Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Любой руководитель предприятия стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности на рынке, которая зависит от персонала организации, способствующая этой эффективности. В соответствии с изменением характера труда меняются и критерии и методы оценки «качества» человеческих ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………2
Теоретическая глава. Основные понятия аттестации персонала…….……6
1.1 Сущность аттестации персонала……………………………………….…….6
1.2 Цели и функции аттестации персонала……………………………….……15
1.3 Этапы проведения аттестации персонала……………………………….….19
1.4 Проблемы аттестации персонала…………………………………………....23
2 Практическая глава. Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»……………………………………………………………………26
2.1 Общая характеристика предприятия АО «Конструкторул»………………26
2.2 Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»……………30
2.3 Основные направления совершенствования системы аттестации персонала на предприятии АО «Конструкторул»………………………….………….45
Заключение……………………………………………………………………….57
Глоссарий…………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Список используемых источников……………………………………………65
Приложения ……………………………………………………………………...69
Чаще всего в практике проведения аттестации используются оба вида оценки деятельности работников на предприятии. [7, с. 196-199]
1.3. Этапы проведения аттестации персонала.
Экономист Генкин Б.М. считает, что проведение аттестации невозможно без знания и планирования основных этапов данного процесса. Аттестация состоит из четырёх этапов и подведения итогов аттестации. [27 с. 16]
По мнению экономиста Генкина Б.М., аттестационная комиссия формулирует результаты аттестации, которые впоследствии даются непосредственному руководителю аттестуемого, но и руководству предприятия. Комиссия предоставляет наиболее полную информацию о результатах аттестации, при этом уделяет особое внимание факторам, которые влияют на ту отдачу, которую получает предприятие от труда работника.
К таким факторам относят:
Выделяют две основные процедуры аттестации:
Нельзя не согласить с мнением экономиста Буториной А.А. в том, что любое предприятие должно структурировать процесс аттестации. Данные процесс можно структурировать, как показано на рисунке 1. [8, с. 20]
Рисунок 3. – Алгоритм действий при проведении аттестации [7, с. 195]
Наличие такого плана на предприятии по мнению экономиста Жук А.И., позволит сделать процесс аттестации максимально прозрачным и предсказуемым, в котором каждый участник будет знать свои обязанности и сроки их выполнения.
Так же на предприятии должна быть проведена предварительная оценка будущих затрат. Здесь необходимо рассчитать затраты на печать аттестационных форм, привлечение консультантов, приобретение литературы, заработная плата и недополученную прибыль. [16, с. 20]
Затраты можно рассчитать по следующей формуле:
, [9, с. 20]
где - время, которое затрачено - м работником на подготовку к аттестации; - зарплата 1-го сотрудника в час; - время на аттестацию - го сотрудника; - зарплата - го сотрудника в час; - зарплата -го сотрудника в час, который участвует в аттестации - го сотрудника; - затраты на орграсходы; - недополученная прибыль; - расходы на привлечение консультантов и приобретение литературы.
Экономист Егоршин А.П. полагает, что после составления организационного плана необходимо ещё раз его соотнести с целями аттестации и в случае выявления несоответствий внести своевременно коррективы.
Нельзя не согласиться с мнением экономиста Рогожина М.Ю., в том, что после завершения аттестации, руководители, обладая результатами проверки, должны выработать план действий по реализации основных целей. Например, если в основе аттестации лежала цель о выявлении необходимости обучения сотрудников, то, соответственно, руководители должны разработать план такого обучения. [29, с. 20]
1.4. Проблемы аттестации персонала
Проблемы, возникающие в ходе проведения аттестации, имеют человеческую природу, так как аттестацию проводит человек, а не машина. Исследователи выделяют следующие типичные ошибки при проведении аттестации:
1. Предъявляются различные стандарты для работников, выполняющих одинаковую работу. Это может проявляться в похвале одного работника и игнорировании успехов другого работника. Данная ошибка чаще всего не является спланированной акцией, просто при подходе к каждому работнику учитываются его личные качества и если для плохого работника похвала может стать неким двигателем к более тщательному выполнению обязанностей, то для другого работника это ответственное отношение к работе является само собой разумеющимся. Следующая ошибка является связанной с данной ошибкой.
2. Сходство убеждений
и взглядов руководителя и
работника чаще всего
3. Предубеждение членов аттестационной комиссии также могут влиять на объективность результатов и рекомендации аттестации.
4. Экономист Армстронг М. замечает, что оценка даётся не в целом, а по одному из параметров. Данную ошибку могут допустить специалисты с недостаточным опытом в проведении аттестации. Одним из примеров такой ошибки могут служить более лояльное отношение к улыбчивым людям, которые считаются более честными и искренними, хотя связи одного с другим до сих пор не доказано. [4, С. 59]
5. Изменение стандартов в ходе исследования наблюдается чаще всего при плохой подготовке к аттестации. Ярким примером данной ошибки является процесс сдачи экзамена, когда преподаватель уверен в том, что все студенты хорошо знают материал, но в процессе экзамена выясняется, что далеко не все студенты достаточно хорошо владеют материалом, поэтому к студентам, сдающим экзамен последними, предъявляются более мягкие требования.
6. Учёт поведения работника
до проведения аттестации, чем
в период приведения её, объясняется
тем, что любая информация
7. Использование узкого диапазона оценок проявляется в занижении или завышении оценок работникам. Данную ошибку чаще всего совершают неопытные руководители.
8. Аналогичная предыдущей ошибка при проведении аттестации заключается в стремлении руководителя завысить оценку, так как он не хочет прослыть суровым по отношению к работникам и воспринимается им как элемент мотивации. Руководителям, проводящим аттестацию необходимо помнить, что аттестация на самом деле оценивает реальную деятельность работника.
9. Стремление сравнивать работников не со стандартами, а друг с другом, проявляется у тех руководителей, которые слабо понимают сущность аттестации. [6, с. 120]
2. Практическая глава. Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»
Строительный рынок Республики Молдова на 1 января 2011 года характеризуется наличием 1277 предприятий различных организационно-правовых форм, которые функционируют в строительстве и 154 предприятия, основной вид деятельности которых является проектирование. Большая часть предприятий представлена небольшими частными предприятиями, в которых работает небольшое количество рабочих. Доля этих предприятий составляет 77% от общего количества зарегистрированных фирм. По объёму выполняемых работ они составляют 84% от общего объёма выполненных работ по Республике Молдова. В перечень работ, выполняемых данными предприятиями, входят:
Перечень данных видов работ делает данные фирмы достаточно грозной конкурентной силой по отношению к крупным строительным предприятиям, которые сложились в дореформенный период.
Все ведущие строительные предприятия были реорганизованы в акционерные общества и приватизированы, получили лицензию на право деятельности в строительстве.
Строительный рынок Республики Молдова можно характеризовать как достаточно насыщенный рынок, особенностью которого является крайне неравномерное распределение строительных предприятий на территории Республики Молдова. Большая часть предприятий сконцентрирована в центральном регионе Республики Молдова, в частности в столице – в городе Кишинёв. Северная часть республики Молдова характеризуется в большей степени недостатком строительных предприятий. Таким образом, акционерное общество «Конструктору» располагаясь в северной части Республики Молдова имеет неоспоримое преимущество по сравнению с другими предприятиями.[42]
Акционерное общество «Конструкторул» было основано в соответствии с нормативными и законодательными актами Республики Молдова 17 мая 1993 года. АО «Конструкторул» образовалось в результате реорганизации предприятия «Строительный трест».
Общество располагается по адресу Республика Молдова, город Бэлць, улица Михай Витязул, 6. Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Республики Молдова, уставом, регламентом общества и решений общего собрания акционеров.
Основными видами деятельности общества являются: