Сбытовая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:41, реферат

Краткое описание

Сбыт (в широком смысле) – деятельность предприятия, посредством которой осуществляется продвижение продукции от изготовителя к конечному потребителю, ее реализация путем совершения актов купли-продажи, а также обеспечение перехода прав собственности от изготовителя к посреднику и далее к конечному потребителю. Также существует мнение, что это система организационно-экономических, правовых и поведенческих отношений, возникающих в процессе продвижения поставки, и реализации произведенной продукции конечному потребителю.

Оглавление

1. Сущность форм сбыта продукции предприятия и особенности их выбора
1.1 Понятие и классификация форм сбыта продукции, их сравнительная характеристика
1.2 Факторы, определяющие выбор форм сбыта продукции предприятия
1.3 Оценка эффективности форм сбыта
2. Анализ форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ форм сбыта продукции, используемых на предприятии
2.2.1 Методы прямого сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.2.2 Сбыт продукции ОАО «Мотовело» через торговых посредников
2.3 Оценка эффективности форм сбыта продукции предприятия
3. Совершенствование форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
3.1 Разработка положения о сбытовой системе ОАО «Мотовело»
3.2 Диверсификация методов прямого сбыта продукции предприятия
3.3 Повышение эффективности использования косвенного сбыта продукции

Файлы: 1 файл

0729823_F0472_diplomnaya_rabota_analiz_form_sbyta_produkcii_oao_motovelo.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

При оценке каналов наиболее часто используются следующие критерии:

- прибыльность каналов;

- степень их соответствия  требованиям потребителей;

- управляемость, то  есть возможность дальнейшего  контроля со стороны предприятия-производителя  за товародвижением и ценами;

- уровень конкуренции за возможность работы с каналом;

- перспективность каналов с  точки зрения долгосрочных тенденций.

Исходя из специфики бизнеса, могут  использоваться также и более  узкие критерии оценки работы каналов, такие как:

- объем продаж;

- процент продаж целевым клиентам;

- темпы роста продаж;

- оборачиваемость товарных запасов;

- средний уровень товарных запасов;

- востребованность дополнительных  сервисных услуг, предоставляемых  поставщиком и т.п.

По каждому из критериев необходимо определить систему баллов (например, это может быть 10-бальная шкала, где 1 балл означает, что критерий минимально выражен, 10 баллов – критерий максимально выражен), а также ввести весовой коэффициент для каждого критерия. Итоговый суммарный балл каждого канала с учетом весовых коэффициентов даст четкую картину приоритетности того или иного канала.

Проанализировав и оценив каждый из существующих или планируемых каналов, необходимо составить итоговую таблицу  с данными по каждому из них. Каналы, суммарный балл которых максимальный, являются наиболее перспективными. Каналы с низким суммарным баллом необходимо закрыть и перенаправить поток товаров в другие, более перспективные каналы распределения. Что же касается каналов, которые находятся по сумме балов посредине между минимальным и максимальным значениями, то действия компании-производителя по отношению к ним могут быть различными в зависимости от ее маркетинговой стратегии: их можно как закрыть, так и сконцентрировать на работе с ними свои усилия с целью повысить их эффективность.

Предложенная методика оценки эффективности  каналов распределения имеет  как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относятся:

- четкость и логическая последовательность  этапов оценки;

- относительная простота применения;

- возможность определения эффективности каждого канала в отдельности;

- возможность воссоздания общей  картины состояния системы распределения  предприятия;

- наглядность результатов оценки  эффективности каналов распределения.

Недостатками данной методики являются:

-  наличие субъективного фактора (выбор критериев оценки, определение системы баллов и весовых коэффициентов осуществляются, исходя из субъективной точки зрения одного или нескольких экспертов);

- сравнительно долгое время,  необходимое для оценки эффективности  каналов;

- возможность ошибочных выводов  по результатам оценки.

Но, несмотря на отрицательные стороны  данной методики, с ее помощью компания может составить план продаж, основанный не на интуитивных оценках, а на комплексной  всесторонней оценке каждого из каналов с учетом рыночной ориентации компании. [9, с.320; 14, с.230; 19, с.1]

Помимо приведенных  выше критериев оценки деятельности посредников производителем могут  быть использованы в комплексе 3 критерия, по которым также можно оценить  посредников (таблица 1.3.4).

Таблица 1.3.4 Критерии оценки деятельности посредников

Критерий

Параметры для оценки критерия

Оценка

Оценка исполнения посредником  его обязанностей

1. Посредник обладает  достаточными знаниями о нашем  товаре, что позволяет ему выполнять  свою работу на высоком уровне

 

2. Посредник достаточно  активно продвигает наш товар  на рынок

 

3. Мы часто соглашаемся  с нашим посредником по поводу  потенциала внешнего рынка

 

4. Посредник уделяет  нашему товару достаточное внимание

 

5. Посредник предоставляет нам информацию о состоянии рынка в нужных объемах

 

Оценка зависимости  предприятия-производителя от посредника при выполнении экспортных операций

1. Наше предприятие  в значительной степени зависит  от экспортных услуг посредника

 

2. Прекращение отношений с посредником негативно скажется на прибыли нашего предприятия

 

3. Прекращение отношений  с посредником негативно скажется  на прибыли нашего предприятия

 

Оценка важности определенных экспортных операций для эффективного экспорта продукции в целом

1. Обеспечение информационной  поддержки продукции за границей

 

2. Осуществление функции  продвижения на иностранном рынке

 

3. Развитие маркетинговой  стратегии для иностранного рынка

 

4. Обеспечение послепродажного  обслуживания клиентов

 

Первый и второй критерии оцениваются по шести балльной шкале: 1 - абсолютно не согласен, 6 - абсолютно согласен. Третий критерий оценивается по пятибалльной шкале: 1 - наименее важно, 5 - наиболее важно


Примечание. Источник: собственная разработка

Перечисленные в таблице 1.3.4 критерии оценки представляют собой:

1.Оценка исполнения  посредником его обязанностей. Часто  производители связывают низкий  объем продаж на внешнем рынке  и низкие прибыли с недостатком  внимания со стороны посредника к продукции предприятия.

2.Оценка зависимости  предприятия-производителя от посредника  при выполнении экспортных операций. Если предприятие во многом  зависит от своего посредника, то для достижения своих целей  ему необходимо уделять особое  внимание развитию и поддержанию  отношений с посредником. Зависимость предприятия во многом формируется возможностью выбора альтернативного посредника, то есть от количества посредников на рынке.

Оценить зависимость предприятия от посредника можно, используя два основных подхода. Во-первых, для этого можно посчитать процентное отношение продаж и прибыли, полученных от данного посредника, ко всему объему продаж и прибыли. Если значительная часть прибыли зависит от посредника, то его довольно трудно заменить. Во-вторых, можно оценить легкость замены посредника с точки зрения наличия на рынке альтернативных посредников и существования издержек переключения.  Зависимость предприятия от посредника снижается, когда оно получает все больше знаний в области экспорта и имеет ресурсы для выполнения экспортных операций самостоятельно. Но при снижении зависимости могут возникнуть конфликты, потому что производитель будет стремиться к большей самостоятельности, а посредник не захочет менять выгодные для себя условия контракта.

3.Оценка важности определенных  экспортных операций для эффективного экспорта продукции в целом. Производитель и посредник могут иметь разные мнения по этому поводу: обычно они имеют разные приоритеты, особенно в области продвижения и предоставления послепродажных услуг. Эти разногласия могут привести к негативной оценке предприятием своего посредника, производитель может прийти к выводу, что посредник неправильно распределяет ресурсы, растрачивая средства и усилия на выполнение не особенно важных функций. [15, с.47]

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что предприятию необходимо использовать различные критерии для более объективной и полной оценки как деятельности собственной сбытовой сети, так и деятельности участников канала при косвенном сбыте - следует избегать использования какого-либо одного интегрального коэффициента оценки. Помимо оценки эффективности собственной сбытовой сети они анализируют выполнение посредниками их функций и свои выгоды или потери от отношений с определенным посредником. Такая оценка при благоприятном результате служит индикатором удовлетворенности производителя деятельностью своего посредника и базой для принятия решения о продолжении отношений. Если же оценка дала неудовлетворительный результат, то это может привести к разрыву отношений с посредником.

В результате написания данной главы были рассмотрены теоретические аспекты сущности форм сбыта продукции предприятия в целом, и в частности: понятие сбыта; виды и назначение сбытовых систем производственных предприятий; классификация форм сбыта продукции, их сравнительная характеристика, достоинства и недостатки каждой из них; также подробно были освещены факторы, определяющие выбор определенной формы сбыта; рассмотрена возможная методика оценки эффективности каждой из форм сбыта для предприятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ФОРМ СБЫТА  ПРОДУКЦИИ ОАО «МОТОВЕЛО»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

Открытое акционерное  общество «Мотовело» создано в процессе реформирования форм собственности  на базе Минского мотоциклетного и  велосипедного завода, основанного в 1945 году. Форма собственности предприятия планомерно менялась: от государственной – в коллективную, а в 1999 году завод был преобразован в открытое акционерное общество. ОАО «Мотовело» один из крупнейших производителей мотоциклов и велосипедов на территории СНГ. В настоящее время здесь производится около 500 тысяч велосипедов и 9 тысяч мотоциклов в год. Трудовой коллектив насчитывает около 4000 человек. На балансе предприятия находятся объекты социально-бытового назначения: детские дошкольные учреждения, столовая, детский оздоровительный лагерь, общежитие. На сегодняшний день ОАО «Мотовело» выкуплено австрийской компанией, которая стала его собственником.

В результате изучения Устава были сформулированы следующие функции, основная цель и задачи деятельности предприятия.

Цель: получение прибыли и удовлетворение социальных и экономических интересов акционеров и трудового коллектива Общества в результате производства и реализации конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, а также повышение качества данной продукции и расширение номенклатуры.

Функции: осуществление коммерческой деятельности, направленной на выполнение уставных целей и задач.

Задачи: производство велосипедов, мотоциклов и прочих транспортных средств.

Стратегией предприятия является усиление позиций на рынке мотоциклов и велосипедов стран СНГ, посредством разработки новых изделий, увеличение доли ОАО «Мотовело» на рынке мотоциклов Вьетнама, Афганистана и Ирана, экспансия на рынки Лаоса, Бирмы, Кампучии, севера Китая и Латинской Америки.

В соответствии с Уставом  предприятия, управление им осуществляется Советом предприятия во главе  с генеральным директором. Организация  трудовых процессов ИТР и служащих предусматривает использование  средств вычислительной, копировально-множительной и иной техники. На предприятии разрабатываются более гибкие структуры управления, позволяющие улучшить управляемость структурными подразделениями, повышать оперативность в управлении и исполнительскую дисциплину.

Юридический адрес: Республика Беларусь, 220765, г. Минск, Партизанский пр., 8.

ОАО «Мотовело» внесено  в государственный реестр предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, и в реестр участников внешнеэкономических  связей. В таблице 2.1.1 приведена структура  основных видов деятельности ОАО «Мотовело» в соответствии с Уставом предприятия.

Таблица 2.1.1  Структура основных видов деятельности предприятия по      направлениям (в % к общему доходу от них):

Основные виды деятельности предприятия (все 100%)

Доля(%)

производство и сбыт на внутреннем и внешних рынках мотоциклов и велосипедов, запасных частей к ним, комплектующих изделий

72,6%

производство и сбыт товаров народного потребления

8,6%

оказание платных услуг  населению

1,4%

фирменная торговля

6,7%

производство сельскохозяйственной продукции

5,3%

организация сервисного обслуживания продукции предприятия

2,1%

выполнение строительных и ремонтно-строительных работ и  др.

1,5%

другие виды деятельности

1,8%


Примечание. Источник: [собственная разработка, Устав предприятия]

Основные финансово-экономические  показатели работы предприятия ОАО  «Мотовело» представлены ниже в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 Финансово – экономические показатели за 2005 – 2007гг.

Показатели

Ед. изм.

2005 год

2006 год

2007 год

Темп роста(2006 к 2005)

Темп роста(2007 к 2006)

Выручка от  реализации  с налогами: в т.ч.

млн. р.

87 241

59 808

58 775

68,6(-)

98,3(-)

-неоплаченная покупателями

«

2 432

2 529

5 116

103,9(+)

202,3(+)

-оплаченная покупателями 

«

84 809

57 279

53 659

67,5(-)

93,7(-)

 в т. ч.  -денежными  средствами

«

43 292

40 339

52 448

93,2(-)

130(+)

- неденеж. средствами 

«

41 517

16 940

1 211

40,8(-)

7,1(-)

в т.ч.- товарообменные операции

«

4 963

3 371

460

67,9(-)

13,6(-)

Уд.вес неденежной формы  прекращения обязательств,

В т.ч. по товарообмен. опер.

%

47,6

 

5,7

28,3

 

5,6

2,3

 

1,4

59,5(-)

 

98,2(-)

8,1(-)

 

25(-)

Налоги от реализации продукции

млн. р.

11 943

7 888

7 140

66(-)

90,5(-)

Выручка от реализации продукции  без налогов

млн. р.

75 298

51 920

51 636

68,9(-)

99,5(-)

Себестоимость реализованной продукции

млн. р.

78 000

59 144

55 910

75,8(-)

94,5(-)

Прибыль, убыток (-) от реализации  продукции

млн. р.

- 2 702

- 7 224

-4 274

-267,4(-)

59,2(-)

Налоги и прочие платежи  из прибыли

млн. р.

731

633

481

86,6(-)

76(-)

Чистая прибыль, убыток (-)

млн.р.

- 6 855

-7 698

-4 732

-112,3(-)

61,5(-)

Сумма источников собственных  средств, направленных на покрытие убытков  отчетного периода(добавочный фонд)

млн.р.

-

7 698

-

-

-

Результат  финансовой деятельности

млн.р

-

-

-

-

-

Начислено (к уплате) платежей в бюджет (без подоходного налога)

млн. р.

6478

4 734

579

73,1(-)

12,2(-)

Начислено  (к уплате)платежей во внебюджетные фонды(ФСЗН)

млн. р.

5 687

4 334

4 499

76,2(-)

103,8(+)

Всего налогов и отчислений (без подоходного налога)

млн. р.

12 165

9 068

5078

74,5(-)

56(-)

Налоговая нагрузка

%

5,9

6,4

0,65

108,5(+)

10,2(-)

Затраты на рубль произведенной продукции

коп.

94,8

111,2

101,8

117,3(+)

91,5(-)

Рентабельность произведенной  продукции

%

-9,5

-10

-1,8

-105,3(-)

118(+)

Рентабельность реализованной продукции

%

-3,5

-12,2

-7,6

-348,6(-)

62,3(-)

Коэффициент текущей  ликвидности

норма 1,3

1,14

0,87

2,52

76,3(-)

289,7(+)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

норма 0,2

0,1

-0,18

0,28

-180(-)

155,6(+)

Незавершенное производство

млн. р.

3 786

2617

6 111

67,5(-)

233,5(+)

Готовая продукция на складе

млн. р.

8 874

3 780

10 898

42,6(-)

288,3(+)

Мотоциклы

штук

3 874

295

921

7,6(-)

312,2(+)

Велосипеды

штук

57 213

28 321

83 544

49,5(-)

295(+)

Среднесписочная численность для расчета средних величин

чел

3 869

3 043

2 506

78,7(-)

82,4(-)

В т.ч. ППП

чел

3 743

2 933

2 409

78,4(-)

82,3(-)

Средняя заработная плата  всего

руб.

376126

369112

484,7

98,1(-)

131,3(+)

В т.ч. ППП

руб.

380112

373418

492,5

98,2(-)

131,9(+)

Потери от брака

тыс. р.

55 279

17 690

15 317

32(-)

86,6(-)

Удельный вес в себестоимости

%

0,08

0,03

0,03

37,5(-)

-

Количество рекламаций на продукцию МОТО

 

штук

156

164

134

105,1(+)

81,7(-)

ВЕЛО

штук

1 641

1 155

920

70,4(-)

79,7(-)

Средний остаток оборотных  средств

млн.р

20 796

30 912

76 584

148,6(+)

247,7(+)

Основные фонды на начало периода

млн.р

48 587

49 300

49 088

101,5(+)

99,6(-)

Информация о работе Сбытовая деятельность