Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ объемов производства и реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
провести анализ ассортимента и структуры товарной продукции;
провести анализ технико-экономических показателей производства;
провести анализ производства и реализации продукции;
дать рекомендации по улучшению работы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...
3
1
Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….
6
1.1 Организация, задачи и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности на предприятии………………………………...
6
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………
23
1.3 Анализ динамики производства и реализации продукции………………
29
1.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..
35
1.5 Анализ состояния и использования основных фондов предприятия……
38
2
Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»………………………………………………………….....
45
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….
45
2.2 Анализ ассортимента и структуры товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
48
2.3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
53
2.4 Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
56
2.5 Анализ состояния и использования основных фондов ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
79
3
Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия………………
86
3.1 Анализ факторов, влияющих на изменение объемов выпуска и реализации продукции………………………………………………………….
86
3.2 Рекомендации по улучшению работы предприятия……………………...
95
Заключение…………………………………………………………………………...
125
Список использованных источников…………………
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объёмов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоёмкости, и т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объёмов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объём в натуральных или условно - натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 1 – Анализ динамики производства продукции
Наименование |
Объём производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. |
Отклонение,(±) тыс. руб. |
Темп роста, % | |
2009 г. |
2010 г. |
|||
А |
||||
Б |
||||
… |
||||
В |
||||
Итого |
Таблица 2 – Анализ динамики реализации продукции
Наименование |
Объём реализации продукции в текущих ценах, тыс. руб. |
Отклонение,(±) тыс. руб. |
Темп роста, % | |
2009 г. |
2010 г. |
|||
А |
||||
Б |
||||
… |
||||
В |
||||
Итого |
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий - смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперативным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая - то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально - экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот [14, с. 107].
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим - это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьёзно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не преступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии ещё можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счёт этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкреплённый заявками или договорами на его поставку [15, с. 35].
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объёме продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность её нахождения на стадии реализации. Для расчёта данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объём продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции [16, с. 108].
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели - это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
Косвенные показатели ритмичности - это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности - определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более базового уровня.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.
Причины аритмичности – трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля [28, с. 120].
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы предприятия.
1.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение
плана по реализации продукции и выполнению
договоров поставки, необходимо установить
факторы изменения ее объема. Возможны два варианта
методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Отсюда
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
Отсюда
где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн , ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами и
ВП = ЧР х ГВ,
РП = ЧР хГВ х Дв,
где ВП – объем валовой продукции,
РП – объем реализованной продукции,
ЧР – численность производственных рабочих,
ГВ – выработка на одного работника.
Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции;
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ х ФО,
РП = ОПФ х ФО х Дв,
где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ФО – фондоотдача ОПФ;
3) обеспеченность производства
сырьем и материалами и
ВП = МЗ х МО,
РП = МЗ х МО х Дв,
где МЗ – сумма потребленных материалов для производства продукции,
МО – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
(21)
=
Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия