План маркетинга предприятия ОАО «МАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – разработка маркетингового плана по ОАО «МАЗ» — крупнейшего предприятия автомобильной отрасли Республики Беларусь.
В основные задачи входит:
Провести маркетинговое исследование – определить емкость рынка, проанализировать конкурентов, провести сегментирование и позиционирование товара на рынке;
Спроектировать систему сбыта – провести анализ сбыта продукции, определить систему сбыта товара и предложить структуру отдела сбыта;
Спланировать маркетинговые коммуникации – охарактеризовать основные средства маркетинговых коммуникаций, определить бюджет на маркетингвые коммуникации, рассчитать влияние расходов на маркетинг и сбыт продукции;
Разработать стратегию ценообразования – определить оптимальный уровень цен, проанализировать ценовуюю эластичность спроса, обосновать товарную стратегию предприятия.

Оглавление

Введение ...…………………………………………………………………..…….4
1 Маркетинговые исследования ...…………………………………………….…5
1.1 Определение емкости рынка ...………………………………………5
1.2 Анализ конкурентов ...………………………………………………10
1.3 Сегментирование и позиционирование товара на рынке ...……....20
2 Проектирование системы сбыта ...……………………………………….......27
2.1 Анализ сбыта продукции…………………………………………....27
2.2 Система сбыта товаров (товаропроводящая сеть)………………...34
2.3 Структура отдела маркетинга (сбыта)……………………………...37
3 Планирование маркетинговых коммуникаций………………………………43
3.1 Основные средства маркетинговых коммуникаций………………43
3.2 Планирование бюджета на маркетинговые коммуникации………45
3.3 Влияние маркетинговых расходов на сбыт продукции…………...51
4 Разработка стратегии ценообразования……………………………………...52
4.1 Определение оптимального уровня цен…………………………...52
4.2 Управление ценовой эластичностью спроса………………………55
4.3 Обоснование товарной стратегии предприятия…………………...58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованных источников…………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая работа.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

ОАО «КАМАЗ» выпускает  широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с  правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.

В предыдущие годы были улучшены технические характеристики и потребительские  свойства автомобилей – как путём  применения автокомпонентов ведущих производителей, так и внедрения собственных оригинальных разработок. Всё это позволило компании создать так называемый «модельный ряд 2010 года», который составит основу производственной программы компании до создания совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ к 2014 году. В 2012 году, с вводом в России технических регламентов, соответствующих международным стандартам «Евро-4», КАМАЗы будут оснащаться двигателями этого экологического уровня.

В 2011 году выполнены основные задачи ОАО «КАМАЗ» по реализации продуктовой политики и улучшению потребительских свойств выпускаемой автотехники:

    • Расширен модельный ряд автомобилей КАМАЗ с рестайлинговой кабиной и улучшенными потребительскими свойствами;
    • Запущено производство автомобилей легкого транспортного семейства КАМАЗ-5308;
    • Изготовлены опытные партии автомобилей КАМАЗ уровня «Евро-4»;
    • Завершён проект с фирмой Dürr (Германия) по улучшению защитно-декоративных свойств кабины – «Окрасочная линия VANEO»;
    • Увеличен выпуск автомобилей КАМАЗ в комплектации с коробками передач ZF, включая автоматические, поставляемые совместным предприятием «ЦФ КАМА»;
    • Автомобили КАМАЗ-65115 переведены на комплектацию двигателем Cummins IsBe мощностью 300 л.с.;
    • Осуществлён переход на поршневую группу производства СП «Федерал Могул Набережные Челны»;
    • Начато серийное производство двигателей КАМАЗ с системой Common Rail фирмы Bosch;
    • Увеличены объёмы производства собственных двигателей мощностью 400 л.с.;
    • Начато серийное производство самосвальных платформ овального типа;
    • Отныне автомобили всех семейств, кроме полноприводного, оснащаются бескамерными шинами и профилированными колёсами.

Завершена разработка конструкторской  документации и проведены испытания  автобусных шасси нового поколения  с улучшенными потребительскими свойствами, в том числе со 100-процентной низкопольностью.

Автомобильный завод  «УРАЛ» образован в 2001 году в результате реструктуризации производственного комплекса «УралАЗ». Предприятие входит в состав «Группы ГАЗ» и является основным активом в структуре дивизиона «Грузовые автомобили». В состав дивизиона также входит расположенное в г. Миассе Челябинской области ООО «Социальный комплекс». 

Автомобильный завод  «УРАЛ» является лидером на российском рынке полноприводных большегрузных  автомобилей, занимая около 45% в этом сегменте. 

Базовые грузовики - Урал-43206» (4х4), «Урал-4320-31» (6х6), «Урал-5323» (8х8). Высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность, простота технического обслуживания сделали автомобили «Урал» незаменимой техникой для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, силовых структур. Среди заказчиков преобладают крупные нефтегазодобыващие компании, строительные организации, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.  

Главной отличительной  особенностью автомобилей семейства  «Урал» является высокий уровень  проходимости. Способность двигаться  по бездорожью обеспечивается мощным двигателем, специальной конструкцией ведущих мостов, централизованной системой регулирования воздуха в шинах и рядом других конструктивных особенностей. Автомобили «Урал» способны передвигаться по снежной целине глубиной до 1 м, преодолевать ров шириной до 1,2 м, переезжать вертикальную стену высотой 0,55 м, преодолевать брод глубиной 1,75 м. Миасские грузовики эффективно работают при температурах окружающего воздуха от -50 до +50°С, имеют высокую ремонтопригодность и рассчитаны на безгаражное хранение.  

На базе шасси автомобилей  «Урал» монтируются несколько сотен  образцов спецтехники: вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразные агрегаты для нефтегазового и лесопромышленного комплексов, горной промышленности и коммунального хозяйства. Семейство автомобилей «Урал» имеет высокую степень унификации по агрегатам и комплектующим, что позволяет снизить затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию.

Автомобильный завод  «УРАЛ» выпускает:   

 - полноприводные внедорожные грузовые автомобили с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 грузоподъемностью от 4 до 20 т;

- дорожные грузовые  автомобили для эксплуатации  на дорогах с твердым покрытием  с колесными формулами 4х2, 6х4, 8х4 грузоподъемностью от 9 до 25 т  – седельные тягачи, самосвалы; 

- вахтовые автобусы на базе полноприводных автомобилей «Урал» с колесными формулами 4х4 и 6х6 (на 22-30 пассажиров), грузопассажирские автомобили на их базе, в т.ч. оснащенные гидроманипулятором.

Автозавод «УРАЛ» постоянно  ведет работу по расширению модельного ряда. С 2005 года успешно вошел в новую для себя нишу дорожных грузовиков. Освоено серийное производство таких автомобилей, как седельный тягач «Урал-63674» (4х2, полная масса автопоезда 42 тонны), самосвал «Урал-63685» (6х4, грузоподъемность 20 тонн), самосвал «Урал-6563» (8х4, грузоподъемность 25 тонн).

С 2007 года производители  навесного оборудования начали активное освоение производства спецтехники  на базе дорожных автомобилей марки  «УРАЛ»: автокранов, сортиментовозов, автобетоносмесителей, металловозов, самосвалов с трёхсторонней разгрузкой, автоцистерн и другой.

В 2010 году в серийное производство запущен новый бескапотный вахтовый автобус «Урал-32552-3011-59» 4х4 и автомобиль повышенной грузоподъемности «Урал-6370» (6х6, полная масса 33,5 т, грузоподъемность 20 т). В 2011 году на АЗ «УРАЛ» разработан вахтовый автобус на пневмоподвеске, которая обеспечивает повышенную мягкость хода в условиях бездорожья.  

Передовые технологии, применяемые  на автомобильном заводе «УРАЛ»: 

- производственная система,  основанная на принципах «бережливого  производства» («lean production») фирмы  «Toyota»;

- инструмент контроля  качества CSA («Аудит готового автомобиля  глазами потребителя»);

- автоматизированная ERP-система  управления предприятием Infor ERP LN 6, позволяющая автоматизировать все производственные процессы, в он-лайм  режиме определять затраты фактической себестоимости продукта;

- система «Ворота  качества», применяемая при создании  новых продуктов и позволяющая  эффективно управлять процессами планирования и разработки новых продуктов - PPDS (Product Planning and Development System);

- сертификат TUV-CERT системы  менеджмента качества в соответствии  с требованиями стандартов ИСО  9001:2000 и ИСО 9001:2008. Готовится переход  на более жесткий стандарт - ИСО/ТУ 16949.

В 2003 году компания Volvo Trucks первой среди иностранных производителей коммерческой техники открыла завод  по сборке грузовых автомобилей Volvo в  Зеленограде. В силу нехватки производственных площадей увеличение объема выпускаемой продукции на заводе «ВТС-Зеленоград» не представлялось возможным.

По этой причине в 2007 году на XII международном экономическом  форуме в Санкт-Петербурге между  руководством Volvo и властями Калужской  области было подписано инвестиционное соглашение о строительстве завода Volvo в промышленной зоне «Калуга-Юг» на участке площадью 55 га. Инвестиции в проект превысили 100 млн. евро.

19 января 2009 года состоялась  Торжественная церемония запуска  производства на заводе Volvo Group в  Калуге мощностью 15000 грузовых автомобилей в год. Предприятие было построено в рекордные сроки для индустриальных объектов подобного уровня и функционирует в полном соответствии с внутренним, российским и международным законодательством.

На заводе Volvo внедрена Volvo Production System, основанная на концепции бережливого производства, а также применяется система качества Volvo, основанная на аудите готовой продукции.

На сегодняшний день завод Volvo в Калуге является самым  современным предприятием в системе  заводов Volvo Trucks в мире.

ЗАО «Вольво Восток»  стало первым иностранным производителем грузовой техники, которое начало полномасштабное  производство в России. В апреле 2009 года завод Volvo в Калуге успешно  осуществил переход с машинокомплектной  сборки на технологию полномасштабного производства.

В соответствии с приказом №380 Министерства промышленности и  торговли РФ от 5 мая 2009 года, подписанным  Врио Министра промышленности и торговли РФ А.В. Дементьевым и завизированным Министром промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко, продукция ЗАО «Вольво Восток», произведенная на заводе Volvo в Калуге, признана отечественной и внесена в утвержденный перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами Российской Федерации с использованием субсидий.

В таблице 1.3 представлены технико-экономические характеристики продукции этих предприятий.

Таблица 1.3 – Технико-экономические  характеристики

Характеристика

КАМАЗ-65111

Урал-583109

VOLVO FE

МАЗ-5440A5

Колёсная формула

6х6

6х4

6х4

6х6

Максимальная загрузка на переднюю ось, кг

6000

7500

9000

7150

Максимальная нагрузка на задний мост, кг

19200

26000

32000

11500

Грузоподъемность, кг.

14000

20000

25000

20000

Объем кузова, м3

8,2

12

16

12

Модель двигателя

740.62-280

ЯМЗ-7601.10

Volvo D13A

ЯМЗ-6582.10

Мощность двигателя, л.с.

280

300

400

330

Расположение и число цилиндров

V-образное, 8

Рядный, 6

Рядный, 6

V-образное, 8

Рабочий объём, л

11,76

12

13

12

Модель КПП 

КАМАЗ-154

ЯМЗ-239

VOLVO

ЯМЗ-239

Тип КПП

механическая

механическая

механическая

механическая

Ступеней КПП

ZF 9S1310

ZF 16S 151

ZF 16S

9JS135А (9)


 

Как видно из таблицы  по своим основным технико-экономическим  характеристикам продукция ОАО  «МАЗ» практически ни в чем  не уступает своим конкурентам на рынке РФ.

1.3 Сегментирование и позиционирование  товара на рынке

Фирма, выпуская конкретный товар ориентирует его на потребителя. Знание своего потребителя необходимо фирме, для того чтобы лучше приспособиться к его требованиям и наиболее эффективно укрепиться на рынке.

Какой бы ни была потребительская  аудитория, она практически никогда не бывает однородной совокупностью, а состоит из тысяч, миллионов индивидов, различающихся по вкусам, привычкам, запросам.

Разбивку покупателей (потребителей) на отдельные более  или менее однородные группы называют сегментацией.

Рыночный сегмент-это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.

Объектами сегментации  являются потребители.

Цель сегментации - максимальное удовлетворение запросов потребителей в различных товарах, а также рационализация затрат предприятия на разработку программ производства, выпуск и реализацию товара.

Необходимым условием сегментации  является неоднородность ожидания покупателей  и покупательских состояний. Условия  реализации сегментации следующие:

  • способность фирмы осуществлять дифференциацию структуры маркетинга (цен, способов стимулирования сбыта, места продажи, продукции);
  • выбранный сегмент должен быть достаточно устойчивым, емким и иметь перспективу роста;
  • фирма должна располагать данными о выбранном сегменте, измерять его характеристики, изучать требования;
  • выбранный сегмент должен быть доступным для фирмы;
  • фирма должна иметь контакт с сегментом;
  • фирма должна иметь возможность оценить защищенность выбранного сегмента от конкуренции, определить сильные и слабые стороны конкурентов и собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Сегментация позволяет:

    • определить преимущества и слабости самой фирмы в борьбе за освоение данного рынка;
    • более четко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы.

Недостатком сегментации  следует определить высокие затраты, связанные с дополнительными  исследованиями рынка, с составлением маркетинговых программ, применением  различных способов распределения.

Информация о работе План маркетинга предприятия ОАО «МАЗ»