План маркетинга предприятия ОАО «МАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.

Оглавление

Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая работа.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

 

 

Рисунок 2.6 – Реализация прицепной техники МАЗ по странам

 за 2010-2012 гг., %

В 2010 году общий объем  реализации прицепной техники МАЗ  по рынкам сбыта составил 4 615 единиц, доля экспорта в общем объеме реализации прицепной техники составила 53,7%. В 2012 году прогнозируется рост продаж прицепной техники на 40 % (по отношению  к 2010 году), также возрастет объём реализации на экспорт.

С 2010 года наблюдается  изменение структуры реализации автокранов.

В 2010 году в структуре  реализации преобладают автокраны  грузоподъемностью 25 тонн, которых  было выпущено и реализовано в 2010 году 225 единиц или 59,5 % от общего объема реализации. В 2011 г. наблюдается увеличение производства и реализации автокранов грузоподъемностью 25 и более тонн; грузоподъемностью 15-16 тонн в истекшем году было реализовано 111 единица. До 7,9% выросла доля в реализации автокранов грузоподъемностью 20 тонн. Реализация данной категории автокранов составила 30 ед.  
ОАО «МАЗ» продолжает наращивать производство 32-тонных автокранов, выпуск которых был освоен в 2009 году. Таким образом, наблюдается тенденция смещения спроса, а, соответственно, и производства автомобильных кранов в сторону большей грузоподъемности.

Изменение коснулось  и географической структуры продаж автокранов. Основным рынком сбыта автокрановой техники МАЗ по итогам 2010-2011гг. продолжает оставаться внутренний рынок Республики Беларусь. Поставки автокранов на рынки Российской Федерации и Украины, на протяжении многих лет определяющие экспортную ориентацию сбыта автокранов МАЗ, резко сократились ввиду протекционистской политики стран-соседей, вызванной последствиями мирового финансового кризиса. Однако в последнее время отмечается некоторое оживление продаж на рынке РФ, доля которой возросла с 16,8% по итогам 2010 г. до 33,4% в 2011г. вызванное в первую очередь установлением конкурентоспособных цен на продукцию.

В целом в 2010г. объем  реализации автокранов МАЗ на рынках сбыта составил 378 ед. При этом доля экспорта возросла до 28,1% , в том числе в Российскую Федерацию – 15,1%. На рынок Республики Беларусь было продано 270 автокранов или порядка 71,8% от общего объема реализации.

 

Рисунок 2.7 – Структура продаж автокранов МАЗ

 по основным рынкам  сбыта, %

Диаграмма показывает, что в 2011г. наблюдается увеличение объемов продаж на экспортных рынках сбыта, хотя до полного восстановления докризисных позиций говорить еще рано. Планируется, что объем реализации автокрановой техники в РФ к концу 2012г превысит объем реализации в РБ более чем на 4%. Также планируется увеличить объемы реализации автокрановой техники в страны СНГ.

Модельный ряд пассажирской техники МАЗ в настоящее время  включает 16 базовых моделей и  свыше 100 модификаций, что позволяет  наиболее полно удовлетворить потребности конечных потребителей.  Выпускаются автобусы среднего, большого и особо большого класса, предназначенные для городских, пригородных, междугородних, туристических перевозок, перевозок пассажиров в аэропортах, а также машинокомплекты троллейбусов.

Вся выпускаемая пассажирская техника МАЗ оснащается двигателями  
Mercedes-Benz, Deutz и MAN (пр-во Германия), изготавливается в соответствии с отечественными и международными техническими регламентами и требованиями (Правила ЕЭК ООН, СТБ, РСТ), проходит обязательную сертификацию в странах предполагаемой реализации, оснащается двигателями, отвечающими экологическим стандартам «Евро-3», «Евро-4» и «Евро5». По комплексу технических параметров и потребительских свойств пассажирская техника МАЗ превосходит многие образцы пассажирской техники, выпускаемой предприятиями-конкурентами в странах ближнего зарубежья, находясь с ними в одном ценовом диапазоне, и по ряду показателей не уступает пассажирской технике производства ведущих мировых производителей.

Таблица 2.3 – Динамика реализации пассажирской техники МАЗ по регионам за период 2007-2011гг

Регион поставок

2007

2008

2009

2010

2011

Объем реализации шт.

Доля, %

Объем реализации шт.

Доля, %

Объем реализации шт.

Доля, %

Объем реализации шт.

Доля, %

Объем реализации шт.

Доля, %

Республика  Беларусь

952

53,33%

939

52,43%

670

66,67%

822

43,26%

804

39,86%

Российская  Федерация

690

38,66%

433

24,18%

256

25,47%

459

24,16%

690

34,21%

Украина

87

4,87%

154

8,60%

39

3,88%

36

1,89%

69

3,42%

Дальнее зарубежье  и СНГ

56

3,14%

265

14,80%

40

3,98%

583

30,68%

454

22,51%

Итого

1785

100 %

1791

100 %

1005

100 %

1900

100 %

2017

100 %


 

В таблице 2.4 представлена структура реализации пассажирской техники МАЗ в 2010-2011гг по моделям автобуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 – Структура реализации пассажирской техники МАЗ в 2010-2011гг

№ п/п

Модель автобуса

Количество 2010

% от общей реализации

Количество 2011

% от общей реализации

1

МАЗ 256

698

36,74%

695

34,46%

2

МАЗ 103

480

25,26%

447

22,16%

3

МАЗ 105

172

9,05%

135

6,69%

4

МАЗ 152

133

7,00%

126

6,25%

5

МАЗ 206

119

6,26%

271

13,44%

6

МАЗ 203

116

6,11%

126

6,25%

7

МАЗ 107

75

3,95%

66

3,27%

8

МАЗ 251

35

1,84%

55

2,73%

9

МАЗ 103Т

29

1,53%

33

1,64%

10

МАЗ 226

22

1,16%

32

1,59%

11

МАЗ 171

12

0,63%

13

0,64%

12

МАЗ 203М

9

0,47%

12

0,59%

13

МАЗ 203Т

0

0,00%

2

0,10%

14

МАЗ 205

0

0,00%

4

0,20%

Итого

1900

100,00%

2017

100,00%


2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая  сеть)

Стратегическая цель ОАО «МАЗ» – стать лидером  по продажам и техническому сервису  грузовой техники на основных рынках сбыта на основе обеспечения максимально эффективных и сбалансированных поставок авто-техники потребителям и оказания комплекса высококвалифицированных услуг по обеспечению ее эффективной эксплуатации и поддержания в исправном состоянии в течение всего срока службы.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

  • максимальное приближение продукции МАЗ к конечному потребителю;
  • обеспечение качественного сервисного обслуживания автотехники МАЗ непосредственно в регионе эксплуатации в минимальные сроки;
  • формирование единого имиджа ОАО «МАЗ» путем внедрения «Фирменного стиля» и поддержание на высоком уровне репутации производителя и его продукции;
  • сбор и представление объективной информации о ситуации на рынке;
  • контроль за качеством представляемых дилерами сервисных услуг в гарантийный и послегарантийный периоды, обеспечение комплексного подхода к покупателю «Продажа-Сервис-Качество».

Анализ целесообразности

Одним из инструментов реализации поставленной цели является формирование двухуровневой региональной торгово-сервисной сети (собственные субъекты ТПС – «Торговый дом» и его филиалы, привлеченные субъекты – дилеры), обеспечивающей оптимальную логистику от производителя к клиенту и поддерживающая полный цикл «поставка-продажа-обслуживание», что в условиях ужесточения конкуренции позволит обеспечить укрепление и развитие позиций ОАО «МАЗ» на приоритетных рынках сбыта.

Количественная характеристика ТПС. По состоянию на 31.12.2011 г. товаропроводящая сеть Минского автомобильного завода представлена дилерами по реализации грузовой авто-техники:

в Российской Федерации:

– официальным дистрибьютором авто-техники МАЗ в РФ ООО «МАЗ-РУС»;

– 104 дилерскими организациями;

– 11 корпоративными партнерами.

в Украине:

 – официальным  дистрибьютором автотехники МАЗ  в Украине ООО «сИИ «Торговый Дом «МАЗ-Украина»;

– 11 дилерскими организациями.

На внутреннем рынке  завод реализует продукцию непосредственно  конечным потребителям.

В таблице 2.5 представлена качественная характеристика каналов распределения предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5 – Качественная характеристика каналов распределения предприятия

Уровень канала

Канал нулевого уровня, или канал  прямого маркетинга (посредники отсутствуют)

Гибридный двухуровневый канал (представительство  и независимые дилеры)

Одноуровневый канал (независимые дилеры)

Стратегия распределения

Эксклюзивное распределение производителя

Селективное распределение (достижение достаточного охвата и в то же время его ограничение, что позволяет работать только с квалифицированными дилерами)

Селективное распределение (достижение достаточного охвата и в то же время его ограничение, что позволяет работать только с квалифицированными дилерами)

Тип маркетинговой системы

-

Корпоративно-контрактная вертикальная маркетинговая система (зависимые  и независимые посредники образуют единую товаропроводящую сеть)

Контрактная вертикальная маркетинговая  система (независимые посредники образуют единую товаро-проводящую сеть)


 

По качественной оценке длины каналов сбыта прямой канал  является наиболее предпочтительным, поэтому я предлагаю усовершенствовать действующий вариант ТПС, а именно:

    • Создание на базе ООО «МАЗ-РУС» и его филиалов комплексных торгово-логистических центров в крупных городах России.
    • Создание сборочных производств ОАО «МАЗ» в крупных городах России, т.к. это является одним из наиболее перспективных направлений развития действующей товаропроводящей сети и выхода на внешний рынок, освоения или вхождения в освобождающиеся перспективные ниши.
    • Создание сборочного производства грузовой автотехники МАЗ в Украине.
    • Расширение ТПС путем организации продаж через создаваемые собственные Торговые дома и представительства в первую очередь в странах СНГ, Африки и Латинской Америки.

 

 

2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)

Структурная схема управлением сбытом ОАО «МАЗ» представлена на рисунке 2.8

Непосредственную ответственность за сбыт и реализацию продукции ОАО «МАЗ» несет заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» по коммерческим вопросам – коммерческий директор. В подчинении у коммерческого директора находятся заместитель коммерческого директора по реализации грузовой техники – начальник управления продаж грузовой техники, заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» по внешнеэкономическим связям – директор по внешнеэкономическим связям, а также начальники управления продаж пассажирской техники, бюро рекламы  и цеха запасных частей.

Информация о работе План маркетинга предприятия ОАО «МАЗ»