Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:13, реферат
Сбытовая инфраструктура российского АПК в процессе современных реформ постепенно эволюционировала и в настоящее время в ней появились организационные структуры, которые соответствуют рыночной модели хозяйствования. Однако, как показало исследование, уровень их развития не позволяет в полной мере оптимизировать реализацию сельскохозяйственной продукции, заключение сделок между производителями и перерабатывающими предприятиями, предоставление необходимой информации. Поэтому важно развивать перспективные формы организации сбытовой деятельности, прежде всего, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, сельскохозяйственные ярмарки.
В настоящее время
особенности производства, сбыта
и потребления продукции
1. Использование в качестве основных средств производства и специфических предметов труда земли и живых организмов, что проявляется в значительных сезонных колебаниях объемов производства продукции. Рабочий период здесь не совпадает с периодом производства (прежде всего в растениеводстве), а пик потребления продуктов питания приходится на период, когда объемы производства минимальные (в животноводстве), в связи с чем возникает необходимость создания значительных запасов готового продовольствия и производства товаров с продолжительными сроками хранения;
2. Товары, создаваемые
сельскохозяйственными и
3. Продукция
Практика показывает, что в рыночных условиях при отсутствии маркетингового управления фирменная торговля не может в полной мере использовать наличные ресурсы и рыночные возможности. Связано это в первую очередь с необходимостью получения комплексной маркетинговой информации, которая применяется как при планировании производства, так и при организации фирменной торговли. Следовательно, основным инструментом фирменной торговли становится комплекс маркетинга, который в настоящий момент широко внедряется в практику деятельности предприятий АПК республики. Руководители организаций, которые готовы ориентироваться в своей деятельности на удовлетворение потребностей рынка, должны стремиться к тому, чтобы маркетинг, как функция управления и образ действия, стал нормой повседневного поведения сотрудников всех его структурных подразделений. Практика показывает, что по-прежнему существует устойчивый стереотип, согласно которому маркетинг начинается там, где завершается производство, а в большинстве случаев маркетинговая деятельность ограничивается товародвижением и рекламой. Соответственно определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей и инженерно-технических возможностей предприятий национального АПК ведется без учета прогнозной оценки ситуации на рынке агропромышленной продукции.
Исходя из концепции маркетинга, фирменную торговлю можно определить, как связанную общими интересами сеть экономических субъектов, совместно управляющих коммерческими потоками (информация, товары, деньги). Маркетинговое управление фирменной торговлей должно быть направлено на координацию деятельности сети взаимосвязанных организаций с целью увеличения потребительской ценности при минимизации издержек всех участников.
Фирменный продукт состоит из комплекса потребительных стоимостей физического товара, торговой услуги и торговой марки. В этой связи установлено, что фирменная торговля находится на стыке двух различных сфер приложения маркетинга: производственный маркетинг, или маркетинг материально-вещественных товаров (включает агромаркетинг), и маркетинг услуг. Следовательно, ее взаимосвязь с маркетингом проявляется в двух аспектах: во-первых, как часть общей системы маркетинговой деятельности агропромышленных предприятий, что указывает на вовлеченность фирменной торговли в единую цепь формирования добавленной стоимости продовольствия, а во-вторых, как обособленное звено, представляющее возможность выделить из процесса создания фирменного продукта конкретные, управляемые и поддающиеся регламентации операции и объекты розничной торговли, которые позволят производителям отраслей АПК повышать потребительную стоимость реализуемой в фирменной торговле агропромышленной продукции.
В настоящий момент маркетингу
приписывают весь набор функций
- от выработки идеи и проектирования
продукта до его продвижения на рынок
и непосредственно продажи
Целесообразность выделения
фирменной торговли в рамках общей
концепции маркетинга связана прежде
всего с тем, что покупатель агропромышленной
продукции непосредственно
Рис. 1. Роль и место фирменной торговли в производственной и маркетинговой деятельности предприятий АПК
Анализ показывает, что
в системе маркетинга предприятий
АПК фирменная торговля представляет
собой вертикально-
Реализуя функцию
Прежде чем определить роль фирменной торговли в системе маркетинга предприятий, необходимо выяснить, какие цели и задачи стоят перед данным каналом товародвижения. Очевидно, что фирменная торговля входит в состав системы сбыта предприятия-учредителя и, следовательно, подчиняется целям и задачам стратегии сбыта, которые, в свою очередь, выступают как отражение стратегии маркетинга в частности и целей предприятия в общем. Таким образом, можно выделить первый принцип функционирования фирменной торговли: цели и задачи фирменной торговли должны быть тесно связаны с целями предприятия, и способствовать их достижению.
Для реализации долгосрочной
стратегии устанавливаются
Для достижения функциональных
целей, а через них и главных,
руководству предприятия
Впервые вариант подобного комплекса был предложен E.J. McCarthy. Он разделил все многообразие принимаемых решений на четыре условные группы и дал им названия по наиболее важным элементам внутри каждой из них, которые стали впоследствии инструментами маркетинга.
В результате проведенного выше анализа нами было установлено, что цели фирменной торговли должны соответствовать разработанной стратегии маркетинга и сбыта, способствовать их достижению, а задачи фирменной торговли являются отражением ее комплекса маркетинга.
Таким образом, для фирменной торговли агропромышленной продукцией можно выделить, во-первых, особенности, отражающие социально-экономическую роль фирменной торговли в сфере АПК (экономическая – извлечение прибыли, социальная – удовлетворение потребностей); во-вторых, особенности, указывающие на необходимость и неотъемлемость маркетингового управления фирменной торговлей, то есть на всестороннее изучение пищевых предпочтений, характера питания (функциональные, социально-психологические, экономические и другие факторы) и их соотнесение с возможностями сельского хозяйства и особенностями различных отраслей перерабатывающей промышленности (природно-климатические факторы и биологическая основа процессов воспроизводства).
Взаимосвязь фирменной
торговли с агромаркетингом проявляется
в двух аспектах: во-первых, как результат
осуществления маркетинговых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сбытовая инфраструктура российского АПК в процессе современных реформ постепенно эволюционировала и в настоящее время в ней появились организационные структуры, которые соответствуют рыночной модели хозяйствования. Однако, как показало исследование, уровень их развития не позволяет в полной мере оптимизировать реализацию сельскохозяйственной продукции, заключение сделок между производителями и перерабатывающими предприятиями, предоставление необходимой информации. Поэтому важно развивать перспективные формы организации сбытовой деятельности, прежде всего, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, сельскохозяйственные ярмарки.
В условиях рыночной экономики сбыт становится неразрывно связанным с маркетингом. При планировании производства продукции предприятию, прежде всего, необходимо оценить спрос и потребности потенциальных потребителей на конкретную продукцию. Кроме того, в целях увеличения объемов сбыта продукции предприятию следует эффективно применять весь комплекс маркетинга, включающий в себя помимо сбытовой политики товарную, ценовую и коммуникационную политику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1). Аксаева И. Становление агропродовольственного рынка // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 5. - С. 15.
2). Бурцев В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №6. - с. 17-25.
3). Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства / Н.Я. Коваленко. - М.: ЭКМОС, 2008.- 448 с.
4). Кованов С.И. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий / С.И. Кованов [и др.]. - М.; Агропромиздат, 2008. - 158с.
5). Башелутсков П.П. Эволюция форм организации сбытовой инфраструктуры Российского АПК // Научные ведомости. – 2011. - № 8.
Информация о работе Организация сбытовой деятельности на предприятиях АПК