Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ объемов производства и реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
провести анализ ассортимента и структуры товарной продукции;
провести анализ технико-экономических показателей производства;
провести анализ производства и реализации продукции;
дать рекомендации по улучшению работы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...
3
1
Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….
6
1.1 Организация, задачи и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности на предприятии………………………………...
6
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………
23
1.3 Анализ динамики производства и реализации продукции………………
29
1.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..
35
1.5 Анализ состояния и использования основных фондов предприятия……
38
2
Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»………………………………………………………….....
45
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….
45
2.2 Анализ ассортимента и структуры товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
48
2.3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
53
2.4 Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
56
2.5 Анализ состояния и использования основных фондов ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
79
3
Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия………………
86
3.1 Анализ факторов, влияющих на изменение объемов выпуска и реализации продукции………………………………………………………….
86
3.2 Рекомендации по улучшению работы предприятия……………………...
95
Заключение…………………………………………………………………………...
125
Список использованных источников…………………
4 этап - аналитическая обработка данных о деятельности предприятия;
5 этап - оформление результатов анализа;
6 этап - контроль за внедрением производства при вложении, сделанных по результатам анализа.
Документальным оформлением результатов анализа может быть: объяснительная записка, справка или заключение.
Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т.е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.
При оформлении записки особое внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными, и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.
Содержание справки и заключения в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений [13, с. 57].
1.2Аанализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учётом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности [17, с. 84].
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
Ретроспективный анализ объёма и структуры выпуска продукции производится в несколько этапов:
Этап 1 - Анализ динамики объёма выпуска и реализации продукции производится с помощью показателей:
- базисных темпов роста;
- цепных темпов роста;
- среднегодовых темпов роста (прироста).
Анализ динамики проводится как в текущих, тек и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при этом является валовая, товарная, реализованная продукция, оценённых стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях. Одинаково важен для выявления тенденций в развитии объёма выпуска и реализации продукции анализ динамики в текущих и сопоставимых ценах. Приведенные данные к сопоставимому виду требует дополнительных расчётов, поэтому вывод о влиянии ценового фактора на динамику выпуска и реализации можно сделать на основе сопоставления динамических рядов.
Этап 2 - Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
В условиях командно
- административной экономики
- степень выполнения договорных обязательств;
- качество планирования;
- качество менеджмента.
В то же время планы выпуска продукции в общем объёме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьём, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.
Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.
Оценка выполнения по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включённым в номенклатуру, что показано далее.
Оценка выполнения по ассортименту может производиться:
- по способу наименьшего процента;
- по способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции;
- по удельному весу изделий, по которым план выполнен.
Для оценки влияния факторов внешнего порядка, например, изменения конъюнктуры рынка (снижение платежеспособного спроса, снижения рыночных цен на продукцию, активизации конкурентов), необходим анализ выпуска товарной продукции в сопоставлении с результатами анализа объёма реализованной продукции.
Этап 3 - Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношение отдельных видов продукции, определённых планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объём товарной продукции в стоимостном выражении. Объём товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.
Для расчёта влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов.
1. Метод прямого счёта по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске.
или
где N- выпуск продукции в стоимостном выражении;
Q- выпуск продукции в натуральном выражении;
D- удельный вес каждого (i-го) наименования;
р- цена за единицу.
2. Метод прямого счёта по всем изделиям по проценту выполнения плана
.
3. Метод средних цен:
,
и
.
Для расчёта влияния структурных сдвигов на объём товарной продукции предполагаются неизменными, т.е. на уровне плана, цена на единицу продукции и объём выпуска (в натуральном выражении) [18, с.35].
Объём товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:
.
Объём товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит:
.
Изменение объёма товарной продукции за счёт структурных сдвигов:
.
Результаты расчётов могут быть оформлены таблицей. Табличная форма представления расчётов наиболее наглядная при широкой номенклатуре выпускаемой продукции. На основе данных таблиц можно определить влияние двух факторов: фактического показателя объёма выпуска продукции и структурных сдвигов на объём товарной продукции.
Расчёт методом прямого счёта по проценту выполнения плана основан на том, что при неизменной структуре выпуска объём выпуска по каждому виду изделий возрастает пропорционально итоговому объёму.
Объём товарной продукции, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:
.
Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.
В условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово - хозяйственной деятельности, в том числе структуры выпускаемой продукции является неотъемлемой функцией управления.
Этот аспект управления фирмой становится наиболее значимым в настоящее время, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа структуры выпускаемой продукции предприятие не сможет эффективно функционировать.
С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. [18, с. 49]
1.3 Анализ динамики производства и реализации продукции, анализ ритмичности работы предприятия
Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдаётся объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а, наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышения её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
Объём производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Сопоставимая цена - цена, приведенная по величине к условиям определенного периода времени, на определенную дату. Сопоставимые цены используются при сопоставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды с тем, чтобы избежать искажений, вносимых прежде всего инфляцией. Например, при сравнении уровней потребления в разные годы, измеряемых в денежном выражении, следует умножать физическое потребление на сопоставимые цены.
Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит, и объём производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия