Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:41, реферат
Сбыт (в широком смысле) – деятельность предприятия, посредством которой осуществляется продвижение продукции от изготовителя к конечному потребителю, ее реализация путем совершения актов купли-продажи, а также обеспечение перехода прав собственности от изготовителя к посреднику и далее к конечному потребителю. Также существует мнение, что это система организационно-экономических, правовых и поведенческих отношений, возникающих в процессе продвижения поставки, и реализации произведенной продукции конечному потребителю.
1. Сущность форм сбыта продукции предприятия и особенности их выбора
1.1 Понятие и классификация форм сбыта продукции, их сравнительная характеристика
1.2 Факторы, определяющие выбор форм сбыта продукции предприятия
1.3 Оценка эффективности форм сбыта
2. Анализ форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ форм сбыта продукции, используемых на предприятии
2.2.1 Методы прямого сбыта продукции ОАО «Мотовело»
2.2.2 Сбыт продукции ОАО «Мотовело» через торговых посредников
2.3 Оценка эффективности форм сбыта продукции предприятия
3. Совершенствование форм сбыта продукции ОАО «Мотовело»
3.1 Разработка положения о сбытовой системе ОАО «Мотовело»
3.2 Диверсификация методов прямого сбыта продукции предприятия
3.3 Повышение эффективности использования косвенного сбыта продукции
Транспортный фактор при выборе формы сбыта. Одним из важнейшей моментов при сбыте продукции является организация товародвижения, предполагающего физическое перемещение товаров из одного места в другое, поэтому транспортный фактор имеет важное значение при выборе формы сбыта продукции.
- При рассмотрении данного
- Использование транзитной
- Существует понятие единой транспортной системы, состоящей из различных видов транспорта, взаимодействующих между собой. При этом сферы целесообразного использования отдельных видов транспорта определяют роль каждого из них в обеспечении общего грузооборота. Что касается железнодорожного транспорта, то можно сделать вывод, что его невыгодно использовать при перевозках грузов на незначительные расстояния, а автомобильный транспорт невыгодно использовать на больших расстояниях. При перевозках грузов внутри Республики Беларусь с ее незначительной территорией во многих случаях предпочтительней автомобильный транспорт, отличающийся высокой маневренностью и обеспечивающий доставку груза прямо к складу или месту торговли.
Отдельные товаропроизводители
Роль воздушного транспорта
в грузообороте ввиду высокой
себестоимости перевозок
- При выборе каналов
распределения следует
Управление сбытом. Решающая роль в управлении сбытом принадлежит производителю товара, однако должны учитываться возможности и интересы всех участников, а также требования отдельных региональных рынков.
Управление собственными распределительными системами для производителя не представляет особой сложности. Значительные трудности возникают при попытках управления независимыми каналами распределения при косвенном сбыте.
Производитель может
применять различные формы
В целях расширения сбыта
поставщиком может
- функциональные (торговые)
скидки, представляющие собой обычные
скидки для торговых
- количественные скидки, устанавливаемые при закупке больших партий товаров;
- дилерские скидки;
- бонус, представляемый
постоянным покупателям в
- сконто, или скидка при оплате товара наличными или ранее установленного (обычно месячного) срока;
- специальные скидки
для покупателей, в которых
продавец особенно
- экспортные скидки, предоставляемые сверх обычных функциональных в целях стимулирования экспорта товаров;
- сезонные скидки, предусмотренные при приобретении товара вне основного сезона для обеспечения ритмичности производственного процесса;
- скрытые скидки в виде беспроцентных кредитов или оказания некоторых сопутствующих продаже услуг.
Если производитель товара имеет высокую репутацию в отрасли и выпускает товары высокого качества, пользующиеся неизменным спросом, то посредников, желающих продавать этот товар, более чем достаточно. Поставщик таких товаров использует обычно распределение на правах исключительности или селективное распределение. В данном случае предоставляемая посреднику возможность продавать товар с высоким имиджем — стимул для посредника.
Не последнее место в системе стимулирования участников распределения товаров занимает помощь, оказываемая посредникам со стороны производителя. Формы этой помощи могут быть различными, такими как: реклама товара за счет средств производителя; оснащение продавцов товаров оборудованием и приборами, необходимыми для демонстрации товара перед продажей, опытными образцами продукции, каталогами, графическими материалами, кинофильмами, слайдами, дающими представление о предлагаемом товаре.
Производителями товаров достаточно часто организуется подготовка и повышение квалификации сбытового персонала. От квалификации персонала зависит многое, поскольку никто лучше самого производителя не расскажет торговому посреднику обо всех преимуществах предлагаемого товара.
Для повышения эффективности управления всеми материалопотоками в экономике все активнее используется логистика, цель которой заключается в координации товародвижения и управлении материальными потоками с позиции минимизации совокупных затрат, связанных с производством, обращением и потреблением материально-технических ресурсов при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. [20, с.169]
1.3 Оценка эффективности форм сбыта
В настоящее время одной из наиболее распространенных систем измерения эффективности сбытовой деятельности является система КРI (ключевые показатели эффективности). Данная система используется для получения информации, на основе анализа которой можно предупредить проблемы, связанные со сбытом продукции, узнать о причинах успешного либо недостаточного сбыта.
Все показатели эффективности в данной системе делятся на количественные и качественные, классификация которых приведена в таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1 Классификация показателей эффективности
Группа показателей |
Разновидности показателей |
Количественные |
а) По результатам: - продажи (в целом, на клиента) - прибыль - количество заказов б) По активности:
- контракты (в целом, на - количество предложений в) Комбинированные по результатам и активности: - отношение продаж к контрактам
- количество заказов к
Комбинированные по
- отношение комиссионных к
- отношение комиссионных к - отношение расходов к прибыли
- отношение расходов к |
Количественные |
а) Навыки и умения:
- идентификации запросов - качество презентаций - способность снимать возражения б) Отношения с потребителями: - эффективность рекомендаций - количество жалоб на продавца в) Организованность: - подготовка к презентации - организация маршрута поездок г) Знание продукции: - знание собственной продукции - знание потребительский выгод продукции
- знание сильных и слабых |
Примечание. Источник: собственная разработка
Приведенные в таблице 1.3.1 показатели отвечают за различные участки сбытовой деятельности предприятия. Все показатели, отвечающие за активность, полезны при прогнозе поступлений будущих периодов; показатели, в которых используются расходные величины, важны при контроле бюджета и учете перераспределенных расходов. Однако для каждого типа бизнеса, каждого предприятия в отдельности показатели оценки эффективности сбыта свои.
Для более четкого представления сбытовой деятельности предприятия в таблице 1.3.2 приведены основные показатели КРI продаж и возможные результаты их анализа.
Таблица 1.3.2 Основные показатели КРI продаж
Показатель |
Результат анализа |
1. Количество заказов/количество контактов |
Использование возможностей |
2. Средний объем заказа |
Учет ценности товара |
3. Количество потенциальных заказчиков (запросов)/количество контрактов |
Производительность деятельности |
4. Количество встреч/количество предложений |
Настойчивость |
5. Количество основных заказчиков/общий объем продаж |
Состав заказчиков |
6. Количество видов товара на заказ |
Продажа ассортимента |
7. Объем договоров/ объем затрат |
Учет дохода |
8. Количество
новых заказчиков/количество |
Умение искать клиентов |
9. Заключение договора/потенциал рынка |
Учет рынка |
Примечание. Источник: [6, с.19], собственная разработка
Важным решением при разработке системы анализа сбыта предприятия является выбор объектов анализа. В этой связи, данные необходимо объединять в следующие группы:
- географические области (регионы, округи, сбытовые территории);
- товары (модели);
- сбытовые посредники (по организационно-правовой форме, размеру организации);
- методы сбыта (через посредника, прямые продажи).
Перечисленные
варианты разбивки не являются взаимоисключающими.
В большинстве случаев
Подходя к выбору показателей для оценки эффективности продаж с точки зрения стадии развития предприятия, следует более подробно рассмотреть выбор необходимых показателей в случае, когда предприятие находится на стадии стабилизации, так как именно на данной стадии находится представленное во 2 главе работы предприятие ОАО «Мотовело». На данном этапе предприятие, как правило, ставит перед собой цели по удержанию доли рынка, удержанию и развитию клиентов, приоритеты меняются, и количество должно перейти в качество. На таком уровне развития предприятия у руководства обычно уже достаточно статистики, чтобы с высокой степенью вероятности определять плановые значения и прогнозировать поведение покупателя. На сформированных рынках, с низкими темпами роста или тенденцией к насыщению, конкуренция клиента становится особенно острой, поэтому в данной ситуации торговый персонал должен быть особенно чувствителен к прибыли компании, которую на данном этапе можно получить за счет снижения цен, больших скидок, отсрочек платежа и иных подобных инструментов. Индикаторы эффективности продаж должны быть скорректированы на отслеживание ряда показателей, которые представлены в таблице 1.3.3.
Таблица 1.3.3 Группа показателей оценки эффективности продаж для предприятия, находящегося на стадии стабилизации
Показатель |
Расчет показателя |
Объем продаж (в стоимостном либо натуральном выражении) |
Фактические данные (показывает долю рынка предприятия) |
Рентабельность продаж |
Прибыль / Объем продаж * 100 % |
Средняя прибыль на заказ |
Прибыль / Количество заказов |
Количество рекламаций от клиентов |
Фактические данные |
Средний объем сделки (контракта) |
Объем продаж / Количество сделок |
Процент прироста продаж по постоянным клиентам |
Объем продаж за 2 период / Объем продаж за 1 период * 100 % |
Количество потерянных клиентов |
Фактические данные |
Эффективность затрат на продажи |
Расходы на продажу / Объем продаж |
Примечание. Источник: собственная разработка
Представленная
в таблице 1.3.3 группа показателей
позволяет оценивать
Если
на предприятии значительная доля производимой
продукции продается