Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ объемов производства и реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
провести анализ ассортимента и структуры товарной продукции;
провести анализ технико-экономических показателей производства;
провести анализ производства и реализации продукции;
дать рекомендации по улучшению работы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...
3
1
Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….
6
1.1 Организация, задачи и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности на предприятии………………………………...
6
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………
23
1.3 Анализ динамики производства и реализации продукции………………
29
1.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………..
35
1.5 Анализ состояния и использования основных фондов предприятия……
38
2
Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»………………………………………………………….....
45
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….
45
2.2 Анализ ассортимента и структуры товарной продукции ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
48
2.3 Основные технико-экономические показатели ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
53
2.4 Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
56
2.5 Анализ состояния и использования основных фондов ЗАО «Бийская мебельная фабрика»…………………………………………………………….
79
3
Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия………………
86
3.1 Анализ факторов, влияющих на изменение объемов выпуска и реализации продукции………………………………………………………….
86
3.2 Рекомендации по улучшению работы предприятия……………………...
95
Заключение…………………………………………………………………………...
125
Список использованных источников…………………
Таким образом, информационная система АХД должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности АХД [4, с. 29].
Не менее важное значение в организации анализа имеет его методическое обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику АХД на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и внедрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности.
Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Обычно это аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.
Пояснительная записка, как правило, составляется для внешних пользователей анализа. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, то они оформляются в виде справки или заключения.
Содержание пояснительной записки (аналитического отчета) должно быть достаточно полным. Прежде всего она должна заключать в себе общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, сведения о доле рынков сбыта продукции, о репутации предприятия, его имидже в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса [5, с. 95].
После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы.
В ней также дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, а также излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем.
Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т.д. При ее оформлении особое внимание следует уделять предложениям, которые вносятся по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.
Что касается справки или заключения по результатам анализа, то их содержание в отличие от пояснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь обычно не дается общая характеристика предприятия и условий его деятельности.
Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в удобной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы предприятия или бросаться в другую крайность — вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество таблиц усложняют их использование. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми для использования.
Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает его действенность, так как при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.
На практике наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.
Аналитическая обработка экономической информации очень трудоемка сама по себе и требует большого объема разнообразных вычислений. С переходом к рыночным отношениям потребность в аналитической информации значительно увеличивается. Это связано прежде всего с потребностью разработки и обоснования стратегических планов предприятий, комплексной оценки эффективности краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. В связи с этим автоматизация аналитических расчетов стала объективной необходимостью.
Современные информационные технологии позволяют целиком автоматизировать обработку всех экономических данных, в том числе и по АХД. Роль автоматизации аналитических расчетов заключается в следующем.
Во-первых, повышается продуктивность работы экономистов-аналитиков. Они освобождаются от технической работы и больше занимаются творческой деятельностью, что позволяет делать более глубокие исследования, вести постановку и решение более сложных экономических задач.
Во-вторых, более глубоко и всесторонне исследуются экономические явления и процессы, более полно изучаются факторы и выявляются резервы повышения эффективности производства.
В-третьих, повышаются оперативность и качество анализа, его общий уровень и действенность.
Автоматизация аналитических расчетов и сам АХД поднялись на более высокий уровень с применением ПЭВМ, для которых характерны высокая производительность, надежность и простота эксплуатации, наличие развитого программного обеспечения, диалогового режима работы, низкая стоимость и др. На их базе создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера, экономиста, финансиста, аналитика и т.д. ПЭВМ, соединенные в единую вычислительную сеть, позволяют перейти к комплексной автоматизации АХД.
Автоматизированное рабочее место
экономиста-аналитика — это совокупность
информационно-программно-
Создание АРМ аналитика требует решения многих организационных вопросов, связанных с методическим, техническим, программным и информационным обеспечением.
Методическое обеспечение представляет собой систему общих и частных методик проведения анализа.
Техническое обеспечение включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы: компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных или иной связи и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты. К общесистемному программному обеспечению относятся универсальные программы, предназначенные для обработки любой информации, например пакеты для статистической обработки данных, для решения оптимизационных задач. Специальное программное обеспечение включает совокупность программ, разработанных для конкретной предметной области (в данном случае для решения конкретных аналитических задач). Это могут быть программы локальные и комплексные.
Локальные программы предназначены для многократного решения однотипных задач. Программа комплексного анализа, охватывающая все стороны деятельности предприятия, включает целую систему взаимосвязанных задач. Для ее разработки требуется:
Эффективность АРМ аналитика во многом зависит от совершенства методик анализа, от того, в какой степени они соответствуют современным требованиям управления производством, а также от технических возможностей ПЭВМ. Достижения в отрасли интегральной электроники, расширение ресурсной возможности и функционального совершенства ПЭВМ создают реальные условия для углубления экономических исследований, позволяют шире использовать оптимизационные методы решения аналитических задач и на их основе разрабатывать и принимать оптимальные управленческие решения.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
- оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
- оценки динамики выпуска и реализации продукции;
- оценки выполнения договоров по объему; ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
- установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
- количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.
Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:
- научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
- обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
- аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.
Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
1 этап - выделение субъектов
и объектов АХД, выбор организационных
форм их исследования и
2 этап - планирование аналитической работы;
3 этап - информационное и методическое обеспечение АХД;
Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия