку платежа |
Окончание таблицы 1.1
Возможность расчетов и платежей по банковской карте |
Снижение ставки при помощи рефинансирования или перекредитования |
Рекламная поддержка |
Тарифы за расчетно-кассовое обслуживание |
Прямой маркетинг |
Ставка по депозиту |
Фирменное имя |
Приходно-расходные операции по депозитному счету |
Имидж банка |
Период начисления процентов и сроки их капитализации |
Доверие к банку |
Выплата промежуточных процентов (внутри срока) |
Проведение розыгрышей и лотерей среди клиентов |
Ставка при досрочном изъятии средств с депозита |
Внешнее оформление банка |
|
Оформление офисов банка |
|
Информационное оформление здания (вывеска, указатели и т.д.) |
|
Графический символ (логотип) |
|
Квалификация персонала |
|
Уровень обслуживания |
|
Скорость обслуживания |
|
Фирменный стиль |
Банковская
конкуренция обладает целым рядом
специфических черт, отличающих ее
от конкуренции в промышленности
или в других отраслях национальной
экономики и заслуживающих
– конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и высокой интенсивностью;
– в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а также некоторые нефинансовые организации;
– конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других – как покупатели;
– внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;
– банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;
– в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей (в частности, патентная защита), что ведёт к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;
– ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы;
– банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов. В некоторых странах (например, в Германии) наряду с индивидуальной существует групповая банковская конкуренция.
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:
усиление интенсивности банковской конкуренции – как результирующая всех названных закономерностей [15, c. 14].
Одной из существенных
характеристик современной банк
Подобный антиконкурентный вектор развития банковской системы страны не способствует эффективной деятельности кредитных учреждений. Следовательно, в создавшихся условиях целесообразно принять определенные меры в отношении сложившейся системы коммерческих банков с государственным участием в целях придания динамизма развитию рынка банковских услуг в целом [2, c. 38].
Рыночная конкурентная среда – это среда наиболее адекватная данному состоянию общественного производства и его рыночному проявлению [19, c. 63]. Она служит основой для реализации конкурентных отношений на рынке банковских услуг, и ее развитие связано с наличием большого числа контрагентов на рынке.
Несформированная конкурентная среда на банковском рынке не позволяет в полной степени реализовать потенциал экономического роста, не обеспечивает качественного банковского обслуживания населения, сдерживает техническое перевооружение предприятий, ограничивает привлечение средств от инвесторов.
Особенности банковской конкуренции на отечественном рынке банковских услуг:
Господство
на рынке универсальных
На российском банковском рынке конкурентная среда в значительной степени искажена, наблюдаются все признаки ограничения конкуренции, значительная часть которых провоцируется государством в лице Центрального банка. Основная проблема государственного регулирования конкурентных отношений состоит в явно выраженном дуализме:
В сложившихся условиях регулирующая деятельность государства в лице Банка России на рынке банковских услуг должна быть направлена не селективно на отдельные институты (прежде всего частные), а на рынок в целом, причем это касается как сдерживающего, так и стимулирующего воздействия. Это обуславливает необходимость корректировки роли государства в деятельности кредитных организаций страны, особенно в части формирования полноценной конкурентной среды на рынке банковских услуг [13, c. 15].
С учетом потребностей
нашей экономики, а также процессов
интеграции России в мировое экономическое
сообщество, с учетом раскрытия нашего
внутреннего финансового и
Масштабы и параметры, которые сегодня характеризуют наш финансовой рынок, никак не могут отвечать потребностям экономики и политическим амбициям нашей страны.
На международном политическом поле не может быть мощной державы без развитой экономики. В равной степени не может быть развитой экономики без мощной национальной банковской системы.
Приоритетом номер один должна стать задача обеспечения экономики России необходимыми объемами финансовых ресурсов – в первую очередь, долгосрочными кредитами. Для этого надо вернуть в банковский оборот средства пенсионных и социальных фондов, привлечь средства из неофициального, наличного и оффшорного оборота в банковскую сферу [13, c. 16]. Кроме того, требуется стимулировать развитие фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов, расширить инфраструктуру банковского рынка, развивать в равной мере крупные, средние и малые банки.