Планирование на предприятии ОАО «Газпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.
На долю Газпрома приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по планированию.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

 

Рост оптовых цен на газ в Европе в летний период и сокращение дисконта к контрактным ценам Газпрома с более чем 50% до 15–30% ослабляет давление на долгосрочные контракты. Долгосрочные тенденции роста спроса на импортный.

 

В 2010 г. акции ОАО «Газпром» сохранили положительную динамику котировок. По итогам года обыкновенные акции компании на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) подорожали на 13 %, АДР (американская депозитарная расписка, выпущенная на акции ОАО «Газпром», эквивалентная четырем обыкновенным акциям ОАО «Газпром») увеличились в цене на 23 %.

 

 

В 2002 компания получила "Нобелевскую премию" по экономике года за применение математической концепции мнимых чисел в мире бизнеса.

 

 

3.      Политический фактор

 

ОАО «Газпром» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна «Газпром», в том числе его прав пользования землей, недрами, природ­ными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам. Основной целью государства, как собственника недр, является наиболее полное и рациональное их использование. К тому же государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%. Компания играет настолько важную роль в экономике России, что интересы сторон переплетаются сложным образом. ОАО «Газпром»-важнейший инструмент внешней политики страны, государство в свою очередь предоставляет компании различные льготы.

«Газпром» нельзя считать транснациональной корпорацией и даже просто корпорацией в классическом смысле слова, поскольку им никто не управляет в интересах акционеров. «Газпром» решает исключительно те задачи, которые ставит перед ним государство. Государство осуществляет регулирование:

         оптовых цен на газ, по которым ОАО «Газпром» и его аффилированные лица реализуют газ на внутреннем рынке;

         тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям, и по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

         платы за снабженческо-сбытовые услуги.

 

4.      Технологический фактор

 

По заказу ОАО «Газпром» в 2010 г. выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на сумму 2,5 млрд. руб., в том числе научно-исследовательскими организациями Группы Газпром – на сумму 2,2 млрд. руб. 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям.

 

Общее количество принадлежащих Газпрому патентов составило 1 497, годовой экономический эффект от их использования превысил 2 млрд. руб.

 

Разработана уникальная технология подготовки запасов углеводородов промышленных категорий при минимальном объеме дорогостоящего поисково-разведочного бурения. Применение этой технологии для Штокмановского месторождения позволило подготовить свыше 3,5 трлн. м3 газа промышленных категорий всего семью поисково-разведочными скважинами, при этом затраты на подготовку 1 м3 запасов газа были сокращены в десятки раз. В 2010 г. данная разработка удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. В настоящее время эта технология используется для подготовки запасов углеводородного сырья Северо-Каменномысского месторождения в Обской губе и обоснования запасов месторождений шельфа арктических морей.

 

Советом директоров ОАО «Газпром» одобрено создание венчурного фонда инновационных технологий, который позволит обеспечить эффективный управленческий и финансовый механизм реализации полного инновационного цикла, доведения научно-технических разработок ОАО «Газпром» до стадии серийного производства, поставки новой техники требуемого качества и в необходимых объемах.

 

    Для достижения поставленных целей Компания реализует масштабную программу модернизации собственных НПЗ в России и за рубежом, направленную на улучшение экологических и потребительских характеристик выпускаемых топлив и расширение объемов и ассортимента выпускаемой продукции.

 

5.      Рыночный фактор

 

Несмотря на давление со стороны альтернативных поставщиков и слабость газового рынка в Европе долгосрочные контракты защищают позиции компании в регионе до 2025 – 2030 гг. Поставки на рынки стран бывшего СССР по доходности приблизились к поставкам в Европу. Согласно плановым документам правительства РФ, цены на газ на рынке России продолжат расти не менее чем на 15% ежегодно как минимум до 2012 г.

 

Прогноз социально-экономического развития РФ, утвержденный правительством, предусматривает рост цен на газ на 15% в год в ближайшие 2 года.Среднесрочным ценовым ориентиром является выход на равную доходность с поставками газа на экспорт, для достижения которого при текущем уровне цен на нефть, внутрироссийские цены на газ должны увеличиться примерно в 2 раза с текущих уровней. По нашим прогнозам, к 2015 году цены на газ в России

 

6.      Конкурентный фактор

На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.

 

Газпром обладает эксклюзивными правами на экспорт газа, ему принадлежит огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов.

 

Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского региона, Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.

 

7.      Социокультурный фактор

 

Ежегодно «Газпром» принимает непосредственное участие в проектах, направленных на усиление социальной поддержки населения, создавая новые рабочие места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации.

Уже много лет продолжается плодотворное сотрудничество ОАО «Газпром» с Русской православной церковью и другими конфессиями, направленное на возрождение духовных и религиозных традиций. Одни из ярких примеров – продолженная в 2008 году совместная работа с РПЦ по восстановлению памятников культуры и архитектуры на территории Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря, а также созданный при поддержке Газпрома документальный фильм «Паломничество в вечный город», посвященный первохристианским святыням Рима.

 

 

Оценка внешней среды.

Таблица 3.                                                     

Фактор

Ранг

Степень влияния

Интегральная оценка

Экономический

2

- 30

- 60

Рыночный

3

-35

-105

Международный

4

+ 40

+ 160

Политический

4

+ 35

+ 140

Технологический

5

+30

+150

Конкурентный

4

- 30

- 120

Социокультурный

1

+ 25

+ 25


 

Исходя из интегральной оценки, можно сделать следующий вывод: наибольшее положительное воздействие оказывает международный фактор. Наименьшее воздействие оказывает социокультурный фактор, а отрицательные характеры носят рыночный и конкурентный факторы.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пример элементов стратегического выбора

 

Миссия ОАО «Газпром»

 

ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

 

Стратегические цели ОАО «Газпром»

  Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:

1. Наращивание объемов добычи газа.

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2008 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. м3. В 2009 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. м3, что также превышает объем его добычи.

На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям.

Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. м3 газа в 79750 населенных пунктов России.

Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. м3, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. м3.

3. Диверсификация маршрутов и укрепление энергетической безопасности Европы.

В 2005 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.

Одной из стратегических целей «Газпрома» является повышение надежности поставок газа европейским потребителям. С этой целью «Газпром» является инициатором реализации новых газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток», которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа.

Продолжается подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток».

4. Диверсификация рынков и продуктов.

Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2005 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году – в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.

Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

Принципы стратегии компании:

        повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;

        расширение и диверсификация деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты) за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

        соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

        совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

        персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

Информация о работе Планирование на предприятии ОАО «Газпром»