Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:13, реферат
Сбытовая инфраструктура российского АПК в процессе современных реформ постепенно эволюционировала и в настоящее время в ней появились организационные структуры, которые соответствуют рыночной модели хозяйствования. Однако, как показало исследование, уровень их развития не позволяет в полной мере оптимизировать реализацию сельскохозяйственной продукции, заключение сделок между производителями и перерабатывающими предприятиями, предоставление необходимой информации. Поэтому важно развивать перспективные формы организации сбытовой деятельности, прежде всего, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, сельскохозяйственные ярмарки.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования показывают, что вопросы теории и методологии фирменной торговли не нашли достаточного освещения как в отечественной, так и зарубежной литературе, в связи с чем одной из основных задач научного анализа фирменной торговли агропромышленной продукцией является определение ее характерных особенностей и выявление области практического и теоретического применения.
В настоящий момент фирменная торговля агропромышленной продукцией выступает как опосредованное звено воспроизводственного процесса, связывающее его с заключительной фазой – потреблением, то есть на этом этапе происходит совмещение отношений между меновой стоимостью, возместить которую желает производитель, и потребительной стоимостью, на которую рассчитывает потребитель. Следовательно, фирменная торговля через функции взаимодействия, сбыта и розничной торговли способствует согласованию этих интересов. Иными словами, фирменная торговля воздействует на сферу производства агропромышленной продукции и эта обратная связь значительна, так как способна формировать ассортимент производимой продукции, ее объем и качество, а следовательно фирменная торговая система способна определять необходимое количество экономических ресурсов в производящих и перерабатывающих отраслях АПК.
В
современных условиях недостаточный уровень
развития инфраструктуры отечественного
АПК во многом ограничивает возможности
агропромышленного производства. Существует
проблема сбыта произведенной продукции,
поставок техники, минеральных удобрений,
производственно-технического обслуживания
сельскохозяйственных предприятий, получения
достоверной информации о ситуации на
рынке. В условиях современных рыночных
трансформационных процессов в российском
АПК формы организации сбытовой деятельности
постоянно совершенствуются. Создаются
организационные структуры, которые способствуют
поиску информации, заключению сделок
между производителями сельхозпродукции
и непосредственно перерабатывающими
предприятиями.
1. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО АПК
Одним из новых элементов
в современной сбытовой инфраструктуре
АПК являются оптовые продовольственные
рынки (ОПР). Оптовые рынки как
элементы распределения скоропортящихся
продуктов питания
Первый оптовый
Развитие оптовых
На сегодняшний день
оптовые продовольственные
Одним из относительно новых элементов сбытовой инфраструктуры АПК России являются товарные биржи. Первая товарная биржа в России была учреждена Петром I в Петербурге в 1703 г. Русское купечество отнеслось к открытию товарной биржи без энтузиазма. Практически бездействуя, товарная биржа была реорганизована и не функционировала почти сто лет. Оживление в биржевой торговле началось с середины 30-х гг. XIX века. Товарные биржи возникают в Москве, Кременчуге, Одессе, Нижнем Новгороде, а в связи с реформами 1861 г. и в других городах. Развитие товарных бирж на данном историческом этапе преимущественно было связано с развитием хлебной торговли. В годы первой мировой войны товарные биржи практически полностью исчезли и возродились только в советский период с введением НЭПа. Биржи возникали стихийно по всей стране, первыми открылись биржи в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. Эффективность их функционирования была достаточно низка и с 1930 г. институт бирж, как элемент рыночного капиталистического хозяйства был ликвидирован.
На начало 1990-х гг. приходится новый этап развития товарных бирж в российской экономике. Первой была открыта Московская товарная биржа (июнь 1990 г.), в октябре начала торги Российская товарно—сырьевая биржа. На начало 1992 г. насчитывалось 302 товарных биржи, в 1997 г. их количество сократилось до 80. По мере усиления влияния монополий на сферу торговли, число товарных бирж продолжало уменьшаться и к концу XX века сократилось примерно до 60. В современных условиях значение товарной биржи, как элемента сбытовой инфраструктуры, связывается, прежде всего, с обеспечением условий для гарантированной реализации качественной продукции и определением оптимальной цены на нее.
Определяя сущность биржи как экономического механизма рынка, его инфраструктурного элемента, большинство современных исследователей считают, что биржа — это коммерческо-посредническое предприятие, функционирующее на регулярной основе, где осуществляются сделки по купле-продаже товара с определенными характеристиками3. В более широком смысле, товарная биржа представляет собой «специально организованный рынок, где продаются и покупаются крупнооптовые партии продовольственных товаров по образцам и стандартам с поставкой в обусловленные сроки»4. По своей сути биржа является бесприбыльным предприятием, представляющим собой союз предпринимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности.
Активное развитие кооперативное движение получило в начале XX века, возникло большое количество кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и сбытовых сельскохозяйственных кооперативов9. Формирование аграрного рынка в этот период явилось предпосылкой становления сбытовой кооперации как элемента целостной кооперативной системы в сельском хозяйстве, ее развития и воспроизводства на собственной основе. К 1920 г. в России действовали крупные общенациональные и региональные союзы, проводившие свои операции не только на внутреннем, но и на международных рынках. Например, Центральное товарищество льноводов, Товарный отдел Московского народного банка, Союз сибирских маслодельных артелей и др.10.
Задачи сельскохозяйственной кооперации заключались в обслуживании производственных потребностей крестьянских хозяйств, создании благоприятных условий индивидуального воспроизводства. Экономическая задача сбытой кооперации, как отмечали многие российские исследователи11, состояла в том, чтобы сельскохозяйственные производители могли успешно реализовать продукты своего труда, войдя в непосредственную связь с рынком, вытесняя торговых посредников и тем самым, защищая свои материальные интересы. Также при организации сбыта продуктов животноводства устраивались особые кооперативные предприятия: маслодельные заводы, сыроварни и т.п., на которых перерабатывалась сельскохозяйственная продукция участников кооперативов.
В настоящее время в ряде регионов
России, например, Белгородской, Орловской
областях, в закупках сельскохозяйственной
продукции и ее последующей реализации
участвуют организации потребительской
кооперации. Однако в общем объеме сбыта
сельскохозяйственной продукции доля
сельскохозяйственной кооперации невелика,
это связано с целым рядом социальных,
экономических, правовых причин. По мнению
ряда современных экономистов12, насущные
потребности в создании общих инфраструктурных
условий индивидуального воспроизводства
субъектов аграрного сектора экономики,
обусловливают необходимость возрождения
сбытовой сельскохозяйственной кооперации.
При условии того, что важнейшим фактором
успешного развития сбытовой кооперации
должна стать государственная поддержка.
С середины 1990-х годов активно начала возрождаться
система реализации продукции АПК на сельскохозяйственных
ярмарках. Это было связано с отменой монополии
государства на выставочно-ярмарочную
деятельность. В регионах России стали
появляться фирмы и организации, специализирующиеся
на предоставлении выставочно-ярмарочных
услуг. Например, в числе наиболее известных
компаний, занимающихся организацией
выставочно-ярмарочной деятельности на
территории ЮФО можно назвать: «Южно-Российский
экспоцентр», «Волгорад-экспо», «Царицынская
ярмарка», «Кубань-экспо», «Экспо-Дон»,
«Сочинские ярмарки». Эти фирмы смогли
наладить необходимые для стабильной
работы связи с коммерческими и административными
структурами областей и регионов, в которых
они располагаются, выработать собственный
имидж и успешную стратегию поведения
на рынке.
Продовольственные ярмарки и выставки дают сельскохозяйственным товаропроизводителям дополнительную возможность реализации их продукции, способствуют более быстрому ее продвижению к потребителю, позволяют наладить контакты с множеством новых клиентов.
Одним из элементов сбытовой инфраструктуры АПК являются общественные институты, к числу которых относятся: Торгово-промышленная палата и ее региональные представительства, Союз промышленников и предпринимателей России, Союз биржевиков и их региональные ассоциации, и ряд других объединений. Названные институты созданы с целью содействия развитию экономики России, формированию современной промышленной, финансовой, торговой инфраструктуры, обеспечению благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их деловыми партнерами.
Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей национальной экономики, осуществляющих производство, переработку, насыщение внутреннего рынка и экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Организационно-функциональная структура АПК отличается наличием многих подразделений, она объединяет более 10 отраслей. По целевой направленности и особенностям технологической деятельности в АПК выделяют несколько сфер: три производственных и одну обслуживающую. Вместе с тем товары, реализуемые в фирменной торговле, производятся в основном в сельском хозяйстве непосредственно или в других отраслях, но на основе его продукции, применяемой в этом случае в качестве сырья. В настоящее время затраты сельского хозяйства формируют большую часть добавленной стоимости и составляет около 50% в конечной цене реализации продуктов, приобретаемых потребителями. В этой сфере создается более 60% всей продукции аграрного комплекса, 20-25% приходится на перерабатывающие и 4-5% на обслуживающие отрасли. Следовательно, фирменную торговлю агропромышленной продукцией следует рассматривать в первую очередь как систему реализации продукции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, основная доля которой приходится на продовольствие.
Фирменная торговля продуктами питания и товарами, из которых они приготовлены, относится к завершающей стадии процесса воспроизводства. Следовательно, первая особенность такой деятельности в АПК - выполняемые ею макроэкономические функции: экономическая – реализация стоимости (извлечение прибыли для продолжения процессов воспроизводства в аграрном комплексе); социальная – реализация потребительной стоимости (удовлетворение первичных физиологических потребностей в продуктах питания, как важнейшее условие существования человека), которые в условиях рыночной экономики тесно взаимосвязаны, неразрывны и взаимозависимы. Изучение показало, что продукт – это единство блага (потребительной стоимости) и цены (меновой стоимости). Следовательно, цена фирменного продукта, предлагаемого рынку, становится оправданной только при условии конечной реализации потребительной стоимости – блага, которое заложено в товаре.
Вместе с тем фирменная торговля, являясь эффективным способом влияния на потребителей, также становится активным рычагом воздействия на производство и эта ее прямая и обратная связь приобретает все большее значение по мере увеличения предложения товаров. Следовательно, требуется глубокое, всестороннее изучение пищевых предпочтений, характера питания и их соотнесение с возможностями сельского хозяйства Беларуси и особенностями различных отраслей перерабатывающей промышленности. В рыночной экономике эти процессы находят свое отражение в формировании маркетинговой стратегии и планировании производства только тех товаров, которые пользуются устойчивым и возрастающим спросом у покупателей. В этой связи установлено, что фирменная торговля входит как составная часть в общую систему маркетинга агропромышленных предприятий.
Информация о работе Организация сбытовой деятельности на предприятиях АПК