Планирование на предприятии ОАО «Газпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.
На долю Газпрома приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по планированию.doc

— 213.00 Кб (Скачать)


Глава 1. Краткая технико – экономическая характеристика ОАО «Газпром»

 

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.

На долю Газпрома приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти «Газпром» входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

История создания:

История создания столь надежного и стабильного поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». Позже, в ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ.

В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67,85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества. В августе того же года состоялась официальная презентация центрального офиса Газпрома на улице Наметкина 16 «Газпром сегодня» Описание создания и развития «ОАО Газпром» М.: Издание «Газпром», 2011..

Следующим важнейшим событием в истории организации стало 26 июня 1998 года, день когда состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов и принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром», организационно-правовая форма которого не изменилась и по сей день.

Вид деятельности:

· Разведка и добыча газа;

· Транспортировка газа;

· Продажа газа;

· Добыча нефти и газового конденсата;

· Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки.

· Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии и управление активами.

 

 

Показатели деятельности

Таблица 1.

 

2008 год

2009 год

2010 год

Выручка, млн руб.

3 384 730

3 118 462

3 661 699

Прибыль от продаж, млн руб.

1 257 493

844 499

1 166 353

Чистая прибыль, млн руб.

505 920

634 119

775 933

Объем капитальных вложений, млн руб.

674 113

634 976

883 310

 

Запасы углеводородов Группы «Газпром» по международным стандартам PRMS по состоянию на 31.12.2010

 

Таблица 2.

 

 

Газ, млрд куб. м

Конденсат, млн т 

Нефть, млн т

Всего, млн т у. т.

Доказанные запасы

18 991,3

572,1

717,4

23 759,9

Вероятные запасы

3 529,0

147,2

464,5

4 947,2

Доказанные и вероятные запасы

22 520,3

719,3

1 181,9

28 707,1

 

Выручка компании в 2010 году по МСФО составила 3597,1 млрд руб. (в 2009 году — 2991,0 млрд руб.), операционная прибыль — 1113,8 млрд руб. (856,9 млрд руб.), чистая прибыль — 998,0 млрд руб. (793,8 млрд руб.). Из числа общей выручки, продажи в РФ составили в 2010 году 636,8 млрд руб. (в 2009 году — 503,1 млрд руб.), в прочих странах бывшего СССР — 450,1 млрд руб. (309,9 млрд руб.), в «дальнем зарубежье» — 1099,2 млрд руб. (1105,4 млрд руб.). При этом доходы от продажи газа составили в 2010 году 61 % (порядка 2,2 трлн руб), остальное пришлось на непрофильные направления, в частности, энергетику, транспортировку газа, а также нефте- и газопереработку.

 

 

Положение в отрасли

Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2009 года запасы газа Группы по категориям А+В+С1 оценивались в 33,1 трлн куб. м. По международным стандартам PRMS доказанные и вероятные запасы углеводородов Группы оценены в 27,3 млрд т у. т., стоимость запасов — 230,1 млрд долл. По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 17% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира.


    ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд куб. м природного газа.

    «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2009 году объем продаж в страны дальнего зарубежья достиг 184,4 млрд куб. м, в страны СНГ и Балтии — 96,5 млрд куб. м.

  «Газпром» реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. Вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.

В рамках Восточной программы на востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность. Приоритетным направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

    По поручению Правительства РФ «Газпром» является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

    Освоение месторождений арктического шельфа — одно из приоритетных направлений деятельности «Газпрома» Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики — стратегические задачи «Газпрома» на пути становления лидером среди глобальных энергетических компаний.

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка внешней среды

 

Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1.      Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на ракетное топливо создало разнообразные проблемы для авиалиний. Последние должны постоянно оценивать динамику цен на топливо в рамках процесса стратегического планирования.

2.      Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.

3.      Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

 

 

 

 

 

 

Рис 1.

 

 

1.      Международный фактор

 

Россия обладает крупным потенциалом на мировом энергетическом рынке. К настоящему моменту в России открыто и разведано более 3 тыс. месторождений углеводородного сырья. Причем, разрабатывается примерно половина из них. Более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого региона отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

 

Мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2015 гг. в 1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т по Западному и Северо-Западному направлениям; около 130 млн. т - по Черноморско-Каспийскому направлению; около 80 млн. т - по Восточному направлению; до 25 млн. т - по Северному направлению.

 

Роль Компании на мировых энергетических рынках не ограничивается ее экспортным потенциалом и репутацией надежного и стабильного поставщика энергоресурсов. Специфика «Газпрома» заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

 

«Газпром» может выступить связующим звеном между поставщиками и потребителями углеводородного сырья не только европейского, но и азиатского рынков, способен учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса интересов участников глобального энергетического взаимодействия.

 

Дополнительными аргументами в пользу сохранения сильных позиций Газпрома на европейском рынке являются долгосрочные тенденции снижения собственной добычи газа в Европе и увеличения потребности в импорте газа, который к 2020 году должен достичь около 60% объема потребления, а к 2030 году – 72%. При этом, в отличие от США, Европа имеет существенно более низкий потенциал роста добычи трудноизвлекаемых запасов газа (в том числе сланцевого). По наиболее оптимистичным прогнозам, добыча такого газа в регионе к 2030 году не превысит 40 млрд куб. м по сравнению с потребностью в импорте свыше 350 млрд куб. м газа.

2.      Экономический фактор

 

Кризис не благоприятно сказался на деятельности «Газпрома», но даже в этих неблагоприятных условиях, при сохранении негативных для газовой отрасли факторов, результаты можно считать оптимальными. Абсолютные объемы нашего экспорта сократились до 138,6 млрд куб. м (в 2009 было 140,65 млрд куб. м), однако выручка увеличилась с 42,5 млрд долларов до 43,87 млрд долларов.

Иными словами, мы оказались перед выбором: во что бы то ни стало сохранять объемы и долю рынка или во главу угла поставить выручку. Как публичная, коммерчески ориентированная компания ОАО «Газпром» заинтересовано в увеличении прибыли, чтобы обеспечить доход акционерам. Поэтому выбор был сделан правильный — в пользу выручки, и итоги года подтвердили это. К тому же сохранена система долгосрочных контрактов с условием «бери или плати», принципы ценообразования, привязанного к корзине нефтепродуктов, и так далее. Это закладывает надежный фундамент работы на длительную перспективу.

У компании сейчас стабильное экономическое и финансовое положение, успешно выполняются производственные и социальные программы.

Несмотря на все риски и угрозы, позиции Газпрома на основных рынках

остаются сильными. Компания выделяется среди конкурентов наличием

долгосрочных контрактов на плановый объем поставки газа на европейский рынок до 2025 – 2030 гг. по привязанным к котировкам нефтепродуктов ценам. С учетом уже реализованного права основных потребителей на корректировку контрактов при изменении рыночных условий (как правило, возникающего раз в три года), это позволит успешно пройти наиболее сложный период пониженного спроса на газ на европейском рынке в ближайшие 2–4 года и сохранить рыночную долю в будущем.

Информация о работе Планирование на предприятии ОАО «Газпром»