План маркетинга предприятия ОАО «МАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.

Оглавление

Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая работа.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

4. Интернет-реклама (e-mail рассылка, direct-mail, администрирование сайта maz.by).

5. Реклама в СМИ  (реклама в периодических изданиях, написание статей в специализированных  изданиях, имиджевые статьи в  СМИ, репортажи на ТВ, организация тест-драйвов с приглашением ведущих СМИ).

6. Реклама на спортивных мероприятиях (включает в себя расходы по содержанию и участию в соревнованиях спортивной команды ОАО «МАЗ»).

3.2 Планирование бюджета на маркетинговые  коммуникации

По итогам 2011 года бюджет на маркетинговые коммуникации составил 1 264 000 у.е. (таблица 3.1)

 

 

 

 

Таблица 3.1 – Бюджет на маркетинговые коммуникации 2011 года

Вид рекламы

Стоимость рекламы, у.е.

Доля бюджета

Реклама в СМИ (включая  интернет-рекламу)

112 000

8,86 %

Наружная реклама

10 000

0,79

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция

54 000

4,27%

Выставочная деятельность

358 000

28,32 %

Реклама на спортивных мероприятиях

730 000

57,76

Итого:

1 264 000

100 %


 

Как видно из таблицы 3.1 основные расходы на маркетинговые коммуникации приходятся на рекламу на спортивных мероприятиях и выставочную деятельность. Следует отметить, что основные расходы на рекламу на спортивных мероприятиях приходятся на заявочные взносы и ремонт и обслуживание автомобилей.

Учитывая многолетний опыт рекламной деятельности, Минский автомобильный завод считает, что одним из наиболее эффективных и доступных методов рекламы является выставочно-ярмарочная деятельность. Данный вид деятельности является важным фактором для формирования спроса и стимулирования сбыта, информирования потребителей о новых моделях и их потребительских свойствах. Участие завода в выставках является одним из элементов маркетинговой политики предприятия и оказывает влияние на формирование ценовой, сбытовой, товарной политики предприятия, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Необходимым условием для  формирования спроса и стимулирования сбыта является информирование потребителей о новых моделях, их потребительских свойствах, о принимаемых мерах по улучшению технических характеристик выпускаемых автомобилей, показателей их экологической безопасности. В связи с этим Минский автозавод принимает участие в различных выставках и других мероприятиях по совершенствованию имиджа завода на основных рынках (России, стран СНГ и дальнего зарубежья), для широкого распространения рекламы и пропаганды достижений завода в области новой автотехники. В 2011 году ОАО «МАЗ» принял участие в 27 выставках.

Согласно нормативов расходования средств на рекламу  и маркетинговые услуги, общие  затраты на рекламно-выставочные мероприятия, включаемые в себестоимость продукции для ОАО «МАЗ» составляют приблизительно 4,5-5 млн. у.е. Не трудно посчитать, что ОАО «МАЗ» расходует на маркетинговые коммуникации около 25 % от максимально допустимого бюджета.

Рекламой продукции  МАЗа в странах СНГ в основном занимаются дилеры и совместные предприятия  в пределах территории своей деятельности. Они размещают свою рекламу в  специализированных журналах, популярных газетах, а также на радио.

В конце каждого квартала дилеры, по установленной форме, предоставляют отчет о своей рекламной деятельности с указанием вида рекламы, даты, места проведения и т.д. и суммой затрат на эти мероприятия. Это необходимо для принятия руководством МАЗ решения о размере предоставляемой дилерской скидки.

Проанализировав рекламную  деятельность дилеров, можно сделать  вывод о том, что основной упор ими делается на размещение информации в СМИ, участие в выставках, изготовление сувенирной продукции и наружной рекламы. На данный момент, по данным отчетов, дилерами на рекламу затрачивается ~ 1 000 000 у.е.

Составим медиа-план с  расчетом бюджета на 2012 год (Таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Медиа-план на 2012 год

Месяц

Мероприятие

Сумма, у.е.

1

2

3

январь

Участие и сопровождение  команды «МАЗ-СПОРТ» в

 «Дакар-2012» (Аргентина, Чили).

170 500

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800*

Наружная реклама.

840*

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800*

Итого:

185 940

февраль

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

15 440

март

Презентация пассажирской техники МАЗ (Польша).

8 000

Выставка «BEOTRUCK 2012» (Сербия).

5 000

Выставка «Автошоу» (Азербайджан)

2 000

12-ая Узбекская международная   выставка

 «Строительство-UzBuild 2012» (Узбекистан)

6 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

36 440

1

2

3

апрель

«АВТОТЕХЭКСПО-2012» 7-я международная специализированная выставка (Беларусь).

3 000

«Мир автомобиля 2012» 21-й Санкт-Петербургский автомобильный салон (Россия).

20 000

НЭРБ на Международной  промышленной выставке «EF — Industry Fair» (Турция)

12 000

Выставка «Мир автомобиля. Астана-2012» (Казахстан).

4 400

22-я международная  многоотраслевая выставка (Вьетнам).

9 000

Подготовка, участие и  сопровождение команды «МАЗ-СПОРТ» в ралли «Золото Кагана» (Россия).

153 200

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом МАЗ.

4 800

Итого:

217 040

май

Выставка «БАМАП-2012» (Беларусь).

1 500

13-я Международная  специализированная выставка «Строительная Техника и Технологии'2012» (Россия).

35 000

Выставка «Строительство, архитектура, дизайн и строительная техника» (Грузия).

8 000

«Автострада польская» (Польша).

6 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

65 940

июнь

7-я Международная выставка-шоу «Ярославский автосалон-2012» (Россия).

5 000

6-я Международная выставка вооружения и военной техники «MILEX-2012» (Беларусь).

2 000

22-я международная  специализированная выставка «БЕЛАГРО-2012» (Беларусь).

5 000

Выставка «BUSWORLD RUSSIA – 2012» (Россия)

30 000

Подготовка, участие и  сопровождение команды «МАЗ-СПОРТ» в ралли «Симбирский тракт» (Россия).

88 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

1

2

3

июнь

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

145 440

июль

Подготовка, участие и  сопровождение команды «МАЗ-СПОРТ» в ралли «Шелковый путь» (Россия).

175 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

190 440

август

Национальная экспозиция Республики Беларусь (Азербайджан)

5 000

Разработка и производство презентационного фильма ОАО «МАЗ».

53 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

73 440

сентябрь

Республиканский фестиваль-ярмарка  тружеников села «Дажынкі-2012» (Беларусь)

1 000

12-я международная  специализированная выставка «AUTOTRANS'2012 – грузовики /автобусы/ спецтехника» (Россия).

70 000

2-я Международная специализированная  выставка «ТРАНСПОРТ: защита и безопасность - 2012» (Россия).

9 000

Выставка «Индустриальная Армения» (Армения).

4 000

Выставка «TransitKazakstan-2012» (Казахстан).

6 000

«Пловдивская  ярмарка» (Болгария)

5 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

110 440

октябрь

Специализированная выставка строительства, содержания дорог и  дорожных комплексов «ДорТрансЭкспо – 2012» (Россия).

14 000

1

2

3

октябрь

VIII Международный автотранспортный форум «МАФ-2012» (Россия).

40 000

Международный автосалон «TIR 2012» (Украина).

35 000

Выставка «IAA-2011» (Германия).

30 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

134 440

ноябрь

Международная ярмарка (Гана).

7 000

Международная ярмарка (Мали).

7 000

Национальная экспозиция Республики Беларусь (Казахстан)

5 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

34 440

декабрь

Abu Dhabi International Motor Show (ADIMS 2012) (ОАЭ)

8 000

Подготовка команды  «МАЗ-СПОРТ» к ралли «Дакар-2013» (Аргентина, Чили).

382 000

Размещение рекламно-информационных материалов в белорусских и российских СМИ.

9 800

Наружная реклама.

840

Рекламная, полиграфическая  и сувенирная продукция с логотипом  МАЗ.

4 800

Итого:

405 440

Итого

 

1 614 880


 * - мероприятия выполняются ежемесячно, поэтому расходы разделены ровными частями на весь год.

Таким образом  в соответствии с предложенным медиа-планом расходы  на маркетинговые коммуникации в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросли на 350 000 у.е. В основном это связано с увеличением количества выставок с 27 до 35 и спортивных мероприятий, так как данные виды рекламы я считаю наиболее действенными для ОАО «МАЗ». Разработка и производство презентационного фильма ОАО «МАЗ» с записью на электронном носителе для распространения на выставках и других мероприятиях, на мой взгляд, положительно скажется на объемах реализованной продукции. 

3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции

На основании данных по объему сбыта и расходов на маркетинговые  коммуникации определим влияние расходов на маркетинговые коммуникации на сбыт продукции по методу регрессионных линий.

Расчет сведем в таблицу 3.3:

Таблица 3.3 – Расчетные показатели для определения зависимости расходов     на маркетинг на объем сбыта

Период, годы

Объем продаж, шт

Объем продаж, млн. у.е. (Y)

Расходы на маркетинг, млн. у.е. (X)

Расчетные показатели

(XY)

(X)2

(Y)2

2007г.

1кв.

4 538

226,27

0,186

42,086

0,035

51 198

2кв.

5 013

249,95

0,336

83,983

0,113

62 475

3кв.

5 034

251,00

0,293

73,543

0,086

63 001

4кв.

5 519

275,18

0,449

123,556

0,202

75 724

Сумма

20 104

1 002,4

1,264

323,168

0,435

252 398

Ср.знач.

5 026

250,6

0,316

     

 

Данный метод применим лишь в том случае, если зависимость  между объемами сбыта и маркетинговыми расходами можно описать уравнением прямой линией.

    Уравнение  прямой линии имеет следующий  вид:  у = а + b · х,

у – объемы сбыта (зависимая  переменная);

х – расходы на маркетинг (независимая переменная);

а, b – постоянные числа, которые упрощенно можно определить по следующим формулам:

,  
.

Произведем расчеты:

 b=(323,168-0,316*1002,4)/(0,435-0,316*1,264)=180,5

а=103,8-55,8*1,6=193,6

Получим уравнение прямой линии:     y=193,6+180,5*x.

Рассчитаем тесноту  связи между расходами на маркетинговые коммуникации и сбытом продукции по следующей формуле:

r=

 n – число периодов (4).

r= (4*323,168-1,264*1002,4)/26,1=0,98

В результате вычислений получили r =0,98 – это говорит о достоверности информации, следовательно существует значительная связь между анализируемыми факторами, т.е. объемом сбыта и расходами на маркетинг.

Спрогнозируем объем  сбыта на I квартал 2012 года.

у1(2012)=193,6+180,5*0,238=236,56 млн. у.е.

4 Разработка стратегии ценообразования

4.1 Определение оптимального уровня  цен

От установления правильной цены на товар зависит успех или  банкротство предприятия. В компании используется множество методов  для оптимизации своих решений  в области ценообразования.

Большинство производителей стремятся установить цену, которая позволит повысить существующие прибыли. Расчет в этом случае базируется на анализе производственных расходов и оценках рыночного спроса. В качестве искомой принимается цена, которая позволит достичь максимальной прибыли.

Снижение цены ниже выбранного уровня может увеличить объем продаж, однако, это обстоятельство не компенсирует сокращения прибыли на каждую единицу товара. Повышение цены за пределы оптимального уровня увеличивает прибыль на единицу товара, но сокращает общий суммарный объем продаж. В результате чего происходит уменьшение общей массы прибыли.

Таким образом, наибольшую прибыль производителю обеспечивает такой объем продаж и такая  цена, при которых предельные издержки максимально приближены к выручке  или равны ей. Этот вариант приносит производителю наивысшую  субъективную полезность – максимум прибыли (вариант – 3).

Определение оптимального уровня цен производится в следующей  последовательности.

Постоянные издержки производства одного из моделей автомобиля составляют 1250 у.е. переменные – 50 у.е.

Прогнозируемый объем  продаж в зависимости в зависимости от цены автомобиля представлен в таблице 4.1

 

Таблица 4.1 – Прогнозируемый объема продаж

Ц, ден.ед.

25

35

45

55

65

N, шт.

7200

6700

6200

5700

5200


 

Определение оптимального уровня цен производится в следующей последовательности.

  1. Составляем уравнение линейной регрессии зависимости прогнозируемого объема продаж от цены:

N = a + b * Ц,

где N – прогноз объема продаж;

Ц – цена, соответствующая  конкретному объему продаж;

a, b – коэффициенты.

Численные значение эмпирических коэффициентов a и b определяются методом наименьших квадратов (таблица 4.2).

Таблица 4.2  – Определение значений эмпирических коэффициентов a и b методом наименьших квадратов

n

Ц, ден. ед.

N, шт.

N*Ц

Ц2

1

25

7200

180000

625

2

35

6700

234500

1225

3

45

6200

279000

2025

4

55

5700

313500

3025

5

65

5200

338000

4225

Итого:

225

31000

1345000

11125


 

Для нахождения параметров a и b строится система линейных уравнений.

где, n – количество членов в выборке.

 

                                31 000=5*а +225*b;


                                   1 345 000=225*a +11 125*b.

Информация о работе План маркетинга предприятия ОАО «МАЗ»