Аттестация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:45, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Любой руководитель предприятия стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности на рынке, которая зависит от персонала организации, способствующая этой эффективности. В соответствии с изменением характера труда меняются и критерии и методы оценки «качества» человеческих ресурсов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
Теоретическая глава. Основные понятия аттестации персонала…….……6
1.1 Сущность аттестации персонала……………………………………….…….6
1.2 Цели и функции аттестации персонала……………………………….……15
1.3 Этапы проведения аттестации персонала……………………………….….19
1.4 Проблемы аттестации персонала…………………………………………....23
2 Практическая глава. Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»……………………………………………………………………26
2.1 Общая характеристика предприятия АО «Конструкторул»………………26
2.2 Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»……………30
2.3 Основные направления совершенствования системы аттестации персонала на предприятии АО «Конструкторул»………………………….………….45
Заключение……………………………………………………………………….57
Глоссарий…………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Список используемых источников……………………………………………65
Приложения ……………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

аттестация персонала.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

Чаще всего в практике проведения аттестации используются оба  вида оценки деятельности работников на предприятии. [7, с. 196-199]

 

 

1.3. Этапы проведения  аттестации персонала.

 

Экономист Генкин Б.М. считает, что проведение аттестации невозможно без знания и планирования основных этапов данного процесса. Аттестация состоит из четырёх этапов и подведения итогов аттестации. [27 с. 16]

  1. Первый этап заключается в определении основных целей, то есть для чего нужна аттестация на предприятии. Эти цели могут быть связаны с целями организации.
  2. Второй этап заключается в подготовке необходимой документации. В перечень таких документов входят:
    • Подготовка приказа руководства о проведении аттестации;
    • Разработка или доработка положения об аттестации, аттестационных и оценочных листов, бланков и форм, которые будут использоваться в процессе аттестации.
  1. Третий этап аттестации персонала предполагает подготовку всего комплекса организационных мероприятий. Данный комплекс мероприятий начинается с составления списка аттестуемых работников до организации занятий с руководителями и членами аттестационной комиссии.
  1. Четвёртый этап заключается в самом проведении аттестации в соответствии с выработанным алгоритмом действий и регламентом. Данный этап так же предполагает формирование оценки работы аттестуемого и предложений по совершенствованию его навыков, а так же о его дальнейшей работе на данном предприятии.
  2. Последний  этап, по мнению экономиста Красностанова М.Б. предоставляет собой итог аттестации, который заключается в разработке конкретной программы действий по повышению эффективности использования потенциала работников, прошедших аттестацию. [23 с. 16]

По мнению экономиста Генкина Б.М., аттестационная комиссия формулирует результаты аттестации, которые впоследствии даются непосредственному руководителю аттестуемого, но и руководству предприятия. Комиссия предоставляет наиболее полную информацию о результатах аттестации, при этом уделяет особое внимание факторам, которые влияют на ту отдачу, которую получает предприятие от труда работника.

К таким факторам относят:

  1. умение работать в команде;
  2. степень приверженности оцениваемого работника организации и её целям;
  3. готовность полностью раскрыть свой личностный и деловой потенциал в интересах компании.

Выделяют две основные процедуры аттестации:

    • Аттестация проходит в рамках всей организации в целом. Тогда формируется аттестационная комиссия, которая  проводит аттестацию и даёт своё заключение, а мнение и оценка руководителя выступает в качестве одного из источников информации о работнике. 
    • Аттестация проводиться непосредственно руководителем, как бы в рабочем режиме. [27 с. 16]

Нельзя не согласить с мнением экономиста Буториной А.А. в том, что любое предприятие должно структурировать процесс аттестации. Данные процесс можно структурировать, как показано на рисунке 1. [8, с. 20]

Рисунок 3. – Алгоритм действий при проведении аттестации [7, с. 195]

      1. Цель аттестации. Прежде всего, необходимо определиться с целью проведения аттестации.
      2. Анализ ситуации предполагает проведения большого объема предварительной работы по сбору предварительной информации. Данная работа необходима для правильного выбора метода проведения аттестации.
      3. Анализ методов и подходов (3-6) предполагает выбор именно тех методов и подходов, которые компания может реализовать.
      4. План работ (7) формируется после того, как компания определилась с целью и методом проведения аттестации. При составлении плана работ необходимо руководствоваться следующими параметрами:
      • Кто участвует в процессе;
      • Какие этапы, и какие сроки проведения аттестации;
      • Какие ресурсы необходимы;
      • Кто несёт ответственность за отдельные этапы и за процесс в целом.

Наличие такого плана  на предприятии по мнению экономиста Жук А.И., позволит сделать процесс аттестации максимально прозрачным и предсказуемым, в котором каждый участник будет знать свои обязанности и сроки их выполнения.

Так же на предприятии  должна быть проведена предварительная оценка будущих затрат. Здесь необходимо рассчитать затраты на печать аттестационных форм, привлечение консультантов, приобретение литературы, заработная плата и недополученную прибыль. [16, с. 20]

Затраты можно рассчитать по следующей формуле:

,  [9, с. 20]

где  - время, которое затрачено - м   работником на подготовку к аттестации; - зарплата 1-го сотрудника в час; - время на аттестацию - го сотрудника; - зарплата - го сотрудника в час; - зарплата -го сотрудника в час, который участвует в аттестации - го сотрудника; - затраты на орграсходы; - недополученная прибыль; - расходы на привлечение консультантов и приобретение литературы.

Экономист Егоршин А.П. полагает, что после составления организационного плана необходимо ещё раз его соотнести с целями аттестации и в случае выявления несоответствий внести своевременно коррективы.

    1. Проведение аттестации является наиболее лёгким этапом осуществления аттестации, так как он зависит от проделанной предварительной работы. Чем лучше и детальнее была сделана предварительная работа, тем лучше пройдёт сам процесс аттестации.
    2. Этап анализа и последующих действий даёт возможность рассмотреть ситуацию не только конкретного работника, но и организации в целом. В отношении конкретного работника выводятся результаты его работы и даются рекомендации по его дальнейшей судьбе в организации либо о его увольнении. Что касается организации в целом, то аттестация позволяет определить эффективность планирования и использования человеческих ресурсов на предприятии, распределение работы и условия работы, соответствие существующих норм и правил организации законодательным нормам охраны труда. [9, с. 20]

Нельзя не согласиться  с мнением экономиста Рогожина М.Ю., в том, что после завершения аттестации, руководители, обладая результатами проверки, должны выработать план действий по реализации основных целей. Например, если в основе аттестации лежала цель о выявлении необходимости обучения сотрудников, то, соответственно, руководители должны разработать план такого обучения. [29, с. 20]

 

 

1.4. Проблемы аттестации персонала

 

Проблемы, возникающие  в ходе проведения аттестации, имеют  человеческую природу, так как аттестацию проводит человек, а не машина. Исследователи выделяют следующие типичные ошибки при проведении аттестации:

1. Предъявляются различные  стандарты для работников,  выполняющих  одинаковую работу. Это может проявляться в похвале одного работника и игнорировании успехов другого работника. Данная ошибка чаще всего не является спланированной акцией, просто при подходе к каждому работнику учитываются его личные качества и если для плохого работника похвала может стать неким двигателем к более тщательному выполнению обязанностей, то для другого работника   это ответственное отношение к работе является  само собой разумеющимся. Следующая ошибка является связанной с данной ошибкой.

2. Сходство убеждений  и взглядов руководителя и  работника чаще всего оказывается  влияние на оценку деятельности  работника, так как намного приятнее работать с людьми, которые разделяют интересы руководства. Соответственно при проведении аттестации происходит не объективная оценка работника, а субъективная оценка. Но иногда работники, которые не разделяют взглядов руководства, являются лучшими работниками и поэтому руководителю необходимо помнить, что работник не должен быть его копией и подражать ему во всём. 

3. Предубеждение членов аттестационной комиссии также могут влиять  на объективность результатов и рекомендации аттестации.

4. Экономист Армстронг М. замечает, что оценка даётся не в целом, а по одному из параметров. Данную ошибку могут допустить специалисты с недостаточным  опытом в проведении аттестации. Одним из примеров такой ошибки могут служить более лояльное отношение к улыбчивым людям, которые считаются более честными и искренними, хотя связи одного с другим до сих пор не доказано. [4, С. 59]

5. Изменение стандартов в ходе исследования наблюдается чаще всего при плохой подготовке к аттестации. Ярким примером данной ошибки является процесс сдачи экзамена, когда преподаватель уверен в том, что все студенты хорошо знают материал, но в процессе экзамена выясняется, что далеко не все студенты достаточно хорошо владеют материалом, поэтому к студентам, сдающим экзамен последними, предъявляются более мягкие требования.

6. Учёт поведения работника  до проведения аттестации, чем  в период приведения её, объясняется  тем, что любая информация запоминается  лучше, когда она произошла недавно, а то, что происходило в течение последних пару месяцев, не запоминается. Данную ошибку можно избежать в случае постоянного ведения отчётности о поведении работников.

7. Использование узкого  диапазона оценок проявляется в занижении или завышении оценок работникам. Данную ошибку чаще всего совершают неопытные руководители.

8. Аналогичная предыдущей ошибка при проведении аттестации заключается в стремлении руководителя завысить оценку, так как он не хочет прослыть суровым по отношению к работникам и воспринимается им как элемент мотивации. Руководителям, проводящим аттестацию необходимо помнить, что аттестация на самом деле оценивает реальную деятельность работника.

9. Стремление сравнивать работников не со стандартами, а друг с другом, проявляется у  тех руководителей, которые слабо понимают сущность аттестации. [6, с. 120]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая глава. Аттестация персонала на предприятии АО «Конструкторул»

 

 

  • 2.1. Общая характеристика предприятия АО «Конструкторул»
  •  

     

    Строительный рынок Республики Молдова на 1 января 2011 года характеризуется наличием 1277 предприятий различных организационно-правовых форм, которые функционируют в строительстве и 154 предприятия, основной вид деятельности которых является проектирование. Большая часть предприятий представлена небольшими частными предприятиями, в которых работает небольшое количество рабочих. Доля этих предприятий составляет 77% от общего количества зарегистрированных фирм. По объёму выполняемых работ они составляют 84% от общего объёма выполненных работ по Республике Молдова. В перечень работ, выполняемых   данными предприятиями, входят:

    1. капитальные и текущие ремонты зданий;
    2. отделочные, санитарно-технические, кровельные работы;
    3. строительство индивидуальных домов, гаражей, дач;
    4. достройка и перестройка существующих строений;
    5. возведение жилых домов.

    Перечень данных видов работ делает данные фирмы достаточно грозной конкурентной силой по отношению к крупным  строительным предприятиям, которые сложились в дореформенный период.

    Все ведущие строительные предприятия были реорганизованы в акционерные общества и приватизированы, получили лицензию на право деятельности в строительстве.

    Строительный рынок Республики Молдова можно характеризовать как достаточно насыщенный рынок, особенностью которого является крайне неравномерное распределение строительных предприятий на территории Республики Молдова. Большая часть предприятий сконцентрирована в центральном регионе Республики Молдова, в частности в столице – в городе Кишинёв.  Северная часть республики Молдова характеризуется в большей степени недостатком строительных предприятий. Таким образом, акционерное общество «Конструктору» располагаясь в северной части Республики Молдова имеет неоспоримое преимущество по сравнению с другими предприятиями.[42]

    Акционерное общество «Конструкторул»  было основано в соответствии с нормативными и законодательными актами Республики Молдова 17 мая 1993 года. АО «Конструкторул» образовалось в результате реорганизации предприятия «Строительный трест».

    Общество располагается по адресу Республика Молдова, город Бэлць, улица  Михай Витязул, 6. Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Республики Молдова, уставом, регламентом общества и решений общего собрания акционеров.

    Основными видами деятельности общества являются:

    1. Продажа распиленной, очищенной от коры, строганной, разрезанной и дополнительно обработанной древесины, пиломатериалов.
    2. Услуги распиловки древесины, лесоматериалов,
    3. Деревянные элементы конструкций, плотничные и столярные строительные изделия. Двери и окна деревянные.
    4. Плотничные и столярные строительные изделия по спецификации заказчика.
    5. Металлоконструкции для строительных работ,
    6. Подрядчики по строительству зданий,
    7. Подрядчики по строительству зданий с собственными архитектурно-проектными подразделениями,
    8. Генеральные подрядчики по строительству зданий и сооружений,
    9. Подрядчики по строительству сборных жилых зданий из конструкций заводского изготовления.
    10. Подрядчики по строительству сборных промышленных и коммерческих зданий и сооружений из конструкций заводского изготовления,
    11. Подрядчики по строительству жилых зданий,
    12. Подрядчики по строительству муниципального жилья,
    13. Подрядчики по строительству отелей, гостиниц и офисных зданий
    14. Подрядчики по строительству зданий школ и колледжей,
    15. Подрядчики по реставрации зданий,
    16. Подрядчики по ремонту, восстановлению зданий,
    17. Подрядчики по приготовлению бетонных смесей, бетонных растворов,
    18. Подрядчики по приготовлению легких бетонных растворов и смесей,
    19. Подрядчики по штукатурным работам в строительстве,
    20. Подрядчики по малярным работам и отделке фасадов в строительстве,
    21. Подрядчики по окраске промышленных конструкций и зданий,
    22. Подрядчики по внешней окраске и отделке непромышленных зданий.

    Информация о работе Аттестация персонала