Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:41, реферат
Сбыт (в широком смысле) – деятельность предприятия, посредством которой осуществляется продвижение продукции от изготовителя к конечному потребителю, ее реализация путем совершения актов купли-продажи, а также обеспечение перехода прав собственности от изготовителя к посреднику и далее к конечному потребителю. Также существует мнение, что это система организационно-экономических, правовых и поведенческих отношений, возникающих в процессе продвижения поставки, и реализации произведенной продукции конечному потребителю.
1. Сущность форм сбыта продукции предприятия и особенности их выбора
1.1 Понятие и классификация форм сбыта продукции, их сравнительная характеристика
1.2 Факторы, определяющие выбор форм сбыта продукции предприятия
1.3 Оценка эффективности форм сбыта
2. Анализ форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ форм сбыта продукции, используемых на предприятии
2.2.1 Методы прямого сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.2.2 Сбыт продукции ОАО «Мотовело» через торговых посредников
2.3 Оценка эффективности форм сбыта продукции предприятия
3. Совершенствование форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
3.1 Разработка положения о сбытовой системе ОАО «Мотовело»
3.2 Диверсификация методов прямого сбыта продукции предприятия
3.3 Повышение эффективности использования косвенного сбыта продукции
При оценке каналов наиболее часто используются следующие критерии:
- прибыльность каналов;
- степень их соответствия требованиям потребителей;
- управляемость, то
есть возможность дальнейшего
контроля со стороны
- уровень конкуренции за возможность работы с каналом;
- перспективность каналов с
точки зрения долгосрочных
Исходя из специфики бизнеса, могут использоваться также и более узкие критерии оценки работы каналов, такие как:
- объем продаж;
- процент продаж целевым клиентам;
- темпы роста продаж;
- оборачиваемость товарных
- средний уровень товарных
- востребованность
По каждому из критериев необходимо определить систему баллов (например, это может быть 10-бальная шкала, где 1 балл означает, что критерий минимально выражен, 10 баллов – критерий максимально выражен), а также ввести весовой коэффициент для каждого критерия. Итоговый суммарный балл каждого канала с учетом весовых коэффициентов даст четкую картину приоритетности того или иного канала.
Проанализировав и оценив каждый из существующих или планируемых каналов, необходимо составить итоговую таблицу с данными по каждому из них. Каналы, суммарный балл которых максимальный, являются наиболее перспективными. Каналы с низким суммарным баллом необходимо закрыть и перенаправить поток товаров в другие, более перспективные каналы распределения. Что же касается каналов, которые находятся по сумме балов посредине между минимальным и максимальным значениями, то действия компании-производителя по отношению к ним могут быть различными в зависимости от ее маркетинговой стратегии: их можно как закрыть, так и сконцентрировать на работе с ними свои усилия с целью повысить их эффективность.
Предложенная методика оценки эффективности каналов распределения имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относятся:
- четкость и логическая
- относительная простота
- возможность определения эффективности каждого канала в отдельности;
- возможность воссоздания общей
картины состояния системы
- наглядность результатов
Недостатками данной методики являются:
- наличие субъективного фактора (выбор критериев оценки, определение системы баллов и весовых коэффициентов осуществляются, исходя из субъективной точки зрения одного или нескольких экспертов);
- сравнительно долгое время,
необходимое для оценки
- возможность ошибочных выводов по результатам оценки.
Но, несмотря на отрицательные стороны данной методики, с ее помощью компания может составить план продаж, основанный не на интуитивных оценках, а на комплексной всесторонней оценке каждого из каналов с учетом рыночной ориентации компании. [9, с.320; 14, с.230; 19, с.1]
Помимо приведенных выше критериев оценки деятельности посредников производителем могут быть использованы в комплексе 3 критерия, по которым также можно оценить посредников (таблица 1.3.4).
Таблица 1.3.4 Критерии оценки деятельности посредников
Критерий |
Параметры для оценки критерия |
Оценка |
Оценка исполнения посредником его обязанностей |
1. Посредник обладает достаточными знаниями о нашем товаре, что позволяет ему выполнять свою работу на высоком уровне |
|
2. Посредник достаточно активно продвигает наш товар на рынок |
||
3. Мы часто соглашаемся с нашим посредником по поводу потенциала внешнего рынка |
||
4. Посредник уделяет
нашему товару достаточное |
||
5. Посредник предоставляет нам информацию о состоянии рынка в нужных объемах |
||
Оценка зависимости предприятия-производителя от посредника при выполнении экспортных операций |
1. Наше предприятие
в значительной степени |
|
2. Прекращение отношений с посредником негативно скажется на прибыли нашего предприятия |
||
3. Прекращение отношений
с посредником негативно |
||
Оценка важности определенных экспортных операций для эффективного экспорта продукции в целом |
1. Обеспечение информационной
поддержки продукции за |
|
2. Осуществление функции
продвижения на иностранном |
||
3. Развитие маркетинговой
стратегии для иностранного |
||
4. Обеспечение послепродажного обслуживания клиентов |
||
Первый и второй критерии оцениваются по шести балльной шкале: 1 - абсолютно не согласен, 6 - абсолютно согласен. Третий критерий оценивается по пятибалльной шкале: 1 - наименее важно, 5 - наиболее важно |
Примечание. Источник: собственная разработка
Перечисленные в таблице 1.3.4 критерии оценки представляют собой:
1.Оценка исполнения
посредником его обязанностей. Часто
производители связывают
2.Оценка зависимости
предприятия-производителя от
Оценить зависимость предприятия от посредника можно, используя два основных подхода. Во-первых, для этого можно посчитать процентное отношение продаж и прибыли, полученных от данного посредника, ко всему объему продаж и прибыли. Если значительная часть прибыли зависит от посредника, то его довольно трудно заменить. Во-вторых, можно оценить легкость замены посредника с точки зрения наличия на рынке альтернативных посредников и существования издержек переключения. Зависимость предприятия от посредника снижается, когда оно получает все больше знаний в области экспорта и имеет ресурсы для выполнения экспортных операций самостоятельно. Но при снижении зависимости могут возникнуть конфликты, потому что производитель будет стремиться к большей самостоятельности, а посредник не захочет менять выгодные для себя условия контракта.
3.Оценка важности
Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что предприятию необходимо использовать различные критерии для более объективной и полной оценки как деятельности собственной сбытовой сети, так и деятельности участников канала при косвенном сбыте - следует избегать использования какого-либо одного интегрального коэффициента оценки. Помимо оценки эффективности собственной сбытовой сети они анализируют выполнение посредниками их функций и свои выгоды или потери от отношений с определенным посредником. Такая оценка при благоприятном результате служит индикатором удовлетворенности производителя деятельностью своего посредника и базой для принятия решения о продолжении отношений. Если же оценка дала неудовлетворительный результат, то это может привести к разрыву отношений с посредником.
В результате написания данной главы были рассмотрены теоретические аспекты сущности форм сбыта продукции предприятия в целом, и в частности: понятие сбыта; виды и назначение сбытовых систем производственных предприятий; классификация форм сбыта продукции, их сравнительная характеристика, достоинства и недостатки каждой из них; также подробно были освещены факторы, определяющие выбор определенной формы сбыта; рассмотрена возможная методика оценки эффективности каждой из форм сбыта для предприятия.
2. АНАЛИЗ ФОРМ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОАО «МОТОВЕЛО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Мотовело» создано в процессе реформирования форм собственности на базе Минского мотоциклетного и велосипедного завода, основанного в 1945 году. Форма собственности предприятия планомерно менялась: от государственной – в коллективную, а в 1999 году завод был преобразован в открытое акционерное общество. ОАО «Мотовело» один из крупнейших производителей мотоциклов и велосипедов на территории СНГ. В настоящее время здесь производится около 500 тысяч велосипедов и 9 тысяч мотоциклов в год. Трудовой коллектив насчитывает около 4000 человек. На балансе предприятия находятся объекты социально-бытового назначения: детские дошкольные учреждения, столовая, детский оздоровительный лагерь, общежитие. На сегодняшний день ОАО «Мотовело» выкуплено австрийской компанией, которая стала его собственником.
В результате изучения Устава были сформулированы следующие функции, основная цель и задачи деятельности предприятия.
Цель: получение прибыли и удовлетворение социальных и экономических интересов акционеров и трудового коллектива Общества в результате производства и реализации конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, а также повышение качества данной продукции и расширение номенклатуры.
Функции: осуществление коммерческой деятельности, направленной на выполнение уставных целей и задач.
Задачи: производство велосипедов, мотоциклов и прочих транспортных средств.
Стратегией предприятия является усиление позиций на рынке мотоциклов и велосипедов стран СНГ, посредством разработки новых изделий, увеличение доли ОАО «Мотовело» на рынке мотоциклов Вьетнама, Афганистана и Ирана, экспансия на рынки Лаоса, Бирмы, Кампучии, севера Китая и Латинской Америки.
В соответствии с Уставом предприятия, управление им осуществляется Советом предприятия во главе с генеральным директором. Организация трудовых процессов ИТР и служащих предусматривает использование средств вычислительной, копировально-множительной и иной техники. На предприятии разрабатываются более гибкие структуры управления, позволяющие улучшить управляемость структурными подразделениями, повышать оперативность в управлении и исполнительскую дисциплину.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 220765, г. Минск, Партизанский пр., 8.
ОАО «Мотовело» внесено в государственный реестр предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, и в реестр участников внешнеэкономических связей. В таблице 2.1.1 приведена структура основных видов деятельности ОАО «Мотовело» в соответствии с Уставом предприятия.
Таблица 2.1.1 Структура основных видов деятельности предприятия по направлениям (в % к общему доходу от них):
Основные виды деятельности предприятия (все 100%) |
Доля(%) |
производство и сбыт на внутреннем и внешних рынках мотоциклов и велосипедов, запасных частей к ним, комплектующих изделий |
72,6% |
производство и сбыт товаров народного потребления |
8,6% |
оказание платных услуг населению |
1,4% |
фирменная торговля |
6,7% |
производство сельскохозяйственной продукции |
5,3% |
организация сервисного обслуживания продукции предприятия |
2,1% |
выполнение строительных и ремонтно-строительных работ и др. |
1,5% |
другие виды деятельности |
1,8% |
Примечание. Источник: [собственная разработка, Устав предприятия]
Основные финансово-
Таблица 2.1.2 Финансово – экономические показатели за 2005 – 2007гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Темп роста(2006 к 2005) |
Темп роста(2007 к 2006) |
Выручка от реализации с налогами: в т.ч. |
млн. р. |
87 241 |
59 808 |
58 775 |
68,6(-) |
98,3(-) |
-неоплаченная покупателями |
« |
2 432 |
2 529 |
5 116 |
103,9(+) |
202,3(+) |
-оплаченная покупателями |
« |
84 809 |
57 279 |
53 659 |
67,5(-) |
93,7(-) |
в т. ч. -денежными средствами |
« |
43 292 |
40 339 |
52 448 |
93,2(-) |
130(+) |
- неденеж. средствами |
« |
41 517 |
16 940 |
1 211 |
40,8(-) |
7,1(-) |
в т.ч.- товарообменные операции |
« |
4 963 |
3 371 |
460 |
67,9(-) |
13,6(-) |
Уд.вес неденежной формы прекращения обязательств, В т.ч. по товарообмен. опер. |
% |
47,6
5,7 |
28,3
5,6 |
2,3
1,4 |
59,5(-)
98,2(-) |
8,1(-)
25(-) |
Налоги от реализации продукции |
млн. р. |
11 943 |
7 888 |
7 140 |
66(-) |
90,5(-) |
Выручка от реализации продукции без налогов |
млн. р. |
75 298 |
51 920 |
51 636 |
68,9(-) |
99,5(-) |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. р. |
78 000 |
59 144 |
55 910 |
75,8(-) |
94,5(-) |
Прибыль, убыток (-) от реализации продукции |
млн. р. |
- 2 702 |
- 7 224 |
-4 274 |
-267,4(-) |
59,2(-) |
Налоги и прочие платежи из прибыли |
млн. р. |
731 |
633 |
481 |
86,6(-) |
76(-) |
Чистая прибыль, убыток (-) |
млн.р. |
- 6 855 |
-7 698 |
-4 732 |
-112,3(-) |
61,5(-) |
Сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков отчетного периода(добавочный фонд) |
млн.р. |
- |
7 698 |
- |
- |
- |
Результат финансовой деятельности |
млн.р |
- |
- |
- |
- |
- |
Начислено (к уплате) платежей в бюджет (без подоходного налога) |
млн. р. |
6478 |
4 734 |
579 |
73,1(-) |
12,2(-) |
Начислено (к уплате)платежей во внебюджетные фонды(ФСЗН) |
млн. р. |
5 687 |
4 334 |
4 499 |
76,2(-) |
103,8(+) |
Всего налогов и отчислений (без подоходного налога) |
млн. р. |
12 165 |
9 068 |
5078 |
74,5(-) |
56(-) |
Налоговая нагрузка |
% |
5,9 |
6,4 |
0,65 |
108,5(+) |
10,2(-) |
Затраты на рубль произведенной продукции |
коп. |
94,8 |
111,2 |
101,8 |
117,3(+) |
91,5(-) |
Рентабельность произведенной продукции |
% |
-9,5 |
-10 |
-1,8 |
-105,3(-) |
118(+) |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
-3,5 |
-12,2 |
-7,6 |
-348,6(-) |
62,3(-) |
Коэффициент текущей ликвидности |
норма 1,3 |
1,14 |
0,87 |
2,52 |
76,3(-) |
289,7(+) |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
норма 0,2 |
0,1 |
-0,18 |
0,28 |
-180(-) |
155,6(+) |
Незавершенное производство |
млн. р. |
3 786 |
2617 |
6 111 |
67,5(-) |
233,5(+) |
Готовая продукция на складе |
млн. р. |
8 874 |
3 780 |
10 898 |
42,6(-) |
288,3(+) |
Мотоциклы |
штук |
3 874 |
295 |
921 |
7,6(-) |
312,2(+) |
Велосипеды |
штук |
57 213 |
28 321 |
83 544 |
49,5(-) |
295(+) |
Среднесписочная численность для расчета средних величин |
чел |
3 869 |
3 043 |
2 506 |
78,7(-) |
82,4(-) |
В т.ч. ППП |
чел |
3 743 |
2 933 |
2 409 |
78,4(-) |
82,3(-) |
Средняя заработная плата всего |
руб. |
376126 |
369112 |
484,7 |
98,1(-) |
131,3(+) |
В т.ч. ППП |
руб. |
380112 |
373418 |
492,5 |
98,2(-) |
131,9(+) |
Потери от брака |
тыс. р. |
55 279 |
17 690 |
15 317 |
32(-) |
86,6(-) |
Удельный вес в себестоимости |
% |
0,08 |
0,03 |
0,03 |
37,5(-) |
- |
Количество рекламаций на продукцию МОТО |
штук |
156 |
164 |
134 |
105,1(+) |
81,7(-) |
ВЕЛО |
штук |
1 641 |
1 155 |
920 |
70,4(-) |
79,7(-) |
Средний остаток оборотных средств |
млн.р |
20 796 |
30 912 |
76 584 |
148,6(+) |
247,7(+) |
Основные фонды на начало периода |
млн.р |
48 587 |
49 300 |
49 088 |
101,5(+) |
99,6(-) |