Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа
Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.
Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61
Продажи на рынке Республики Беларусь характеризуются нестабильностью, это обусловлено преобладанием в структуре продаж государственного заказа. Благодаря ряду мер, принятых Правительством Республики Беларусь по поддержке отечественного автомобилестроения, рынок республики Беларусь по количеству отгруженной продукции занимал второе место в 2010 году. В 2011 году в связи с окончанием действия программ государственной поддержки и возникшим дефицитом валютных средств ОАО «МАЗ» уменьшил реализацию автотехники на внутренний рынок для обеспечения наращивания объёмов экспорта.
По итогам 2010 года грузовики производства ОАО «МАЗ» занимали около 76,2% (за 2009 год – 85,2%) общего объема реализации в республике, а по итогам 2011 года упал ниже 70%. Это обусловлено ростом продаж на экспортных рынках сбыта и высокой степенью насыщенности рынка автотехникой МАЗ.
Факторы, влияющие на изменение емкости рынка грузовой автотехники Республики Беларусь:
1. Стабильный рост ВВП.
2. Устойчивая политическая ситуация.
3. Объем государственных закупок.
4. Необходимость замены («омоложения») автопарка.
5. Изменение стоимости на энергоносители.
В таблице 1.1 представлены объемы реализации автомобильной техники за 2010 и 2011 годы.
Таблица 1.1 – Объемы реализации автомобильной техники ОАО «МАЗ»
2010 год |
2011год | ||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Итого | |
13861 |
4538 |
5013 |
5034 |
5519 |
20104 |
На основе этих данных проведем анализ емкости рынка.
а) метод сглаживания:
Произведем расчет по следующей формуле
Qn=Qn-1/2+Qn-2/4+ Qn-3/8+Qn-4/16,
где Qn – объем продаж в n-ом квартале.
Q1(2012)=5519/2+5034/4+5013/8+
Q2(2012)=4928/2+5519/4+5034/8+
Q3(2012)=4786/2+4928/4+5519/8+
б) метод скольжения:
Qn+1=Qn+
где n – количество периодов, на основании которых строится прогноз.
Подставляя значения в формулу, получим следующие результаты:
Q1(2012)=5519+(5034+5013)/(4-
Q2(2012)=11028+(5034+5013+
Q3(2012)=14273+(5034+5013+
Qn+1=Qn+
Подставляя значения в формулу, получим следующие результаты:
Q1(2012)=5519+(5034+5013)/(4-
Q2(2012)=4330+(5034+5013+5519)
Q3(2012)=3684+(5034+5013+5519+
Q1(2012)=5519+(5034+5013)/(4-
Q2(2012)=6005+(5034+5013+5519)
Q3(2012)=6656+(5034+5013+5519+
в) метод экспоненциального сглаживания:
Произведем расчет по следующей формуле
Qn+1= α*Qn+(1-α)*Qn-1
0≤ α ≤1
принимаем α=0,3
Q1(2012)=0,3*5519+(1-0,3)*
Q2(2012)=0,3*5180+(1-0,3)*
Q3(2012)=0,3*5417+(1-0,3)*
Результаты расчетов покажем в виде диаграммы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Прогноз объема реализации на 2012 год
Так как основной объем реализации продукции ОАО «МАЗ» происходит в России, проанализируем конкурентов именно в данном направлении.
Следует отметить, что за последние несколько месяцев резко возросла неопределенность в перспективах развития мировой экономики. Долговые проблемы в Европе и начавшаяся бюджетная консолидация в развитых странах, а также возросшая угроза рецессии в США повышают вероятность замедления экономического роста в 2012-2013 годах.
Экономический рост Еврозоны, по оценкам аналитиков, замедлится с 1,6 % в этом году до 0,2 % в следующем году. Темп роста экономики КНР снизится до 8,5% в 2012 г. с 9,3 % в этом году.
Поскольку российская экономика тесно связана с мировой, ее динамика критическим образом зависит от темпов роста в развитых странах. Международный валютный фонд (МВФ) понизил прогноз роста ВВП России в 2011 г. с 4,8% до 4,3%, а на 2012 год прогнозируется замедление роста уже до 2-3 процентов в следствии отсутствия внутренних и ухудшения внешних факторов роста (снижения темпов роста национальной экономики и экономического спада экономик Европы и Запада), на этом фоне будет наблюдаться общее снижение ВВП стран-участниц СНГ.
Существует прямая зависимость между темпом экономического роста и объемом обновления парка транспортных средств. В настоящий момент практически все факторы роста продаж автотехники прекратили свое влияние, поэтому в 2012 году динамика российского автомобильного рынка существенно замедлится, а в случае развития негативных тенденций на финансовых рынках, может произойти даже спад продаж. По оптимистическому сценарию в 2012 году рынок автотехники вырастет на 10-15%, а по пессимистическому - упадет на 15-20%.
По итогам десяти месяцев 2011 года реализация автомобилей в Европе снизилась на 0,9%. Согласно прогноза сделанного Центром автомобильных исследований CAR продажи в следующем году могут продолжить падение, которое составит в среднем 5,3%.
Шведский производитель SCANIA прогнозирует падение спроса на коммерческие автомобили в Европе и объявляет о снижении объёмов производства автомобилей на своих европейских заводах на 10-15%, начиная с ноября 2011 года. По словам исполнительного вице-президента Скании по продажам и маркетингу, данное решение принято на основе замедления спроса в Европе, а так же уменьшения количества заказов из стран Ближнего Востока. Такие меры показали свою эффективность для снижения издержек и повышения конкурентоспособности компаний во время финансового кризиса 2008 года.
Кроме того, из открытых источников информации стало известно, что основные конкуренты ОАО «МАЗ» на российском рынке ОАО «Группа ГАЗ» и ОАО «КАМАЗ» рассматривают несколько вариантов развития рынка. Так, согласно бизнес-плана ОАО «КАМАЗ» на 2012 предусмотрены два варианта развития рынка. Первый сценарий – продажи на российском рынке грузовиков полной массой более 16 тонн составят около 115 тыс. грузовиков (+18% в 2011 году), при условии, что кризиса не будет. А второй вариант – 90 тыс. грузовиков, т.е. на уровне этого года, что, по мнению руководства и других экспертов более вероятно.
Еще одним вызывающим опасения фактором риска на российском рынке является вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). После вступления России в ВТО ожидается резкое падение пошлин на грузовые автомобили, что негативно скажется на «отечественных» производителях грузовиков из-за резкого роста импорта подержанных европейских и китайских автомобилей.
Пошлины на грузовые автомобили будут снижены сразу же после вступления России в ВТО. Так, на новые самосвалы массой от 20 тонн пошлина составит 10% вместо нынешних 25%, а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы возрастом от трех до пяти лет пошлина в размере 30% понизится до 15%, а через три года – до 10%, при этом дополнительная ставка 2,2 евро за 1 куб. см двигателя будет отменена. Пошлина 4,4 евро за 1 куб. см. для самосвалов возрастом от пяти до семи лет тоже будет заменена ставкой в размере 15%, которая через три года упадет до 10%. «Большое удивление вызывает то, что резко упадет и пошлина на самые старые самосвалы старше семи лет, сейчас она составляет 4,5 евро, но сразу же после вступления в ВТО станет всего 1 евро», – подчеркивают эксперты.
Упадут и пошлины на седельные тягачи, продажи которых после кризиса растут быстрее всего (на 168% за полгода). По предварительной информации, после вступления в ВТО пошлины на новые тягачи составят 15% против нынешних 25%, а через три года – до 10%. На технику возрастом от трех до пяти лет пошлины снизятся с 30% до 15%, а через четыре года – до 10%. Пошлина на седельные тягачи старше семи лет, которая сейчас составляет 2,2 евро на 1 куб. см двигателя, снизится до 1 евро.
Производители грузовиков стран-участниц
СНГ ждут «катастрофы», поскольку
«российский рынок будет
По данным Минпромторга, в январе-августе в Россию было ввезено около 25 тысяч грузовиков, из них около 90% пришлось на седельные тягачи. «Импорт грузовиков массой 14-40 т по итогам этого года может составить около 30 тысяч машин, через пять лет с учетом снижения пошлин он может вырасти до 50 тысяч машин. Иностранные производители, которые построили уже свои заводы в России, вряд ли будут полностью переориентироваться на импорт, поскольку в стране слабо развито обслуживание иностранных грузовиков, и производителям логичнее развивать производство здесь, параллельно вкладываясь в дистрибьюторскую сеть и сервисные центры». Несмотря на снижение пошлин, иностранным производителям логистически удобно производить грузовики в России, поскольку объемы продаж в стране будут быстро расти на фоне высокого износа парка. Таким образом, существенно возросшая конкуренция со стороны иностранных производителей может крайне негативно отразится на продажах отечественной автотехники.
Реализация грузовых автомобилей в разрезе основных производителей грузовой техники в РФ за 2010- 2011 гг. приведена в таблице 1.2, а на рисунке 1.2 указана оценка и прогноз изменения емкости рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2010-2012 гг., шт.
Рисунок 1.1 – Оценка и прогноз изменения емкости рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2010-2012 гг., шт
Как видно из таблицы 1.2 основными конкурентами ОАО «МАЗ» являются ОАО «КамАЗ», ОАО «Урал» и ЗАО «Вольво Восток». Остановимся на этих предприятиях поподробнее.
Таблица 1.2 – Реализация грузовых автомобилей в разрезе основных производителей грузовой техники в РФ за 2010- 2011 гг
Производитель |
2010 г., шт. |
Доля рынка, % |
9 мес. 2011 г., шт. |
Доля рынка, % |
ОАО «МАЗ» |
6 280 |
8,4 |
12 863 |
10,5 |
ОАО «КамАЗ» |
28 796 |
38,3 |
36 750 |
30,0 |
ОАО «Урал» |
10 471 |
13,9 |
10 290 |
8,4 |
ОАО ХК «КрАЗ» |
452 |
0,6 |
735 |
0,6 |
ОАО «ЗИЛ» |
1 961 |
2,6 |
122 |
0,1 |
ОАО «ГАЗ» (3307, 3309) |
6 937 |
9,2 |
8 942 |
7,3 |
Импорт* |
15 911 |
21,2 |
46 428 |
37,9 |
Импортные произв-ли (рос. сборка): |
4342 |
5,8 |
6 493 |
5,3 |
в том числе |
||||
Volvo Kaluga plant ЗАО "Вольво Восток" |
1335 |
1,8 |
4 042 |
3,3 |
ООО "Ивеко-УралАЗ" |
533 |
0,7 |
613 |
0,5 |
ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (Tata-613, АМУР-4346) |
187 |
0,2 |
123 |
0,1 |
ООО "СКАНИЯ - ПИТЕР" |
- |
735 |
0,6 | |
ЗАО "Северсталь-ИСУДЗУ" |
2 287 |
3,0 |
858 |
0,7 |
ИТОГО |
75150 |
100,0 |
122 500 |
100,0 |
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 16-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.
16 августа 1969 года заложен первый камень. Начато строительство Камского автозавода.
16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.
В 1988 году с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл 1-миллионный автомобиль с начала выпуска.
В январе 2008 года «КАМАЗ» произвёл 1,9-миллионный автомобиль с начала выпуска.
15 февраля 2012 года «КАМАЗ» выпустил 2-миллионный автомобиль.
На I квартал 2012 на Автомобильном заводе «КАМАЗа» собрано более 2 млн. готовых автомобилей с начала выпуска.
В феврале 2008 года с главного сборочного конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошёл 2,5-миллионный двигатель. На I квартал 2012 года выпущено свыше 2 млн. 669 тысяч двигателей и силовых агрегатов с начала выпуска.
Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: Металлургический комплекс (литейный и кузнечный заводы), Завод двигателей (ЗД), Прессово-рамный завод (ПРЗ), Автомобильный завод (АвЗ), Ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.
В подразделениях и дочерних обществах группы ОАО «КАМАЗ» работает более 55 тысяч человек.
Выручка от реализации товарной
продукции и услуг
В 2011 году выпущено почти 45200 грузовых автомобилей, из них более 39 тыс. единиц проданы на российском рынке. При этом на рынке грузовых автомобилей России в классе полной массой свыше 16 тонн «КАМАЗ» занял долю 38%, а в классе 8-16 тонн – 15%. «КАМАЗ» удерживает абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран. За 2011 год выпущено запасных частей на сумму более 6 млрд. рублей и продукции диверсификации на сумму более 9 млрд. рублей.