Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ объемов производства и реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
провести анализ ассортимента и структуры товарной продукции;
провести анализ технико-экономических показателей производства;
провести анализ производства и реализации продукции;
дать рекомендации по улучшению работы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...
3
1
Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….
6
1.1 Организация, задачи и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности на предприятии………………………………...
6
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………
23
1.3 Анализ динамики производства и реализации продукции………………
29
1.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..
35
1.5 Анализ состояния и использования основных фондов предприятия……
38
2
Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»………………………………………………………….....
45
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….
45
2.2 Анализ ассортимента и структуры товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
48
2.3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
53
2.4 Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
56
2.5 Анализ состояния и использования основных фондов ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
79
3
Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия………………
86
3.1 Анализ факторов, влияющих на изменение объемов выпуска и реализации продукции………………………………………………………….
86
3.2 Рекомендации по улучшению работы предприятия……………………...
95
Заключение…………………………………………………………………………...
125
Список использованных источников…………………
Из таблицы 11 и рисунка 4 видно, что в 2008 г. план по реализации основных видов продукции перевыполнен на 4,05%. Высокий процент перевыполнение плана по реализации продукции наблюдается на шкафы для платья и белья (на 16,83 %) и на наборы для детской комнаты (на 10,17 %). Перевыполнение плана по реализации продукции вызвано увеличением спроса на данный вид продукции и увеличением потребительской способности у покупателей ЗАО «Бийская мебельная фабрика». По данным информационного агентства (www.info-altai.ru) средний уровень дохода по г. Бийску в 2006 г. составлял 10316 руб., в 2007 г. – 12315 руб., а в 2008 г. составил 15106 руб. Недовыполнение плана по некоторым видам продукции связано со снижением спроса на нее и с увеличением остатков готовой продукции на складах.
Рисунок 4 – Анализ выполнения плана по реализации продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2008 г., в тыс. руб.
По результатам анализа выполнения плана по реализации продукции можно сделать вывод, что недовыполнение плана по отдельным номенклатурным категориям продукции не повлияло на выполнение плана в целом. План по реализации перевыполнен на 4,05 %.
Важным показателем эффективности производства является ритмичность производства. Ритмичность - это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока. Представим ритмичность работы ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2008 г. в таблице 12.
Таблица 12 – Ритмичность выпуска продукции по кварталам за 2008 г.
Квартал |
Выпуск продукции, тыс. руб. |
Удельный вес продукции, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |
Первый |
51800 |
55000 |
26 |
26 |
Второй |
46200 |
49610 |
24 |
24 |
Третий |
48300 |
48710 |
25 |
23 |
Четвертый |
50200 |
57325 |
25 |
27 |
Итого за год |
196500 |
210645 |
100 |
100 |
Критм = 26 + 24 + 23 + 25 = 98%.
Коэффициент ритмичности 98% достаточно высокий. Предприятие работает ритмично.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
В таблице 13 и рисунке 5 представлены объемы производства продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2009 г.
Таблица 13 – Объемы производства продукции за 2009 г.
Наименование |
Объём товарной продукции, тыс. руб. |
Отклонение,(±) тыс. руб. |
Темп роста, % | |
2008 г. |
2009 г. |
|||
1. Набор мебели для гостиной |
64235 |
78330 |
+14095 |
121,94 |
2. Набор мебели для детской комнаты |
35266 |
34100 |
- 1166 |
96,69 |
3. Шкафы для платья и белья |
45413 |
51450 |
+6037 |
113,29 |
4. Стол письменный, стол компьютерный |
19646 |
21300 |
+1654 |
108,42 |
5. Кровать |
10180 |
13707 |
+3527 |
134,65 |
6. Комод, тумба для постельных принадлежностей |
13115 |
16250 |
+3135 |
123,90 |
Итого |
187855 |
215137 |
27282 |
114,52 |
Наибольший рост объемов производства в 2009 г. наблюдается на наборы мебели для гостиной (абсолютное увеличение на 14095 тыс. руб.), на шкафы для платья (абсолютное увеличение на 6037 тыс. руб.). Незначительно увеличился объем производства шкафов для платья и белья (увеличение на 13,29%) и столов письменных, столов компьютерных (увеличение на 8,42%). Увеличение объема производства на рассматриваемые виды товарной продукции связано с производственной модернизацией оборудования. Наблюдается снижение объема производства на наборы для детской комнаты (абсолютное снижение на 1166 тыс. руб.).
На рисунке 5 представлены объемы производства продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2009 г.
Рисунок 5 – Объем производства продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» в 2009 г.
Из таблицы 13 и рисунка 5 видно, что в 2009 г. наблюдается небольшой прирост объемов производства продукции, который составляет 14,52 %.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг.
Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение.
В таблице 14 представлен объем реализованной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2009 г.
Таблица 14 – Объемы реализованной продукции за 2009 г.
Наименование |
Объём реализации продукции, тыс. руб. |
Отклонение,(±) тыс. руб. |
Темп роста, % | |
2008 г. |
2009 г. |
|||
1. Набор мебели для гостиной |
62457 |
85100 |
+22643 |
136,25 |
2. Набор мебели для детской комнаты |
33547 |
33100 |
- 447 |
98,67 |
3. Шкафы для платья и белья |
47900 |
55400 |
+7500 |
115,66 |
4. Стол письменный, стол компьютерный |
12400 |
20100 |
+7700 |
162,10 |
5. Кровать |
10250 |
12000 |
+1750 |
117,07 |
6. Комод, тумба для постельных принадлежностей |
12540 |
15600 |
+3060 |
124,40 |
Итого |
179094 |
221300 |
42206 |
123,57 |
Наблюдается большой рост реализации наборов мебели для гостиной (на 22643 тыс. руб., что составило 136,25 %) и столов письменных и столов компьютерных (на 7700 тыс. руб., что составило 162,10 %). Увеличение объема реализации связано с увеличением спроса на продукцию. Увеличение спроса на данные номенклатурные категории вызвано стремлением потребителей обновить внешний вид своего жилья, взамен старой, вышедшей из моды мебели, приобретать новую, внешне привлекательную. Благодаря наличию в штате предприятия собственного дизайнера и возможности осуществлять производство мебели на заказ, ЗАО «Бийская мебельная фабрика» может производить мебель во индивидуальным эскизам заказчиков с учетом всех их пожеланий. В 2009 г. сократился объем реализации наборов мебели для детской комнаты с 33547 тыс. руб. до 33100 тыс. руб. (или на 447 тыс. руб.), что составило – 98,67 %. Такое снижение связано со всевозрастающим количеством конкурирующих фирм на мебельном рынке г. Бийска, занимающихся производством подобной мебели.
На рисунке 6 представлены объемы реализации продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» 2009 г.
Рисунок 6 – Объем реализации продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2009 г.
Следует отметить, что политика предприятия в первую очередь направлена на сотрудничество с клиентами. ЗАО «Бийская мебельная фабрика» оказывает бесплатные услуги по доставке мебели покупателям, а также сборку мебели на дому всего за 3 % от ее стоимости. Все детали набора мебели, приобретенной покупателем, перевозятся в картонной упаковке, которая защищает ее от повреждения и сколов, в отличие от мебели, привозимой в собранном виде. Все это способствует наработке клиентской базы предприятия. Поэтому темп роста объемов реализованной продукции увеличивается, пусть и не значительно. Темп роста объемов реализованной продукции за 2009 г. составил 123,57 %.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
В таблице 15 и таблице 16 представлены анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2009 г. соответственно.
Таблица 15 - Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 2009 г.
Наименование |
План |
Факт |
% выполнения плана |
тыс. руб. | |||
1. Набор мебели для гостиной |
71400 |
78330 |
109,71 |
2. Набор мебели для детской комнаты |
36500 |
34100 |
93,42 |
3. Шкафы для платья и белья |
49500 |
51450 |
103,94 |
4. Стол письменный, стол компьютерный |
21000 |
21300 |
101,43 |
5. Кровать |
11000 |
13707 |
124,61 |
6. Комод, тумба для постельных принадлежностей |
14000 |
16250 |
116,07 |
Итого |
203400 |
215137 |
104,79 |
Как видно из таблицы 15 и рисунка 7, план по выпуску основных видов продукции в 2009 г. перевыполнен на 4,79%. Наибольший процент перевыполнения плана наблюдается на кровати.
Рисунок 7 – Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 2009 г., в тыс. руб.
Недовыполнение плана по выпуску продукции наблюдается на наборы для детской комнаты (93,42 %).
План по реализации продукции в ЗАО «Бийская мебельная фабрика» составляется на год, а в течение каждого месяца корректируется, исходя из фактического спроса на продукцию за прошлый месяц, с учетом заключенных договоров.
Таблица 16 - Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2009 год, в тыс. руб.
Наименование |
План |
Факт |
% выполнения плана |
тыс. руб. | |||
1. Набор мебели для гостиной |
79000 |
85100 |
107,72 |
2. Набор мебели для детской комнаты |
34000 |
33100 |
97,35 |
3. Шкафы для платья и белья |
52000 |
55400 |
106,54 |
4. Стол письменный, стол компьютерный |
22000 |
20100 |
91,36 |
5. Кровать |
14000 |
12000 |
85,71 |
6. Комод, тумба для постельных принадлежностей |
15000 |
15600 |
104,00 |
Итого |
216000 |
221300 |
102,45 |
Из таблицы 16 и рисунка 8 видно, что в 2009 г. план по реализации основных видов продукции перевыполнен на 2,45%. Высокий процент перевыполнение плана по реализации продукции наблюдается на шкафы для платья и белья (на 6,54 %) и на наборы мебели для гостиной (на 7,72 %). Перевыполнение плана по реализации продукции вызвано увеличением спроса на данные виды продукции и увеличением потребительской способности у покупателей ЗАО «Бийская мебельная фабрика». Годовой план по реализации продукции ежемесячно корректируется исходя из спроса и предложения на продукцию.
Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия