Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ объемов производства и реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
провести анализ ассортимента и структуры товарной продукции;
провести анализ технико-экономических показателей производства;
провести анализ производства и реализации продукции;
дать рекомендации по улучшению работы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...
3
1
Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….
6
1.1 Организация, задачи и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности на предприятии………………………………...
6
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………
23
1.3 Анализ динамики производства и реализации продукции………………
29
1.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..
35
1.5 Анализ состояния и использования основных фондов предприятия……
38
2
Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»………………………………………………………….....
45
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….
45
2.2 Анализ ассортимента и структуры товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
48
2.3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
53
2.4 Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
56
2.5 Анализ состояния и использования основных фондов ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
79
3
Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия………………
86
3.1 Анализ факторов, влияющих на изменение объемов выпуска и реализации продукции………………………………………………………….
86
3.2 Рекомендации по улучшению работы предприятия……………………...
95
Заключение…………………………………………………………………………...
125
Список использованных источников…………………
В подчинении генерального директора находятся главный инженер (главный механик, главный энергетик); заместитель ген. директора по производству и продажи продукции; заместитель ген. директора по материально-техническому снабжению и транспорту; заместитель ген. директора по общим вопросам; главный бухгалтер; главный экономист; совет по качеству.
На предприятии с 2002 года проводится поэтапное перевооружение, наращиваются объемы производства, расширяется и обновляется ассортимент, совершенствуются технологии, стиль, дизайн. С 2004 по 2010 гг. для модернизации технологического процесса приобретены: оборудование по производству корпусной мебели, сушильная камера для сушки шпона березового, обрабатывающий центр, форматно-раскроечный центр Holzma HPP 11 и универсальный центр с ЧПУ BIMA. В процессе модернизации приобреталось как новое оборудование, так и оборудование со вторичного рынка.
В настоящее время процесс производства мебели полностью автоматизирован. Это позволяет предприятию расширять объемы выпускаемой продукции, экономить ресурсы.
ЗАО «Бийская мебельная фабрика» отмечено Дипломом лауреата Международного конкурса «Золотая медаль «Европейское качество»» в 2005 году, в 2008 году признано «Лучшим предприятием г.Бийска по результатам работы за год» и «Лучшим предприятием Алтайского края». Продукция ЗАО «Бийская мебельная фабрика» отмечена золотыми и серебряными медалями «Лучший Алтайский товар 2001 и 2008» и золотыми и серебряными медалями выставки «Сибмебель-Интерьер-Дизайн 2008, 2009 и 2010». В 2010 году предприятие получила сертификат «Социально-ответственный работодатель Алтайского края». Предприятие помогает Бийским школам, спортивным школам, предоставляя мебель: шкафы, столы и книжные полки.
Главным приоритетом является экономическое и моральное стимулирование деятельности коллектива. На предприятии сохранилась профсоюзная организация, между работодателем и работниками ежегодно заключается коллективный договор, выделяются средства на приобретение путевок в оздоровительные лагеря детям сотрудников; проводится чествование ветеранов при выходе на заслуженный отдых.
В обстановке политической и экономической нестабильности предприятие сумело сохранить и увеличить объемы выпуска продукции, сберечь производственные и экономические связи, сохранить коллектив и целостность предприятия. ЗАО «Бийская мебельная фабрика», одно из стабильно работающих мебельных предприятий Алтайского края. Из девяти предприятий бывшего объединения «Алтаймебель» - это единственное предприятие, которое сумело пережить кризисные времена (1992-1998 гг.). Все эти годы предприятие своевременно уплачивает налоги в бюджеты всех уровней.
Международный финансовый кризис за период с сентября 2008 год по сентябрь 2009 год негативно отразился на работе фабрики и обозначил большую проблему - это фанерное производство, поскольку именно продукция этого направления деятельности предприятия была совершенно не востребована.
К концу 2009 года началось некоторое оживление, а в первом полугодии 2010 г. значительно увеличился спрос по продажам фанеры и изделий из нее, но при условии значительного снижения цен на продукцию. Предприятие оказалось перед дилеммой: либо закрывать данный вид деятельности, либо снижать себестоимость продукции.
Проанализировав себестоимость и технологию фанерного производства, взвесив все за и против, Советом директоров было принято решение модернизировать технологию выработки пара для фанерного производства.
Инвестиционный проект «Модернизация котельной» - это реконструкция котельного оборудования паросилового хозяйства, вырабатывающего технологический пар для фанерного производства.
После модернизации котельной древесные отходы накапливаются в промежуточном складе, который оснащен современной техникой способной равномерно, по мере необходимости подавать в котел отходы мебельного и фанерного производства.
Экономное использование отходов собственного производства позволило уйти от использования покупного топлива (каменный уголь), средний расход которого составлял 3000 тонн в год на сумму 4500 тыс. руб.
Равномерная, автоматическая подача древесного топлива в котел значительно облегчила труд кочегаров, снизила запыленность от угля на рабочих местах, сократятся вредные выбросы в атмосферу.
Путем бесперебойной работы фанерного производства можно увеличились объемы производства продукции и производительность труда. Данные мероприятия значительно снизили себестоимость выпускаемой продукции за счет увеличения производительности труда и экономии по электроэнергии, а также наблюдается увеличение заработной платы работников фанерного производства и котельной.
Основными конкурентами ЗАО «Бийская мебельная фабрика» являются малые предприятия по производству мебели, работающие на территории г. Бийска, такие как ООО «Альянс», ООО «Бивитекс», ООО «Антей», ООО «Империал М», ООО «Интра», ООО «Новый Свет», ООО «Премьер М», ООО «Энергия», ООО «Бийская экспериментальная мебельная фабрика», ООО «Орлеан», а также ИП Гвоздев, ИП Рязанова.
Основными конкурентными преимуществами продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» можно отметить:
1) сопоставимый уровень цен;
2) налаженные связи с поставщиками;
3) широкая рекламная поддержка пр
4) сопостовимый уровень цен.
Функции по ведению анализа хозяйственной деятельности в ЗАО «Бийская мебельная фабрика» возложены на планово-экономический отдел предприятия, возглавляемый начальником отдела.
На предприятии ежегодно составляются планы по выпуску и реализации готовой продукции. Ежегодно проводится анализ выпуска и реализации продукции. Также составляются оперативные планы по выпуску и реализации продукции по кварталам и по месяцам; ежемесячно и ежеквартально проводится анализ производства и реализации продукции. По результатам анализа корректируются планы по производству и реализации продукции.
2.2 Анализ ассортимента и структуры товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика»
Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно вести работу по формированию товарного ассортимента.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определённых планом.
Представим в таблице 3 объем производства продукции, выпускаемой ЗАО «Бийская мебельная фабрика» в период с 2008г. по 2010 г.г., а также структуру выпуска продукции по видам.
Таблица 3 – Объем и структура выпуска продукции в ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2008-2010 г.г.
Наименование |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
Товарная продукция, в тыс. руб. |
Удельный вес, в % |
Товарная продукция, в тыс. руб. |
Удельный вес, в % |
Товарная продукция, в тыс. руб. |
Удельный вес, в % | |
1. Набор мебели для гостиной |
64235 |
30,49 |
78330 |
34,57 |
85500 |
34,80 |
2. Набор мебели для прихожей |
2761 |
1,31 |
250 |
0,11 |
145 |
0,06 |
3. Набор мебели для детской комнаты |
35266 |
16,74 |
34100 |
15,05 |
38600 |
15,71 |
4. Шкафы для платья и белья |
45413 |
21,56 |
51450 |
22,71 |
53700 |
21,86 |
5. Стол письменный, стол компьютерный |
19646 |
9,33 |
21300 |
9,40 |
19300 |
7,86 |
6. Кровать |
10180 |
4,83 |
13707 |
6,05 |
14100 |
5,74 |
7. Комод, тумба для постельных принадлежностей |
13115 |
6,23 |
16250 |
7,17 |
21300 |
8,67 |
8. Стол обеденный, стол тумба |
1112 |
0,53 |
564 |
0,25 |
1470 |
0,60 |
9. Стеллаж ученический, секция стеллажная |
926 |
0,44 |
- |
- |
- |
- |
10. Стол журнальный |
1120 |
0,53 |
245 |
0,11 |
950 |
0,39 |
11. Трюмо трельяж, стол туалетный |
2250 |
1,07 |
5480 |
2,42 |
6400 |
2,60 |
12. Тумба для радио аппаратуры |
2620 |
1,24 |
1320 |
0,58 |
755 |
0,31 |
13. Тумба прикроватная |
2580 |
1,22 |
245 |
0,11 |
970 |
0,39 |
14. Стул |
2490 |
1,18 |
118 |
0,05 |
- |
- |
Окончание таблицы 3 | ||||||
Наименование |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
Товарная продукция, в тыс. руб. |
Удельный вес, в % |
Товарная продукция, в тыс. руб. |
Удельный вес, в % |
Товарная продукция, в тыс. руб. |
Удельный вес, в % | |
15. Табурет |
2350 |
1,12 |
236 |
0,10 |
580 |
0,24 |
16. Кресло |
2120 |
1,01 |
450 |
0,20 |
920 |
0,37 |
17. Фанера |
1461 |
0,69 |
1580 |
0,70 |
870 |
0,35 |
18. Эластичные элементы для кровати |
1000 |
0,47 |
964 |
0,43 |
130 |
0,05 |
Итого |
210645 |
100 |
226589 |
100 |
245690 |
100 |
В период с 2008 г. по 2010 г. номенклатура произведенной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика» практически не изменялась. Продукцией, занимающей наибольший удельный вес в составе товарной продукции, являются набор мебели для гостиной, набор мебели для детской комнаты, шкафы для платья и белья, стол письменный (стол компьютерный), кровать, комод (тумба для постельных принадлежностей).
Наборы мебели для гостиной занимают в структуре товарной продукции более 30%, поэтому являются основным элементом номенклатурного ряда товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика». Для проведения анализа целесообразно взять еще 5 номенклатурных единиц, занимающих наибольший удельный вес в составе товарной продукции.
К ним можно отнести: наборы мебели для детской комнаты, шкафы для платья и белья, стол письменный (стол компьютерный), кровать и комод (тумба для постельных принадлежностей).
Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В ЗАО «Бийская мебельная фабрика» не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары, которые оно может реализовать.
Темпы объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
В таблице 6 представлен объем выпуска продукции по месяцам за 2008-2009 г.г. В учет взят весь объем выпуска продукции по предприятию по всем видам продукции.
Из таблицы видно, что в 2009 г. темп роста выпуска продукции в целом за год составляет 107,57%. Увеличение выпуска продукции в 2009 г. ЗАО «Бийская мебельная фабрика» в основном связано с модернизацией оборудования. Немаловажную роль сыграло увеличение спроса на изготавливаемую продукцию, так как из-за модернизации производственного процесса ЗАО «Бийская мебельная фабрика» улучшила показатели качества продукции, изменился внешний вид выпускаемой продукции.
В таблице 7 представлен объем реализации продукции по месяцам за 2008-2009 г.г. В учет взят весь объем реализации продукции по предприятию по всем видам продукции.
Из таблицы видно, что в 2009 г. темп роста реализации продукции в целом за год составляет 112,64%. Увеличение реализации продукции в 2009 г. ЗАО «Бийская мебельная фабрика» связано с увеличением объема производства продукции, и увеличением спроса на продукцию. В 2009 году отдел продаж предприятия разработал ряд мер по увеличению рынков сбыта продукции, что привело к увеличению объема реализации продукции.
2.3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика»
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает роль финансового анализа, т.е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика» за 2008-2010 г.г.
Показатели |
Год |
Отклонение,(+,-), тыс.руб. |
Темп роста, % (10/08) | ||
2008 |
2009 |
2010 | |||
1.Объём выпуска продукции, тыс. руб. |
210645 |
226589 |
245690 |
+35045 |
116,64 |
2. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
218300 |
245900 |
283600 |
+65300 |
129,91 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
28700 |
35882 |
54650 |
+25950 |
190,42 |
4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
189600 |
210018 |
228950 |
+39350 |
120,75 |
5. Рентабельность продукции, % |
15 |
17 |
24 |
+9 |
160 |
6. Среднесписочная численность персонала (чел.) |
526 |
454 |
400 |
- 126 |
76,05 |
7. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
3553 |
5170 |
6895 |
+3342 |
194,06 |
Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия