Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа
Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.
Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61
Бюро рекламы занимается
планированием маркетинговых
Цех запасных частей несет ответственность за своевременную, в необходимом количестве и качестве, поставку запасных частей в сервисные центры, торговые дома и станции технического обслуживания.
Рисунок 2.8 – Структурная схема управлением сбытом
В подчинении у начальника управления продаж грузовой техники находятся само управление продаж грузовой техники, а также отдел сбыта, филиалы ОАО «МАЗ» «Сервисный центр МАЗ» и «Торговый дом». Основными задачами управление продаж грузовой техники являются мониторинг и диагностика рынков сбыта грузовой и прицепной техники ОАО «МАЗ» в РБ и в странах ближнего зарубежья включая финансовое состояние и платежеспособность потенциальных покупателей, емкость, абсолютный и текущий потенциалы, соотношение спроса и предложения на грузовую и прицепную технику общества, исследование и анализ производства, реализации и рынков сбыта основных конкурентов грузовой и прицепной техники ОАО «МАЗ», разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке на основе его постоянного исследования. Проводит анализ конкурентоспособности автотехники ОАО «МАЗ» (технический уровень и качество, объемы поставки, уровень отпускных цен), ее преимуществ и недостатков, сильных и слабых сторон по отношению к профильной продукции иных производителей, выявляет передовые тенденции в мировом производстве автотехники по профилю продукции общества. Готовит предложения и рекомендации к долгосрочным планам производства автотехники общества по номенклатуре и количеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса. Подготавливает договора и контракты по реализации грузовой и прицепной техники ОАО «МАЗ» в РБ и в странах ближнего зарубежья. Управление продаж пассажирской техники выполняет задачи, как и управление продаж грузовой техники только по своему направлению (пассажирская техника ОАО «МАЗ»).
Отдел сбыта связан с управлениями продаж грузовой и пассажирской техники, и по результатам полученной информации осуществляет окончательное подписание договоров и контрактов о реализации продукции ОАО «МАЗ», а также выбор маршрута товаропроводящей сети для, доставки техники непосредственному покупателю. Ведет поиск новых потребителей с целью расширения рынка сбыта и поиск новых форм применения и распределения выпускаемой техники. Организует работу по ежедневному оперативному учету информации по отгрузке выпускаемой продукции. Организует работу по созданию статистической базы данных по отгрузке продукции, производимой обществом, в натуральном и стоимостном выражении, в разбивке по регионам. Организует работу по формированию сводной информации в части вопросов, касающихся реализации основной номенклатуры выпускаемой продукции, для предоставления как по запросам структурных подразделений общества, так и вышестоящих органов и сторонних организаций.
Филиал ОАО «МАЗ» «Сервисный центр МАЗ» осуществляет ремонт автотехники МАЗ, рассматривает неисправности и поломки продукции ОАО «МАЗ». Прорабатывает причины, повлекшие данные неисправности и поломки, с привлечением по необходимости специалистов структурных подразделений ОАО «МАЗ». Определяет виновников неисправностей и возлагает материальную ответственность за ремонт продукции находящейся на гарантии на структурные подразделения, по вине которых произошла поломка. Проводит мониторинг и диагностику причин повлекших неисправность.
Филиал ОАО «МАЗ» «Торговый дом» осуществляет продажу выпускаемой продукции, а также запасных частей.
Заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» по внешнеэкономическим связям – директор по внешнеэкономическим связям имеет в подчинении управление внешнеэкономических связей по импорту и логистике, управление внешнеэкономических связей по экспорту, отдел анализа внешнеэкономической деятельности и конъюнктуры цен и филиал ОАО «МАЗ» «МАЗТАМОЖНЯ».
Управление
Управление
Отдел анализа внешнеэкономической деятельности и конъюнктуры цен проводит анализ деятельности ОАО «МАЗ» с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья. Проводит анализ конкурентоспособности автотехники ОАО «МАЗ» (технический уровень и качество, объемы поставки, уровень отпускных цен), ее преимуществ и недостатков, сильных и слабых сторон по отношению к профильной продукции иных производителей. Предлагает ценовую политику ОАО «МАЗ» с учетом проведенного анализа.
Филиал ОАО «МАЗ» «МАЗТАМОЖНЯ» занимается отгрузкой и доставкой продукции ОАО «МАЗ» в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Проанализировав данную структурную схему, предлагаю подкорректировать ее в соответствии с рисунком 2.9
Основные отличия предлагаемой структурной схемы от действующей на предприятии заключаются в следующем:
Рисунок 2.9 – Предлагаемая структурная схема управления сбытом
К основным маркетинговым коммуникациям относятся:
Персональный продавец производит налаживание контактов с потенциальными клиентами (производит своеобразную рекламу реализуемых товаров), после налаживания контактов он информирует клиентов о цене товара, его особых свойствах, доступности и прочее. Персональный продавец помогает потребителям сделать свой выбор, наилучшим образом описывая положительные качества своей продукции, при возникновении вопросов у клиентов он проводит с ними маленькие консультации, на которых отвечает на вопросы и демонстрирует товар. После покупки товара он ведёт переговоры о заключении контракта с данной фирмой - клиентом. Персональный продавец предоставляет своему предприятию полученную информацию о своём районе деятельности, о претензиях покупателей, о их желаниях. А так же предоставляет соответствующие рекомендации по продвижению товаров.
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Реклама применяется для:
Организации по разному подходят к решению вопроса рекламы:
В процессе разработки программы рекламной деятельности руководству службы маркетинга необходимо принять несколько принципиально важных решений:
В республике Беларусь применяются следующие виды рекламы:
Реклама в периодической прессе является наиболее распространенной в РБ и ее удельный вес составляет 62%. Самой эффективной является реклама в бесплатной газете, т.к. она рассчитана на всех потребителей и все они могут увидеть рекламирование марки. Реклама в метро также является эффективной, т.к. большой процент населения пользуется этим видом транспорта, однако, этот вид рекламы эффективен лишь в больших городах, где есть метро.
Стимулирование сбыта – использование многообразных средств, стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.
Преимущества стимулирования сбыта:
Пропаганда – бесплатное получение редакционного места и времени во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими или потенциальными клиентами фирмы для решения конкретной задачи – способствовать достижению поставленных целей. Пропаганда входит составной частью в понятие деятельности по организации общественного мнения.
Перед деятельностью по организации общественного мнения ставят задачи:
Для решения этих задач отделы по организации общественного мнения пользуются следующими средствами:
Эти средства предусматривают проведение целого ряда мероприятий, к главным из которых относятся: пресс-конференции; некоммерческие статьи и телефильмы; разнообразная общественная и благотворительная деятельность в пользу лиц или учреждений той страны, в которой ведется торговля; юбилейные мероприятия; ежегодные отчеты о коммерческой деятельности; не рекламные фирменные журналы.
Рассмотрим основные средства маркетинговых коммуникаций, используемые на предприятии ОАО «МАЗ».
1. Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция, её разработка и изготовление.
2. Наружная реклама
(включает в себя размещение
панель-кронштейнов, щитов
3. Выставочная деятельность (включает в себя оплаты за аренду выставочных площадей, строительство стендов на выставках, доставка автотехники на выставки, аренда конференц-залов и других расходов, связанных с проведением выставок, организация презентаций с приглашением интересующей МАЗ аудитории).