Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа
Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.
Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61
4. Интернет-реклама (e-mail рассылка, direct-mail, администрирование сайта maz.by).
5. Реклама в СМИ
(реклама в периодических
6. Реклама на спортивных мероприятиях (включает в себя расходы по содержанию и участию в соревнованиях спортивной команды ОАО «МАЗ»).
По итогам 2011 года бюджет на маркетинговые коммуникации составил 1 264 000 у.е. (таблица 3.1)
Таблица 3.1 – Бюджет на маркетинговые коммуникации 2011 года
Вид рекламы |
Стоимость рекламы, у.е. |
Доля бюджета |
Реклама в СМИ (включая интернет-рекламу) |
112 000 |
8,86 % |
Наружная реклама |
10 000 |
0,79 |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция |
54 000 |
4,27% |
Выставочная деятельность |
358 000 |
28,32 % |
Реклама на спортивных мероприятиях |
730 000 |
57,76 |
Итого: |
1 264 000 |
100 % |
Как видно из таблицы 3.1 основные расходы на маркетинговые коммуникации приходятся на рекламу на спортивных мероприятиях и выставочную деятельность. Следует отметить, что основные расходы на рекламу на спортивных мероприятиях приходятся на заявочные взносы и ремонт и обслуживание автомобилей.
Учитывая многолетний опыт рекламной деятельности, Минский автомобильный завод считает, что одним из наиболее эффективных и доступных методов рекламы является выставочно-ярмарочная деятельность. Данный вид деятельности является важным фактором для формирования спроса и стимулирования сбыта, информирования потребителей о новых моделях и их потребительских свойствах. Участие завода в выставках является одним из элементов маркетинговой политики предприятия и оказывает влияние на формирование ценовой, сбытовой, товарной политики предприятия, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Необходимым условием для формирования спроса и стимулирования сбыта является информирование потребителей о новых моделях, их потребительских свойствах, о принимаемых мерах по улучшению технических характеристик выпускаемых автомобилей, показателей их экологической безопасности. В связи с этим Минский автозавод принимает участие в различных выставках и других мероприятиях по совершенствованию имиджа завода на основных рынках (России, стран СНГ и дальнего зарубежья), для широкого распространения рекламы и пропаганды достижений завода в области новой автотехники. В 2011 году ОАО «МАЗ» принял участие в 27 выставках.
Согласно нормативов расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги, общие затраты на рекламно-выставочные мероприятия, включаемые в себестоимость продукции для ОАО «МАЗ» составляют приблизительно 4,5-5 млн. у.е. Не трудно посчитать, что ОАО «МАЗ» расходует на маркетинговые коммуникации около 25 % от максимально допустимого бюджета.
Рекламой продукции МАЗа в странах СНГ в основном занимаются дилеры и совместные предприятия в пределах территории своей деятельности. Они размещают свою рекламу в специализированных журналах, популярных газетах, а также на радио.
В конце каждого квартала дилеры, по установленной форме, предоставляют отчет о своей рекламной деятельности с указанием вида рекламы, даты, места проведения и т.д. и суммой затрат на эти мероприятия. Это необходимо для принятия руководством МАЗ решения о размере предоставляемой дилерской скидки.
Проанализировав рекламную деятельность дилеров, можно сделать вывод о том, что основной упор ими делается на размещение информации в СМИ, участие в выставках, изготовление сувенирной продукции и наружной рекламы. На данный момент, по данным отчетов, дилерами на рекламу затрачивается ~ 1 000 000 у.е.
Составим медиа-план с расчетом бюджета на 2012 год (Таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Медиа-план на 2012 год
Месяц |
Мероприятие |
Сумма, у.е. |
1 |
2 |
3 |
январь |
Участие и сопровождение команды «МАЗ-СПОРТ» в «Дакар-2012» (Аргентина, Чили). |
170 500 |
Размещение рекламно- |
9 800* | |
Наружная реклама. |
840* | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800* | |
Итого: |
185 940 | |
февраль |
Размещение рекламно- |
9 800 |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
15 440 | |
март |
Презентация пассажирской техники МАЗ (Польша). |
8 000 |
Выставка «BEOTRUCK 2012» (Сербия). |
5 000 | |
Выставка «Автошоу» (Азербайджан) |
2 000 | |
12-ая Узбекская международная «Строительство-UzBuild 2012» (Узбекистан) |
6 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
36 440 | |
1 |
2 |
3 |
апрель |
«АВТОТЕХЭКСПО-2012» 7-я международная специализированная выставка (Беларусь). |
3 000 |
«Мир автомобиля 2012» 21-й Санкт-Петербургский автомобильный салон (Россия). |
20 000 | |
НЭРБ на Международной промышленной выставке «EF — Industry Fair» (Турция) |
12 000 | |
Выставка «Мир автомобиля. Астана-2012» (Казахстан). |
4 400 | |
22-я международная многоотраслевая выставка (Вьетнам). |
9 000 | |
Подготовка, участие и
сопровождение команды «МАЗ- |
153 200 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
217 040 | |
май |
Выставка «БАМАП-2012» (Беларусь). |
1 500 |
13-я Международная
специализированная выставка « |
35 000 | |
Выставка «Строительство, архитектура, дизайн и строительная техника» (Грузия). |
8 000 | |
«Автострада польская» (Польша). |
6 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
65 940 | |
июнь |
7-я Международная выставка-шоу «Ярославский автосалон-2012» (Россия). |
5 000 |
6-я Международная выставка вооружения и военной техники «MILEX-2012» (Беларусь). |
2 000 | |
22-я международная специализированная выставка «БЕЛАГРО-2012» (Беларусь). |
5 000 | |
Выставка «BUSWORLD RUSSIA – 2012» (Россия) |
30 000 | |
Подготовка, участие и
сопровождение команды «МАЗ- |
88 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
1 |
2 |
3 |
июнь |
Наружная реклама. |
840 |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
145 440 | |
июль |
Подготовка, участие и
сопровождение команды «МАЗ- |
175 000 |
Размещение рекламно-информацио |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
190 440 | |
август |
Национальная экспозиция Республики Беларусь (Азербайджан) |
5 000 |
Разработка и производство презентационного фильма ОАО «МАЗ». |
53 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
73 440 | |
сентябрь |
Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі-2012» (Беларусь) |
1 000 |
12-я международная специализированная выставка «AUTOTRANS'2012 – грузовики /автобусы/ спецтехника» (Россия). |
70 000 | |
2-я Международная |
9 000 | |
Выставка «Индустриальная Армения» (Армения). |
4 000 | |
Выставка «TransitKazakstan- |
6 000 | |
«Пловдивская ярмарка» (Болгария) |
5 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
110 440 | |
октябрь |
Специализированная выставка строительства, содержания дорог и дорожных комплексов «ДорТрансЭкспо – 2012» (Россия). |
14 000 |
1 |
2 |
3 |
октябрь |
VIII Международный автотранспортный форум «МАФ-2012» (Россия). |
40 000 |
Международный автосалон «TIR 2012» (Украина). |
35 000 | |
Выставка «IAA-2011» (Германия). |
30 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
134 440 | |
ноябрь |
Международная ярмарка (Гана). |
7 000 |
Международная ярмарка (Мали). |
7 000 | |
Национальная экспозиция Республики Беларусь (Казахстан) |
5 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
34 440 | |
декабрь |
Abu Dhabi International Motor Show (ADIMS 2012) (ОАЭ) |
8 000 |
Подготовка команды «МАЗ-СПОРТ» к ралли «Дакар-2013» (Аргентина, Чили). |
382 000 | |
Размещение рекламно- |
9 800 | |
Наружная реклама. |
840 | |
Рекламная, полиграфическая и сувенирная продукция с логотипом МАЗ. |
4 800 | |
Итого: |
405 440 | |
Итого |
1 614 880 |
* - мероприятия выполняются ежемесячно, поэтому расходы разделены ровными частями на весь год.
Таким образом в соответствии с предложенным медиа-планом расходы на маркетинговые коммуникации в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросли на 350 000 у.е. В основном это связано с увеличением количества выставок с 27 до 35 и спортивных мероприятий, так как данные виды рекламы я считаю наиболее действенными для ОАО «МАЗ». Разработка и производство презентационного фильма ОАО «МАЗ» с записью на электронном носителе для распространения на выставках и других мероприятиях, на мой взгляд, положительно скажется на объемах реализованной продукции.
На основании данных по объему сбыта и расходов на маркетинговые коммуникации определим влияние расходов на маркетинговые коммуникации на сбыт продукции по методу регрессионных линий.
Расчет сведем в таблицу 3.3:
Таблица 3.3 – Расчетные показатели для определения зависимости расходов на маркетинг на объем сбыта
Период, годы |
Объем продаж, шт |
Объем продаж, млн. у.е. (Y) |
Расходы на маркетинг, млн. у.е. (X) |
Расчетные показатели | ||
(XY) |
(X)2 |
(Y)2 | ||||
2007г. | ||||||
1кв. |
4 538 |
226,27 |
0,186 |
42,086 |
0,035 |
51 198 |
2кв. |
5 013 |
249,95 |
0,336 |
83,983 |
0,113 |
62 475 |
3кв. |
5 034 |
251,00 |
0,293 |
73,543 |
0,086 |
63 001 |
4кв. |
5 519 |
275,18 |
0,449 |
123,556 |
0,202 |
75 724 |
Сумма |
20 104 |
1 002,4 |
1,264 |
323,168 |
0,435 |
252 398 |
Ср.знач. |
5 026 |
250,6 |
0,316 |
Данный метод применим лишь в том случае, если зависимость между объемами сбыта и маркетинговыми расходами можно описать уравнением прямой линией.
Уравнение прямой линии имеет следующий вид: у = а + b · х,
у – объемы сбыта (зависимая переменная);
х – расходы на маркетинг (независимая переменная);
а, b – постоянные числа,
которые упрощенно можно
Произведем расчеты:
а=103,8-55,8*1,6=193,6
Получим уравнение прямой линии: y=193,6+180,5*x.
Рассчитаем тесноту связи между расходами на маркетинговые коммуникации и сбытом продукции по следующей формуле:
r=
n – число периодов (4).
r= (4*323,168-1,264*1002,4)/26,1=
В результате вычислений получили r =0,98 – это говорит о достоверности информации, следовательно существует значительная связь между анализируемыми факторами, т.е. объемом сбыта и расходами на маркетинг.
Спрогнозируем объем сбыта на I квартал 2012 года.
у1(2012)=193,6+180,5*0,238=
От установления правильной цены на товар зависит успех или банкротство предприятия. В компании используется множество методов для оптимизации своих решений в области ценообразования.
Большинство производителей стремятся установить цену, которая позволит повысить существующие прибыли. Расчет в этом случае базируется на анализе производственных расходов и оценках рыночного спроса. В качестве искомой принимается цена, которая позволит достичь максимальной прибыли.
Снижение цены ниже выбранного уровня может увеличить объем продаж, однако, это обстоятельство не компенсирует сокращения прибыли на каждую единицу товара. Повышение цены за пределы оптимального уровня увеличивает прибыль на единицу товара, но сокращает общий суммарный объем продаж. В результате чего происходит уменьшение общей массы прибыли.
Таким образом, наибольшую
прибыль производителю
Определение оптимального уровня цен производится в следующей последовательности.
Постоянные издержки производства одного из моделей автомобиля составляют 1250 у.е. переменные – 50 у.е.
Прогнозируемый объем продаж в зависимости в зависимости от цены автомобиля представлен в таблице 4.1
Таблица 4.1 – Прогнозируемый объема продаж
Ц, ден.ед. |
25 |
35 |
45 |
55 |
65 |
N, шт. |
7200 |
6700 |
6200 |
5700 |
5200 |
Определение оптимального уровня цен производится в следующей последовательности.
N = a + b * Ц,
где N – прогноз объема продаж;
Ц – цена, соответствующая конкретному объему продаж;
a, b – коэффициенты.
Численные значение эмпирических коэффициентов a и b определяются методом наименьших квадратов (таблица 4.2).
Таблица 4.2 – Определение значений эмпирических коэффициентов a и b методом наименьших квадратов
n |
Ц, ден. ед. |
N, шт. |
N*Ц |
Ц2 |
1 |
25 |
7200 |
180000 |
625 |
2 |
35 |
6700 |
234500 |
1225 |
3 |
45 |
6200 |
279000 |
2025 |
4 |
55 |
5700 |
313500 |
3025 |
5 |
65 |
5200 |
338000 |
4225 |
Итого: |
225 |
31000 |
1345000 |
11125 |
Для нахождения параметров a и b строится система линейных уравнений.
где, n – количество членов в выборке.