Аттестация персонала
Аттестация
персонала — кадровые мероприятия,
призванные оценить соответствие
уровня труда, качеств и потенциала
личности требованиям выполняемой
деятельности. Главное назначение
аттестации — не контроль исполнения
(хотя это тоже очень важно),
а выявление резервов повышения
уровня отдачи работника.
Функции по
проведению аттестации распределяются
между линейными руководителями
(менеджерами) и менеджерами по
персоналу (кадровыми службами):
Линейные руководители
Кадровые службы
Основываясь
на корпоративной политике, разрабатывают
общие принципы оценки персонала
Консультируют
по выделению существенных параметров
оценки
Разрабатывают
нормативные и методические материалы
Организуют аттестационные
процедуры
Обучают линейных
менеджеров эффективной работе в
рамках аттестационных процедур и собеседований
Участвуют в
аттестационных процедурах в качестве
экспертов, готовят индивидуальные
оценочные материалы (анкеты, характеристики,
рекомендации) для аттестуемых
Участвуют в
работе аттестационных комиссий
Контролируют
реализацию аттестационных процедур
Обрабатывают
и анализируют данные
Осуществляют
хранение и использование кадровой
информации (в частности, для формирования
резерва и планирования карьеры)
Таким образом,
в проведении аттестации принимают
участие не только сотрудники
кадровых служб, но и линейные
руководители. Так, в США непосредственный
начальник должен не только
хорошо знать своих непосредственных
подчиненных, но и работников,
занимающих в организационной
структуре должности несколькими
уровнями ниже. Руководитель одного-двух
вышестоящих уровней рассматривает
выставленные оценки с учетом
проявленной реакции работника,
перепроверяет и утверждает их.
Если результаты труда и потенциал
работника превосходят стандарты,
требуется еще одно утверждение
на более высоком уровне.
Эффективному
сбору информации, особенно по
оценке труда, может способствовать
привлечение в качестве экспертов
всех работников подразделения,
в котором проходит аттестация,
и работников, непосредственно взаимодействующих
с данным подразделением.
Элементы аттестации
. С учетом целей аттестации можно
говорить о двух ее составных частях:
оценке труда и оценке персонала.
Оценка труда
направлена на сопоставление
содержания, качества и объема
фактического труда с планируемым
результатом труда, который представлен
в технологических картах, планах
и программах работы предприятия.
Оценка труда дает возможность
оценить количество, качество и
интенсивность труда.
При проведении
аттестации руководителей имеет
смысл не только давать оценку
труда каждого из них, но
и организовывать особые процедуры
оценки труда руководимого им
подразделения (целесообразно привлекать
и использовать информацию от
смежных подразделений организации,
а также внешних партнеров
и клиентов, с которыми это
подразделение взаимодействует).
Оценка персонала
позволяет изучить степень подготовленности
работника к выполнению именно
того вида деятельности, которым
он занимается, а также выявить
уровень его потенциальных возможностей
для оценки перспектив роста.
Анализ практики
управления показывает, что корпорации
используют в большинстве случаев
одновременно оба вида оценки
деятельности работников, т. е.
оценку труда и оценку качеств,
влияющих на достижение результатов.
Оценочная форма включает два
соответствующих раздела, в каждом
из которых от руководителя
наряду с балльной оценкой
обычно требуются развернутые
обоснования. Аттестационные процедуры
предусматривают индивидуальное
обсуждение итогов оценки с
подчиненным, который удостоверяет
это подписью, а также может
зафиксировать несогласие с выводами
начальника и особые обстоятельства,
повлиявшие на результаты труда.
В большинстве
корпораций оценка и аттестация
организуются ежегодно, в отдельных
компаниях (особенно если они
применяют упрощенные процедуры
оценки) — каждые полгода. Кроме
того, проводятся неформальные собеседования
и в промежутке между ежегодными
формальными оценками обсуждаются
результаты труда и обязательного
текущего наблюдения за деятельностью
подчиненных. Если процедуры оценки
труда хорошо формализованы, целесообразно
проводить оценочные мероприятия
чаще, например в конце каждой
недели, месяца, квартала. Хотя эти
мероприятия не являются аттестационными,
но могут давать существенную
информацию о динамике эффективности
труда работников и подразделений
в целом.
Особенно
тщательно контроль осуществляется
за вновь принятыми на работу
и за получившими новое назначение.
Например, в компании “Макдональдс”
руководители и специалисты в
обязательном порядке должны
проходить аттестацию при каждом
повышении (понижении) в должности,
а также через шесть месяцев
с момента найма, перевода на
другую должность. В “Контрол
дейта” неформальная оценка для
вновь принятых проводится через
три месяца, для переведенных
с другой должности — через
30 дней, а формальная — через
полгода работы.
Тщательный
контроль за вхождением работника
в должность призван ускорить
этот процесс. Корпорация, приобретая
дорогостоящий “человеческий ресурс”
или пробуя применить его в
новом качестве, рассчитывает получить
быструю отдачу. Жесткий контроль
и оценка сильных и слабых
сторон деятельности работника
позволяют оказать ему необходимую
помощь, быстрее исправить недостатки.
Одновременно проверяется правильность
решения о назначении. В отношении
рядовых исполнителей, управляющих
низового звена, такой ответ,
как предполагается, должен быть
получен уже через несколько
месяцев, в отношении руководителей
среднего и высшего звеньев
— не позднее года. Работника,
не справляющегося с обязанностями,
в короткий срок переводят
на менее ответственную работу
или увольняют. Другая цель
сокращения сроков формальной
оценки в этот период состоит
в навязывании работнику высоких
стандартов трудовой деятельности.
Администрации американских фирм
опасаются полагаться в утверждении
этих стандартов лишь на “групповые
нормы” трудового поведения.
Как известно, групповые взаимодействия
и нормы в американских корпорациях
не являются столь же сильными
и обязательными, как в японской
промышленности. Между тем, в первые
месяцы социальной адаптации
работника закладываются нормы
поведения и основы его будущей деятельности.
В дальнейшем привитые работнику стандарты
трудовой деятельности стремятся закрепить
и поддерживать, используя уже регулярную
процедуру ежегодной оценки.
Этапы аттестации.
Аттестация проводится в несколько
этапов: подготовка, сама аттестация и
подведение итогов.
Подготовка
, осуществляемая кадровой службой,
включает:
разработку принципов
и методики проведения аттестации;
издание нормативных
документов по подготовке и проведению
аттестации (приказ, список аттестационной
комиссии, методика проведения аттестации,
план проведения аттестации, программа
подготовки руководителей, инструкция
по хранению персональной информации);
подготовку специальной
программы по подготовке к проведению
аттестационных мероприятий (при проведении
аттестации в первый раз по новой
методике);
подготовку материалов
аттестации (бланки, формы и т.д.).
Проведение аттестации:
аттестуемые и
руководители самостоятельно (по разработанной
кадровой службой структуре) готовят
отчеты;
аттестуемые и
не только руководители, но и сотрудники
и коллеги заполняют оценочные
формы;
анализируются
результаты;
проводятся заседания
аттестационной комиссии.
Подведение итогов
аттестации:
анализ кадровой
информации, ввод и организация использования
персональной информации;
подготовка рекомендаций
по работе с персоналом;
утверждение результатов
аттестации.
Анализ результатов
аттестации.
Оценка труда:
выявление работников,
не удовлетворяющих стандартам труда;
выявление работников,
удовлетворяющих стандартам труда;
выявление работников,
существенно превышающих стандарты
труда.
Оценка персонала:
диагностика уровня
развития профессионально важных качеств;
сопоставление
индивидуальных результатов со стандартными
требованиями работы (по уровням и
специфике должностей);
выявление сотрудников
с отклоняющимися от стандартов качествами;
оценка перспектив
эффективной деятельности;
оценка роста;
ротации.
Сведение и
обработка данных , как правило, проводятся
по окончании аттестации. Для подведения
обобщенных итогов
составляются
сравнительные таблицы эффективности
работников;
выделяются группы
риска (неэффективно работающих или
работников с неоптимальным уровнем
развития профессионально важных качеств);
выделяются группы
роста (работников, ориентированных
и способных к развитию и профессиональному
проведению);
готовятся рекомендации
по использованию данных аттестации.
Проведение собеседований
по результатам аттестации. Кроме
обратной связи с аттестуемым, в
ходе беседы проводятся уточнение данных
и сбор дополнительной кадровой информации.
Затем новые и уточненные данные
вводятся в обобщенные формы и
анализируются.
Организация
хранения данных. Чтобы кадровой
информацией можно было воспользоваться
при принятии кадровых и иных
решений, необходимо правильно
организовать хранение информации
по результатам аттестации. Следует
разработать особую форму ввода
и хранения информации (по персоналиям,
отделам, уровням иерархии, направлениям
деятельности подразделений). Необходимо
также иметь возможность поиска
информации и по этим параметрам,
и по параметрам качества и
количества труда.