Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа
Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.
Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61
Рисунок 2.6 – Реализация прицепной техники МАЗ по странам
за 2010-2012 гг., %
В 2010 году общий объем реализации прицепной техники МАЗ по рынкам сбыта составил 4 615 единиц, доля экспорта в общем объеме реализации прицепной техники составила 53,7%. В 2012 году прогнозируется рост продаж прицепной техники на 40 % (по отношению к 2010 году), также возрастет объём реализации на экспорт.
С 2010 года наблюдается изменение структуры реализации автокранов.
В 2010 году в структуре
реализации преобладают автокраны
грузоподъемностью 25 тонн, которых
было выпущено и реализовано в 2010
году 225 единиц или 59,5 % от общего объема реализации.
В 2011 г. наблюдается увеличение производства
и реализации автокранов грузоподъемностью
25 и более тонн; грузоподъемностью 15-16
тонн в истекшем году было реализовано
111 единица. До 7,9% выросла доля в реализации
автокранов грузоподъемностью 20 тонн.
Реализация данной категории автокранов
составила 30 ед.
ОАО «МАЗ» продолжает наращивать производство
32-тонных автокранов, выпуск которых был
освоен в 2009 году. Таким образом, наблюдается
тенденция смещения спроса, а, соответственно,
и производства автомобильных кранов
в сторону большей грузоподъемности.
Изменение коснулось и географической структуры продаж автокранов. Основным рынком сбыта автокрановой техники МАЗ по итогам 2010-2011гг. продолжает оставаться внутренний рынок Республики Беларусь. Поставки автокранов на рынки Российской Федерации и Украины, на протяжении многих лет определяющие экспортную ориентацию сбыта автокранов МАЗ, резко сократились ввиду протекционистской политики стран-соседей, вызванной последствиями мирового финансового кризиса. Однако в последнее время отмечается некоторое оживление продаж на рынке РФ, доля которой возросла с 16,8% по итогам 2010 г. до 33,4% в 2011г. вызванное в первую очередь установлением конкурентоспособных цен на продукцию.
В целом в 2010г. объем реализации автокранов МАЗ на рынках сбыта составил 378 ед. При этом доля экспорта возросла до 28,1% , в том числе в Российскую Федерацию – 15,1%. На рынок Республики Беларусь было продано 270 автокранов или порядка 71,8% от общего объема реализации.
Рисунок 2.7 – Структура продаж автокранов МАЗ
по основным рынкам сбыта, %
Диаграмма показывает, что в 2011г. наблюдается увеличение объемов продаж на экспортных рынках сбыта, хотя до полного восстановления докризисных позиций говорить еще рано. Планируется, что объем реализации автокрановой техники в РФ к концу 2012г превысит объем реализации в РБ более чем на 4%. Также планируется увеличить объемы реализации автокрановой техники в страны СНГ.
Модельный ряд пассажирской
техники МАЗ в настоящее время
включает 16 базовых моделей и
свыше 100 модификаций, что позволяет
наиболее полно удовлетворить
Вся выпускаемая пассажирская техника МАЗ оснащается
двигателями
Mercedes-Benz, Deutz и MAN (пр-во Германия), изготавливается
в соответствии с отечественными и международными
техническими регламентами и требованиями
(Правила ЕЭК ООН, СТБ, РСТ), проходит обязательную
сертификацию в странах предполагаемой
реализации, оснащается двигателями, отвечающими
экологическим стандартам «Евро-3», «Евро-4»
и «Евро5». По комплексу технических параметров
и потребительских свойств пассажирская
техника МАЗ превосходит многие образцы
пассажирской техники, выпускаемой предприятиями-конкурентами
в странах ближнего зарубежья, находясь
с ними в одном ценовом диапазоне, и по
ряду показателей не уступает пассажирской
технике производства ведущих мировых
производителей.
Таблица 2.3 – Динамика реализации пассажирской техники МАЗ по регионам за период 2007-2011гг
Регион поставок |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||||
Объем реализации шт. |
Доля, % |
Объем реализации шт. |
Доля, % |
Объем реализации шт. |
Доля, % |
Объем реализации шт. |
Доля, % |
Объем реализации шт. |
Доля, % | |
Республика Беларусь |
952 |
53,33% |
939 |
52,43% |
670 |
66,67% |
822 |
43,26% |
804 |
39,86% |
Российская Федерация |
690 |
38,66% |
433 |
24,18% |
256 |
25,47% |
459 |
24,16% |
690 |
34,21% |
Украина |
87 |
4,87% |
154 |
8,60% |
39 |
3,88% |
36 |
1,89% |
69 |
3,42% |
Дальнее зарубежье и СНГ |
56 |
3,14% |
265 |
14,80% |
40 |
3,98% |
583 |
30,68% |
454 |
22,51% |
Итого |
1785 |
100 % |
1791 |
100 % |
1005 |
100 % |
1900 |
100 % |
2017 |
100 % |
В таблице 2.4 представлена структура реализации пассажирской техники МАЗ в 2010-2011гг по моделям автобуса.
Таблица 2.4 – Структура реализации пассажирской техники МАЗ в 2010-2011гг
№ п/п |
Модель автобуса |
Количество 2010 |
% от общей реализации |
Количество 2011 |
% от общей реализации |
1 |
МАЗ 256 |
698 |
36,74% |
695 |
34,46% |
2 |
МАЗ 103 |
480 |
25,26% |
447 |
22,16% |
3 |
МАЗ 105 |
172 |
9,05% |
135 |
6,69% |
4 |
МАЗ 152 |
133 |
7,00% |
126 |
6,25% |
5 |
МАЗ 206 |
119 |
6,26% |
271 |
13,44% |
6 |
МАЗ 203 |
116 |
6,11% |
126 |
6,25% |
7 |
МАЗ 107 |
75 |
3,95% |
66 |
3,27% |
8 |
МАЗ 251 |
35 |
1,84% |
55 |
2,73% |
9 |
МАЗ 103Т |
29 |
1,53% |
33 |
1,64% |
10 |
МАЗ 226 |
22 |
1,16% |
32 |
1,59% |
11 |
МАЗ 171 |
12 |
0,63% |
13 |
0,64% |
12 |
МАЗ 203М |
9 |
0,47% |
12 |
0,59% |
13 |
МАЗ 203Т |
0 |
0,00% |
2 |
0,10% |
14 |
МАЗ 205 |
0 |
0,00% |
4 |
0,20% |
Итого |
1900 |
100,00% |
2017 |
100,00% |
Стратегическая цель ОАО «МАЗ» – стать лидером по продажам и техническому сервису грузовой техники на основных рынках сбыта на основе обеспечения максимально эффективных и сбалансированных поставок авто-техники потребителям и оказания комплекса высококвалифицированных услуг по обеспечению ее эффективной эксплуатации и поддержания в исправном состоянии в течение всего срока службы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Анализ целесообразности
Одним из инструментов реализации
поставленной цели является формирование
двухуровневой региональной торгово-сервисной сети (собственные
субъекты ТПС – «Торговый дом» и его филиалы,
привлеченные субъекты – дилеры), обеспечивающей
оптимальную логистику от производителя
к клиенту и поддерживающая полный цикл
«поставка-продажа-
Количественная характеристика ТПС. По состоянию на 31.12.2011 г. товаропроводящая сеть Минского автомобильного завода представлена дилерами по реализации грузовой авто-техники:
в Российской Федерации:
– официальным дистрибьютором авто-техники МАЗ в РФ ООО «МАЗ-РУС»;
– 104 дилерскими организациями;
– 11 корпоративными партнерами.
в Украине:
– официальным
дистрибьютором автотехники
– 11 дилерскими организациями.
На внутреннем рынке
завод реализует продукцию
В таблице 2.5 представлена качественная характеристика каналов распределения предприятия.
Таблица 2.5 – Качественная характеристика каналов распределения предприятия
Уровень канала |
Канал нулевого уровня, или канал прямого маркетинга (посредники отсутствуют) |
Гибридный двухуровневый канал (представительство и независимые дилеры) |
Одноуровневый канал (независимые дилеры) |
Стратегия распределения |
Эксклюзивное распределение |
Селективное распределение (достижение достаточного охвата и в то же время его ограничение, что позволяет работать только с квалифицированными дилерами) |
Селективное распределение (достижение достаточного охвата и в то же время его ограничение, что позволяет работать только с квалифицированными дилерами) |
Тип маркетинговой системы |
- |
Корпоративно-контрактная |
Контрактная вертикальная маркетинговая система (независимые посредники образуют единую товаро-проводящую сеть) |
По качественной оценке длины каналов сбыта прямой канал является наиболее предпочтительным, поэтому я предлагаю усовершенствовать действующий вариант ТПС, а именно:
Структурная схема управлением сбытом ОАО «МАЗ» представлена на рисунке 2.8
Непосредственную