Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:41, реферат
Сбыт (в широком смысле) – деятельность предприятия, посредством которой осуществляется продвижение продукции от изготовителя к конечному потребителю, ее реализация путем совершения актов купли-продажи, а также обеспечение перехода прав собственности от изготовителя к посреднику и далее к конечному потребителю. Также существует мнение, что это система организационно-экономических, правовых и поведенческих отношений, возникающих в процессе продвижения поставки, и реализации произведенной продукции конечному потребителю.
1. Сущность форм сбыта продукции предприятия и особенности их выбора
1.1 Понятие и классификация форм сбыта продукции, их сравнительная характеристика
1.2 Факторы, определяющие выбор форм сбыта продукции предприятия
1.3 Оценка эффективности форм сбыта
2. Анализ форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ форм сбыта продукции, используемых на предприятии
2.2.1 Методы прямого сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.2.2 Сбыт продукции ОАО «Мотовело» через торговых посредников
2.3 Оценка эффективности форм сбыта продукции предприятия
3. Совершенствование форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
3.1 Разработка положения о сбытовой системе ОАО «Мотовело»
3.2 Диверсификация методов прямого сбыта продукции предприятия
3.3 Повышение эффективности использования косвенного сбыта продукции
Примечание. Источник: собственная разработка
Для работы и развития предприятия в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках руководство ОАО «Мотовело» придерживается концепции выпуска недорогой качественной продукции, доступной для самых широких слоев населения.
Мотоциклы ОАО «Мотовело» известны своей экономичностью и надежностью. Они имеют максимально простую конструкцию, не нуждаются в сложном ежедневном обслуживании.
Велосипеды ОАО "Мотовело"
обладают достаточной надежностью,
хорошими качественными
В настоящее время ОАО "Мотовело" выпускает легкие дорожные мотоциклы класса 125 см3, спортивный мотоцикл для триала ММВЗ-3.232, грузовую мототележку С-3.901, широкую гамму дорожных велосипедов мужских и женских, для детей и подростков, «горных», спортивно-игровых ВМХ, трехколесных, и т.д. Для более полного удовлетворения потребительского спроса каждая модель велосипеда выпускается в нескольких модификациях. Помимо перечисленной продукции предприятие производит по заказу лесхозов мотоцикл ММВЗ-3.1134 «Лесник», а для МВД РБ - велосипеды и мотоциклы, пригодные для несения патрульно-постовой службы. Также, кроме основной продукции завод производит: велоприцепы, велотренажеры, инвалидные коляски, запасные части к мотовелопродукции.
Продукция ОАО «Мотовело» имеет сертификаты соответствия требованиям национальной системы сертификации Республики Беларусь и Украины, системы сертификации Госстандарта России. После выполнения всех необходимых обследований, анализа и процедур в настоящее время осуществлена сертификация системы менеджмента качества (СМК) СТП ИСО 9001-2001. Контроль качества продукции (межоперационный, детальный и финишный) осуществляются непосредственно исполнителями и соответствующими производственными подразделениями, а также службами технического контроля предприятия. Система контроля и управления качеством продукции ОАО "Мотовело" стандартизирована и позволяет получать заданные параметры качества на всех стадиях производства продукции.
Обеспечение сырьем, материалами и комплектующими в основном осуществляется в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями. По группам сырья и материалов, используемых предприятием основными поставщиками являются предприятия России: Москвы, Санкт - Петербурга, Ижевск; Беларуси: Минска, Лиды, Фаниполя, Молодечно, Орши. Основными поставщиками комплектующих являются предприятия Минска, Гомеля, Бреста, Новополоцка, Воронежа, Владикавказа, Владимира. Связи эти долговременны, поэтому предприятие всегда оснащено необходимой материально-технической базой.
Что касается организационной структуры предприятия, то ее схема представлена в Приложении А.
На ОАО «Мотовело» имеет место
достаточно высокий потенциал для
использования концепции
Задачи отдела:
а) анализировать рынок
изучать его состояние и
б) разрабатывать предложения по выпуску новых видов техники и оборудования ОАО «Мотовело» с изложением потребительских характеристик.
в) осуществлять стимулирование продаж техники и оборудования, за счет использования системы скидок, рекламных акций, выставочно – ярмарочных мероприятий.
г) разрабатывать и внедрять маркетинговые мероприятия, определяющие перспективные направления деятельности и обеспечивающие конкурентные преимущества техники и оборудования ОАО «Мотовело».
Функции отдела:
1) разрабатывать схемы и сети реализации продукции и организовывать продвижение продукции (товара).
2) проводить исследования
рынка и основных факторов
формирующих динамику
3) планировать, организовывать
и обеспечивать выполнение
4) разрабатывать программы действий в области товарной политики, регулирования цен, сетей сбыта продукции и средств стимулирования реализации.
5) разрабатывать и совершенствовать единую методологию организации продаж, документооборота и ценообразования на продукцию ОАО «Мотовело».
6) организовывать, проводить
и участвовать в выставках,
семинарах, по вопросам
7) осуществлять контроль
за поступлением денежных
8) реализовывать Политику
руководства в области
9) управлять номенклатурой,
участвовать в разработке
10) проводить анализ по объемам продаж, ценам, взаиморасчетам по отгруженной и оплаченной продукции, поступлением денежных средств.
11) обеспечивать организацию безопасного и здорового труда персонала, его воспитание, направленное на добросовестное отношение к труду.
12) организовывать и
совершенствовать договорные
13) подготавливать, оформлять
и исполнять контракты (
14) участвовать в формировании
отпускных цен на продукцию
производственно- технического
15) создавать достоверную
информационную базу для
16) взаимодействовать с подразделениями и службами ОАО «Мотовело» по вопросам качества выпускаемой продукции, предоставления услуг, сервисному обслуживанию, ценообразованию, номенклатуры в производстве.
17) организовывать и разрабатывать рекламные мероприятия, предложения по формированию фирменного оформления рекламной продукции.
18) осуществлять контроль за правильностью хранения, транспортировки продукции ОАО «Мотовело».
19) формировать соответствующие документы для отгрузки продукции согласно условий договора (контракта) и протокола согласования цен.
20) координировать деятельность по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, регистрацию данных по маркетингу продукции ОАО «Мотовело» согласно СТП 359-2005 и СТП 353-2004, составлять предусматриваемые отчеты.
21) разрабатывать предложения и мероприятия по развитию прогрессивных форм внешнеэкономических связей;
22) подготавливать и предъявлять к таможенному контролю товары, перемещаемые через таможенную границу, проверять достоверность товаросопроводительных документов и соответствие перемещаемых товаров сведениям о них, составлять и заполнять таможенные декларации, определять и декларировать таможенный режим, по доставке, заявке и предоставлении товаров к таможенному контролю.
23) соблюдать режим хранения, размещения товарно-материальных ценностей, находящихся под таможенным контролем, вести учет и отчетность, отражающих операции таможенного хранения товаров на складе;
24) координировать деятельность с другими подразделениями ОАО «Мотовело».
Как уже отмечалось выше, предприятие придерживается концепции выпуска недорогих мото и велотехники, рассчитанной на покупателей со средним уровнем дохода. Однако значительного снижения цены на продукцию предприятие не может себе позволить, так как цена готовой продукции складывается из прибыли и себестоимости, ниже уровня которой цену опускать нецелесообразно. Включение затрат в себестоимость продукции предприятия производится в соответствии с Основным положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденными Министерством Экономики, Министерством статистики и анализа, Министерством Финансов и Министерством труда РБ 30.01.98г. Затраты, включаемые в себестоимость продукции, рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном порядке.
Отпускные цены с учетом предоставляемых скидок согласовываются с каждым конкретным покупателем путем оформления протокола согласования цен, спецификации к контракту.
Из ряда традиционных элементов коммуникационной политики на ОАО «Мотовело» применяются реклама и участие в выставках. В таблице 2.1.3 представлены данные коммуникативные мероприятия, проводимые ОАО «Мотовело», а также структура затрат на них.
Таблица 2.1.3 Динамика структуры затрат на коммуникативные мероприятия
Вид комму ника ций |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонения, +,- | ||||||
Затра ты, тыс.р |
Удел вес в общ,% |
Затра ты, тыс.р |
Удел. вес в общ,% |
Затра ты, тыс.р |
Удел. вес в общ,% |
2006 от 2005 |
2007 от 2006 | |||
По общ. объему затр,т.р. |
По уд. весу, % |
По общ. объему затр,т.р. |
По уд. весу, % | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Реклама |
900 |
7,5 |
1547 |
7,3 |
118878 |
48,7 |
+647 |
-0,2 |
+117331 |
+41,4 |
Выставки |
11050 |
92,5 |
19717 |
92,7 |
125020 |
51,3 |
+8667 |
+0,2 |
+105303 |
-41,4 |
Итого |
11950 |
100 |
21264 |
100 |
243898 |
100 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Представленные в таблице расходы на коммуникативные мероприятия, приходятся на накладные расходы коммерческого отдела ОАО «Мотовело», который и занимается проведением данных мероприятий.
Что касается положения ОАО «Мотовело» среди его конкурентов, то основными из них по мотопродукции являются следующие:
С каждым годом конкуренция ужесточается в силу выхода на рынок новых производителей, роста цен, повышения уровня знаний и соответственно требований потребителей к продукции, появления более прогрессивных технологий производства. Поэтому предприятию необходимо постоянно пересматривать ассортимент производимой им продукции и совершенствовать его до требуемого потребителем уровня, чтобы не снижались его конкурентоспособность и имидж.
В отношении велопродукции также имеются основные конкуренты предприятия, сравнительная характеристика которых представлена ниже в таблице 2.1.4
Таблица 2.1.4 Сравнительная характеристика основных конкурентов ОАО «Мотовело» по велопродукции
Наименование организации |
Производимая продукция (модель велосипеда) |
Цена за ед., долл.США |
1 |
2 |
3 |
ОАО «Мотовело» |
173-334 |
63,81 |
Веломоторс, Кубинка, РФ |
Pilot 300 |
68,00 |
Cтефи вело, Пермь, РФ |
Rangers |
67,20 |
ООО «Веломото», Украина |
Салют 20 |
42,80 |
Ардис, Киев, Украина |
Ардис 20 |
52,00 |