Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:53, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – "Разработка плана маркетинга на предприятии".
Актуальность темы курсового исследования продиктована тем, что эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии. При этом, элемент планирования первичен в данной триаде.
Введение
Глава 1. План маркетинга как объекта исследования: теоретический обзор литературы
1.1 Обзор сновных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования: понятие и типология планов маркетинга
1.2 Структурные компоненты плана маркетинга на предприятии
1.3 Разработка плана маркетинга на предприятии: этапы, технологии, методология анализа
Выводы
Глава 2. Практическая часть: разработка плана маркетинга на предприятии на примере ООО "БЭСТ ГРУПП"
2.1 Характеристика организации: специализация, общеэкономические показатели, динамика развития
2.2 Анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ
2.3 Разработка плана маркетинга
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Оглавление Введение Глава 1. План маркетинга как объекта исследования: теоретический обзор литературы 1.1 Обзор основных понятий
и подходов по вопросу 1.2 Структурные компоненты
плана маркетинга на 1.3 Разработка плана маркетинга
на предприятии: этапы, Выводы Глава 2. Практическая часть: разработка плана маркетинга на предприятии на примере ООО "БЭСТ ГРУПП" 2.1 Характеристика организации:
специализация, 2.2 Анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ 2.3 Разработка плана маркетинга Выводы Заключение Список литературы Приложение Тема данной курсовой работы – "Разработка плана маркетинга на предприятии". Актуальность темы курсового исследования продиктована тем, что эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии. При этом, элемент планирования первичен в данной триаде. В условиях жесткой конкуренции
маркетинг является основной функцией
предприятия, следовательно и план
маркетинга доминирует над другими
планами и разрабатывается в
первую очередь, так как: во-первых,
решения в области маркетинга
являются приоритетными, так как
определяют, что именно предприятие
будет производить, по какой цене
и где продавать, как рекламировать;
во-вторых, содержание маркетингового
плана оказывает Важность изучения вопросов, связанных с разработкой плана маркетинга на предприятии, связан с тем, что план маркетинга выполняет большую функциональную нагрузку, а именно: систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя; позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение; является документом, организующим работу всего предприятия; позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям; позволяет четко распределять время и другие ресурсы; наличие плана мобилизует сотрудников компании. В целом, план маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия за счет четкого определения целей и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам. Объект исследования – план маркетинга. Предмет исследования – методология разработки плана маркетинга на предприятии. Цель исследования – выявить особенности организации и проведения разработки плана маркетинга на предприятии (на примере ООО "БЭСТ ГРУПП"). Задачи исследования: 1) Раскрыть содержание основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования (сущность плана маркетинга, типология), 2) Рассмотреть структурные компоненты плана маркетинга на предприятии, 3) Описать технологию разработки плана маркетинга на предприятии, 4) Провести анализ деятельности предприятия, систематизировать и обобщить данные для разработки плана маркетинга (текущая маркетинговая ситуация), 5) Определить и обосновать маркетинговую стратегию разработки плана маркетинга на предприятии, разработать плана маркетинга для ООО "БЭСТ ГРУПП". Теоретическая база исследования. При выполнении курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Вествуд Дж., Глушакова Т.И., Голубков Е.П., Данько Т.П., Кеворков В.В., Леонтьев С.В., Синяева И.М. Методы исследования: анализ литературы, анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения. 1.1 Обзор основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования: понятие и типология планов маркетинга Е.П. Голубков под планированием маркетинга понимает "логическую последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана" [11]. Так, планирование маркетинга - это "деятельность по разработке различных видов плана маркетинга" [10]. Эта деятельность является элементом более общего понятия – "системы планирования маркетинга", включающей помимо разработки плана маркетинга также его реализацию и контроль [9]. По определению Дж. Вествуда, термин "планирование маркетинга" используется для описания методов применения ресурсов маркетинга для достижения маркетинговых целей. Звучит это просто, но реальный процесс достаточно сложен. Каждая компания располагает специфическими ресурсами и преследует определенные цели, которые к тому же изменяются во времени. "Маркетинговое планирование используется для сегментирования рынка, определения его состояния, прогнозирования его роста и планирования жизнеспособной рыночной доли внутри каждого сегмента" [7]. Согласно авторам пособия "Политика и практика маркетинга на предприятии" В.В.Кеворкова и С.В.Леонтьева, план маркетинга на предприятии можно понимать в широком и узком смысле этого слова: 1.Широкое понимание термина "план маркетинга". Это маркетинговый раздел комплексного бизнес-плана развития предприятия. 2. Узкое понимание термина "план маркетинга". Это перечень тактических мероприятий, позволяющих улучшить положение предприятия на занимаемых сегментах рынка [18]. Так, при узком толковании
термина "план маркетинга", В.В.Кеворков
и С.В.Леонтьев отмечают: "разработчик
комплексного бизнес-плана развития
предприятия должен создать такие
процедуры и такую политику, которые
выразят предприятие как Таким образом, при узком толковании термина "план маркетинга" в качестве синонима в литературе употребляется термин "бизнес план" (например в работе В.А.Гончарука [13]). В частности, Е.П.Голубков при
изучении вопросов маркетингового планирования
упоминает разные подходы к пониманию
плана маркетинга. "Планирование
маркетинга в разных организациях осуществляется
по-разному. Это касается содержания
плана, длительности горизонта планирования,
последовательности разработки, организации
планирования. Так, диапазон содержания
плана маркетинга для различных
компаний различен: иногда он лишь немного
шире плана деятельности отдела сбыта.
На другом полюсе - план маркетинга, основанный
на широчайшем рассмотрении стратегии
бизнеса, что выливается в разработку
интегрального плана, охватывающего
все рынки и продукты. Отдельные
организации, особенно малые предприятия,
могут не иметь плана маркетинга
как цельного документа, включающего
несколько видов планов маркетинга.
Единственным плановым документом для
таких организаций может быть
бизнес-план, составленный или для
организации в целом, или для
отдельных направлений ее развития.
В этом плане дается информация о
рыночных сегментах и их емкости,
рыночной доле; приводится характеристика
потребителей и конкурентов, описываются
барьеры проникновения на рынок;
формулируются стратегии Дж. Вествуд приводит следующие толкования термина "план маркетинга": - маркетинговый план –
"важнейшая часть плана - маркетинговый план - это
"документ, в котором сформулированы
основные цели маркетинга - план маркетинга –
"только одна из составляющих
корпоративного плана, поэтому
процесс планирования должен
осуществляться как часть Согласно Дж. Вествуд, существует ряд различных подходов к планированию. В традиционном планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например: - долгосрочные планы; - среднесрочные планы; - краткосрочные планы [7]. Е.П. Голубков употребляет термин "стратегический план маркетинга". По выражению данного автора, "совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению представляет стратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. осуществлено оперативно-календарное планирование" [9]. При рассмотрении стратегических
планов Е.П.Голубков подчеркивает, что
можно говорить о разработке, как
правило, долгосрочных планов и тактических
(текущих), годовых и более детальных
планов маркетинга. Стратегический план
маркетинга направлен на решение
бездетальной проработки стратегических
задач маркетинговой Так, стратегический план маркетинга,
как правило, разрабатываемый на
3-5 и более лет, описывает главные
факторы и силы, которые на протяжении
нескольких лет, как ожидается, будут
воздействовать на организацию, а также
содержит долгосрочные цели и главные
маркетинговые стратегии с Годовой план маркетинга, согласно
Е.П.Голубкову, описывает текущую
маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой
деятельности, маркетинговые стратегии
на текущий год. Годовой план маркетинга
охватывает планы для отдельных
продуктовых линий, отдельных видов
продуктов и отдельных рынков.
Таким образом, годовой план маркетинга
действует на уровне отдельных подразделений
организации и функций По мнению Дж. Вествуда, универсального
определения периодов планирования
не существует. Долго- и среднесрочные
планы часто называют "стратегическими",
потому что в них рассматриваются
рассчитанные на длительный период времени
стратегии бизнеса, краткосрочные
планы часто называют "корпоративными"
или "бизнес-планами", так как
они являются руководством для повседневной
деятельности. "Использование того
или иного плана зависит от
того, чем занимается компания, какие
рынки она обслуживает и 1. Долгосрочное планирование. Направлено на оценку общих
экономических и деловых 2. Среднесрочное планирование. Более практично и занимает период не более 2-5 лет (обычно - 3 года). Среднесрочное планирование больше привязано к жизни, поскольку касается недалекого будущего; более вероятно, что план будет отражать реальную действительность. Среднесрочный "стратегический" план основывается на тех же стратегиях, что и долгосрочный, но основные решения должны осуществляться за более короткие сроки. К такого рода решениям относятся: внедрение новой продукции, потребность в капиталовложениях, наличие и использование персонала и ресурсов. 3. Краткосрочное планирование (и бюджетирование). Обычно охватывает период до одного года и предполагает разработку "корпоративных" или "бизнес"-планов компании и сопряженных с ними бюджетов. В таких планах рассматривается ближайшее будущее и детали того, что компания намерена предпринять за двенадцатимесячный период (привязанный к финансовому году компании) [7]. Из всех планов краткосрочные планы являются наиболее подробными. При необходимости в них в течение года вносятся коррективы. 1.2 Структурные компоненты
плана маркетинга на Как отмечает Е.П. Голубков, с точки зрения формальной структуры планы маркетинга могут состоять из следующих разделов: - аннотация для руководства, - текущая маркетинговая ситуация, - опасности и возможности, - цели маркетинга, - стратегии маркетинга, - программы действий, - бюджет маркетинга и контроль [11]. Раскроем сущность данных структурных компонентов плана маркетинга на предприятии. 1. Аннотация для руководства
- начальный раздел плана 2. Текущая маркетинговая
ситуация - раздел плана маркетинга,
который описывает целевой 3. Опасности и возможности
- раздел плана маркетинга, в котором
указываются главные опасности
и возможности, с которыми 4. Маркетинговые цели
характеризуют целевую 5. Маркетинговые стратегии
- главные направления 6. Программа действий (оперативно-календарный
план) иногда называемая просто
программой - детальная программа,
в которой показано, что должно
быть сделано, кто и когда
должен выполнять принятые Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа — это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана [11]. 7. Бюджет маркетинга - раздел
плана маркетинга, отражающий проектируемые
величины доходов, затрат и
прибыли. Величина дохода 8. Раздел "Контроль" характеризует
процедуры и методы контроля,
которые необходимо Все указанные выше разделы
характеризуют как Как правило, план маркетинга заключен в следующие разделы бизнес-плана: 1) краткое изложение проекта
(маркетинговое подкрепление 2) анализ рыночной ситуации
(оценка емкости рынка, 3) производственный план
(возможности рынка по 4) стратегический рыночный
план (стратегия и тактика 5) приложения (документы, необходимые для обоснования предпосылок, сделанных выше) [18]. По Е.П.Голубкову, годовой
план маркетинга действует на уровне
отдельных подразделений 1. Маркетинговые исследования. 2. Продуктовая политика. 3. Ценовая политика. 4. Товарораспределительная политика. 5. Коммуникационная политика [11]. Рассматривая компоненты плана маркетинга на предприятии, Т.И. Глушакова употребляет понятие "пирамида планирования", в которую входят: 1. Цели бизнеса: какую сумму денег, каким образом и к какому сроку следует заработать. 2. Цели маркетинга: сколько,
какого именно товара, кому и
к какому сроку следует 3. Задачи функциональных
(оперативных) планов 4. Стратегии бизнеса. Подцель
каждого направления бизнеса
разрабатывается стратегия - В производстве, например,
стратегией увеличения прибыли
может быть сокращение - Стратегией НИОКР может
быть внедрение новых - Стратегией финансирования может быть совершенствование системы отчетности или ставка на выигрыш от дополнительного бизнеса. - Стратегии маркетинга
фокусируют на том, что может
быть сделано для содействия
достижению целей бизнеса, т.е. По выражению В.М. Гончарука,
маркетинговые стратегии, по сути, -
"стратегии предприятия, детализированные
по областям деятельности предприятия,
рынкам (сегментам рынков), по времени"
[13]. Маркетинговые стратегии Согласно Е.П.Голубкову, как
стратегический, так и тактический
планы маркетинговой - продуктовый план (что
и в какое время будет - исследования и разработка новых продуктов; - план сбыта - повышение
эффективности сбыта ( - план рекламной работы и стимулирования продаж; - план функционирования каналов распределения (тип и число каналов, управление этими каналами); - план цен, включая изменение цен в будущем; - план маркетинговых - план функционирования
физической системы - план организации маркетинга
(совершенствование работы Далее рассмотрим особенности процесса разработки плана маркетинга на предприятии. 1.3 Разработка плана
маркетинга на предприятии: Согласно В.В.Кеворкову
и С.В.Леонтьеву процедура Этап 1. Первоначальную информацию для построения плана деятельности на рынке можно почерпнуть из анализа фактической деятельности предприятия. Данную работу проводит служба маркетинга. Этап 2. Для формирования
стратегических установок, в том
числе для установления рыночных
целей, несомненно, будет полезна
информация о тенденциях продаж предприятия,
на каких сегментах рынка Работы по целеполаганию проводятся на коллективном совещании руководства предприятия. Этап 3. На совещании-семинаре генерируется список стратегических и тактических мероприятий для достижения поставленных целей. Этап 4. Финансовым отделом разрабатывается Проект финансового плана предприятия и бюджеты для подразделений и служб. Этап 5. Проводится оценка затрат.
Суть его для рассматриваемого случая
маркетинговых мероприятий -выбрать наиболее эффективные
мероприятия в рамках бюджета
(и соответственно -пересмотреть бюджет
в расходной и доходной части;
-формировать новый Этап 6. В последних двух
случаях требуется Этап 7. Исходя из разработанной
стратегии, необходимо сформировать ориентированную
на потребителя структуру Этап 8. Результатом предыдущих этапов будет пакет мероприятий. Далее необходимо назначить ответственных (с учетом усовершенствованной структуры управления и личностных качеств сотрудников) за реализацию мероприятий принятого плана, а также за сроки их выполнения. Этап 9. Реализация намеченного плана маркетинга. Его корректировка осуществляется с учетом возмущающих воздействий рынка [18]. В качестве предварительных
работ, которые необходимо проделать
любой организации перед 1) выявление ключевых
бизнес-процессов в 2) формирование стратегии
развития предприятия на 3) мероприятия по сбору
и анализу коммерческой По выражению Т.И.Глушаковой, с Анализ рынка - это сбор данных и их интерпретация для того, чтобы выяснить, какое место на рынке вы занимаете или намерены занять, и составить представление о требованиях к конкретным товарам или содержанию маркетинговых программ. Анализ рынка строится на выявлении размера рынка и его сегментации (разбиение рынка на количественные категории с однородными характеристиками), выявлении структуры рынка, существующих тенденций, долей и взаимоотношения между структурами внутри рынка и за его пределами [8]. Существует два направления анализа: 1) анализ возможностей предприятия и 2) анализ конкурентов. Для этого используется SWOT-анализ и анализ конкуренции. С помощью SWOT-анализа (акроним от английских слов "strengths, weaknesses, opportunities и threats", т.е. "сила, слабость, возможности и угрозы") выявляют сильные и слабые стороны, а также существующие возможности и угрозы [26]. SWOT-анализ может быть
проведен по предприятию в
целом, товарной линии или В целом, "SWOT-анализ обеспечивает объективный контекст для определения задач предприятия и планов маркетинга" [8]. Конкурентный анализ: в этот раздел следует включать обобщенную информацию о том, как ведут себя на рынке конкуренты. Необходимо указать, от какой деятельности конкурентов может исходить угроза предприятию при выводе на рынок нового товара и продолжении выпуска существующих. Необходимо также представить описание того, что предлагают конкуренты, указать существующие доли их рынка, а, если возможно и информацию о программах и затратах конкурентов в каждом направлении деятельности [26]. Анализ программ маркетинга конкурентов проводится в каждой из областей рыночной деятельности предприятия и довольно детально. "Информация о конкурентах может обогатить результаты SWOT-анализа (в разделе "угрозы"), а проведение SWOT-анализа по каждому из конкурентов помогает лучше понять их сильные и слабые стороны, что служит основой при планировании соответствующих действий" [8].
Выводы В 1-й главе представлен теоретический обзор литературы по вопросам маркетингового планирования на предприятии. Термин "план маркетинга" на предприятии можно понимать в широком и узком смысле этого слова. Широкое понимание термина "план маркетинга" - это маркетинговый раздел комплексного бизнес-плана развития предприятия. Узкое понимание термина "план маркетинга" - это перечень тактических мероприятий, позволяющих улучшить положение предприятия на занимаемых сегментах рынка. Так, отдельные организации, особенно малые предприятия, могут не иметь плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. План маркетинга на предприятии может быть долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным. Стратегический план маркетинга представляет собой совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению. С точки зрения формальной структуры планы маркетинга могут состоять из следующих разделов: аннотация для руководства, текущая маркетинговая ситуация, опасности и возможности, цели маркетинга, стратегии маркетинга, программы действий, бюджет маркетинга и контроль. Как стратегический, так
и тактический планы При разработке плана маркетинга на предприятии используются следующие технологии: ситуационный анализ, анализ рынка, SWOT-анализ, конкурентный анализ. 2.1 Характеристика
организации: специализация, Исследование проведено на базе ООО "БЭСТ ГРУПП" (полное наименование – Общество с ограниченной ответственностью "БЭСТ ГРУПП"). Место нахождения: 630005, РФ, г. Новосибирск, ул.Журинская, д.78. Общество осуществляют свою деятельность с 2002 года. Специализация. ООО "БЭСТ ГРУПП" осуществляет следующие виды деятельности: - деятельность железнодорожного транспорта, - деятельность автомобильного грузового транспорта, - транспортная обработка грузов и хранение, - прочая вспомогательная транспортная деятельность, - организация перевозок грузов. Согласно пункту 2.2. действующего Устава организации, ее целью деятельности является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в услугах, в работах и товарах и получением прибыли. В задачи компании входит удовлетворение запросов заказчиков, прежде всего, обращая особое внимание на профессионализм, добросовестность, и индивидуальный подход при работе с клиентами. Структура управления данной компании относится к типу линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применяется наиболее широко. Здесь присутствует как линейное управление, так и функциональное, с соответствующими связями. В качестве показателей динамики развития организации были рассмотрены общеэкономические показатели (объем производства, прибыль) за три последних отчетных года, показатели численности персонала за три последних отчетных года. Общеэкономические показатели по ООО "БЭСТ ГРУПП" за последние три года представлены в табл.1: Таблица 1 - Общеэкономические показатели по деятельности ООО "БЭСТ ГРУПП" за 2007-2009 гг. (в млн. руб.)
Построены графики, наглядно отражающие динамику изменения общеэкономических показателей деятельности данной транспортной организации за последние три отчетных года.
Рисунок 1 - Динамика показателей объема производства в ООО "БЭСТ ГРУПП" за 2007-2009 гг. (в млн. руб.) Согласно рис.1, в ООО "БЭСТ ГРУПП" наблюдается рост производства от 55,7 млн.руб. в 2007г. до 82,2 млн.руб. в 2009 г.
Рисунок 2 - Динамика показателей прибыли в ООО "БЭСТ ГРУПП" за 2007-2009 гг. (в млн. руб.) Согласно рис.2, наибольшая прибыль в ООО "БЭСТ ГРУПП" была по результатам 2008 г. В 2009 г. наблюдается небольшой спад показателей прибыли. Динамика изменения
Рисунок 3 – Динамика изменения численности персонала (в кол-ве чел.) в ООО "БЭСТ ГРУПП" за 2007-2009 гг. Согласно рис.3, в ООО "БЭСТ ГРУПП" за последние три года наблюдается тенденция увеличения численности персонала. Факт увеличения численности персонала вызван объективными причинными: ростом объема производства и требованием дополнительных сотрудников для выполнения возросшего объема работ. Большая часть сотрудников
ООО "БЭСТ ГРУПП" (77,5%) – это
персонал в возрасте до 26-36 лет. Таким
образом, "костяк" состава персонала
– это относительно молодые сотрудники
с высоким потенциалом Порядка половины сотрудников ООО "БЭСТ ГРУПП" имеют высшее образование (47%). Это, безусловно, сильная сторона компании. Среднеспециальное образование у 22,4% сотрудников ООО "БЭСТ ГРУПП". В то же время, около трети сотрудников компании имеют неоконченное высшее образование (30,6%), что свидетельствует о том, что сотрудники данной транспортной компании на данный этап проходят обучения в целях развития, повышения квалификации. Согласно циклам развития
организации, для ООО "БЭСТ ГРУПП"
характерен этап коллегиальности (период
быстрого роста организации). На стадии
интенсивного роста организация
растет, увеличивается объем 2.2 Анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ Как было отмечено в первой главе курсовой работы, при проведении и разработки плана маркетинга на предприятии используются следующие технологии: анализ рынка, конкурентный анализ, SWOT-анализ. Проведен анализ рынка перевозок и анализ конкурентов ООО "БЭСТ ГРУПП" (организаций г.Новосибирска, специализирующихся на транспортных перевозках). Анализ конкурентов ООО "БЭСТ ГРУПП" представлен в табличном виде (табл. 1 Приложения). Из представленных в табл.1 Приложения организаций г. Новосибирска, специализирующихся на грузоперевозках, в качестве конкурентов можно рассматривать фирмы, предоставляющие клиентам аналогичный пакет услуг – такой же, который предлагает ООО "БЭСТ ГРУПП", исходя из своей специализации (деятельность железнодорожного транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта, транспортная обработка грузов и хранение, прочая вспомогательная транспортная деятельность, организация перевозок грузов). Это ООО "Lead Time Service" –
динамично развивающаяся По численности персонала к ООО "БЭСТ ГРУПП" приближается ООО "Автэк", однако у данной компании более узкий спектр предложений услуг. Из 11-ти рассмотренных конкурентов ООО "БЭСТ ГРУПП" только 3 организации имеют опыт формирования филиальных сетей. При этом, у таких компаний, как ООО "Автэк" и ООО "Автомобильная Транспортная Компания" имеется опыт открытия только одного филиала. У компании ООО "ТрансКонтинент-Сибирь" открыто и функционирует 4 филиала на территории России. Далее был проведен анализ факторов конкуренции на рынке грузоперевозок г. Новосибирска на современном этапе. Анализ факторов конкуренции на рынке грузоперевозок г. Новосибирска на современном этапе в табличном виде (табл. 2 Приложения). Выводы по результатам таблицы (табл. 2 Приложения): 1.Ситуация в отрасли. В целом рынок весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями. Несмотря на то, что различные фирмы предлагают на рынке услуги по перевозкам различного качества и различные сервисные услуги, издержки "переключения" клиента невысоки, поэтому товар можно считать стандартизированным по клиенту. Спрос на рынке ненасыщен,
поэтому фирмы преимущественно
не склонны к проведению агрессивных
стратегий (исключение - ООО "Lead Time Service"
– динамично развивающаяся Высокие барьеры ухода с рынка усиливают конкуренцию на рынке. Одновременно четко проявляется высокий уровень конкуренции на смежных рынках с явной тенденцией усиления (предоставление услуг по перевозкам в качестве дополнительных организациями, с иной специализацией). 2. Влияние потенциальных конкурентов Относительно высокие барьеры проникновения на рынок (высокие затраты на достижение эффективного масштаба производства – приобретение транспортных средств, либо их аренда, амортизация, расходы сопутствующие материала; противодействие фирм отрасли) обусловливают низкую вероятность появления новых конкурентов на рынке. В перспективе данная ситуация вряд ли изменится. 3. Влияние поставщиков. Отсутствие "монопоставщика" и важность фирмы как клиента в глазах поставщиков говорит о незначительном влиянии со стороны поставщиков. В перспективе, по оценкам экспертов, данная ситуация не изменится. 4. Влияние покупателей. Отсутствие крупных клиентов и относительно высокая значимость услуги у покупателя ограничивают возможность угрозы со стороны покупателей. Ситуация останется стабильной и в перспективе. Влияния услуг-заменителей в данной сфере не выявлено. Итак, новосибирский рынок грузоперевозок характеризуется как привлекательный, с растущим спросом. Появление крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается. К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уровень конкуренции, можно отнести отсутствие влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей. К факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся высокие барьеры на выход с рынка. Также был проведен SWOT-анализ. Данный анализ внешней и внутренней окружающей среды деятельности компании проведен с целью выявления сильных и слабых сторон организации, возможности и угрозы внешней среды. Таблица 2 - SWOT-анализ
Итак, исходя из результатов
SWOT-анализа, в качестве внешних факторов
разработки плана маркетинга для
ООО "БЭСТ ГРУПП", можно рассматривать:
отсутствие влияния потенциальных
конкурентов, поставщиков и покупателей;
предложение со стороны организации
выгодных условий сотрудничества с
партнерами и клиентами; повышение
конкурентоспособности своих В качестве внутренних факторов разработки плана маркетинга для ООО "БЭСТ ГРУПП", можно рассматривать: широкий спектр транспортных услуг и сопутствующего сервисного обслуживания; наличие в распоряжении высокого трудового потенциала (молодые амбициозные сотрудники, повышающие уровень образования и квалификации, в то же время с относительно высоким стажем работы); рост показателей объема производства; низкая текучесть кадров; увеличение численности персонала. Нехватка оборотных средств может быть решена получением кредита, либо дополнительными взносами. 2.3 Разработка плана маркетинга По итогам проведенного анализа был разработан план маркетинга. При разработке плана маркетинга мы использует термин "план маркетинга" в узком значении – в значении, когда "разработчик комплексного бизнес-плана развития предприятия должен создать такие процедуры и такую политику, которые выразят предприятие как систему, а само перспективное планирование как процесс, с помощью которого эта система приспосабливает свои ресурсы к динамическим условиям внешней и внутренней среды. Бизнес-план может разрабатываться как для предприятия уже работающего на рынке, так и для становления инвестиционного проекта" [18]. На основе результатов проведенного анализа (данные конкурентного анализа, анализа рынка, SWOT-анализа) был разработан план маркетинга для предприятия по расширению рынка ООО "БЭСТ ГРУПП". Исходя из результатов анализа, было установлено, что внешние и внутренние факторы позволяют данной организации расширить рынок предоставляемых услуг по грузоперевозкам. Расширение рынка ООО "БЭСТ ГРУПП" возможно осуществить посредством развития филиальной сети. В связи с этим проведена разработка программы формирования филиальной сети организации как направление расширения рынка (на примере ООО "БЭСТ ГРУПП"). Начинать разработку программы развития филиальной сети для организации на примере ООО "БЭСТ ГРУПП" считаем целесообразным с планирования открытия одного филиала. В случае успешности работы данного филиала, проводится повторное изучение внешних и внутренних факторов и разрабатывается управленческое решение о степени экономической целесообразности открытия последующих филиалов. Итак, маркетинговая стратегия – расширение рынка посредством открытия филиала. ООО "БЭСТ ГРУПП" не имеет амбициозных планов "захвата" всего регионального рынка, и в качестве причины открытия филиала ООО "БЭСТ ГРУПП" можно рассматривать выборочное планирование регионов присутствия. Исходя из действующего Устава
(согласно пункту 1.10 Устава ООО "БЭСТ
ГРУПП"), общество может создавать
филиалы и открывать Согласно действующему Уставу компании "БЭСТ ГРУПП" (пункт 1.10), руководители филиалов назначаются директором Общества и действуют на основании выданных Обществом доверенностей. На текущий момент в главном офисе ООО "БЭСТ ГРУПП" 49 чел. При открытии первого филиала
планируемая численность При этом, в структуре персонала филиала ООО "БЭСТ ГРУПП" предполагаются те же категории персонала, что и структуре персонала, работающего в главном офисе. Предполагаемая структура персонала первого филиала ООО "БЭСТ ГРУПП" по категориям представлена в табл.3: Таблица 3 - Предполагаемая структура персонала первого филиала ООО "БЭСТ ГРУПП" по категориям
В целях достижения наибольшей
устойчивости и эффективности управления
филиалами необходимо создать оптимальную
структуру организации и В головном офисе ООО "БЭСТ
ГРУПП" в Новосибирске создается
новый отдел, управляющий филиалами.
Каждый из его менеджеров отвечает
за работу и финансовые показатели
одного или нескольких подразделений.
При этом, руководители региональных
филиалов ООО "БЭСТ ГРУПП" не будут
наделены широкими полномочиями: они
принимают предложения Данная модель управления оптимальна для ООО "БЭСТ ГРУПП" как для организации, имеющей ограниченный ассортимент услуг (специализация на перевозках и сервисном сопутствующем обслуживании). В этой ситуации круг вопросов, решаемых филиалом, а также система продаж отличаются однородностью и не требуют применения различных подходов. Оптимальная линейно-функциональная структура строится на принципах рациональности и экономичности; характеризуется сильной, централизованной властью, жестким контролем, акцентом на вертикальных связях, формальной системой отчетов. Выбор линейно-функциональной структуры продиктован тем фактором, что данные модели используются компаниями, находящимися на второй стадии развития. Как было выявлено, для ООО "БЭСТ ГРУПП" характерен этап коллегиальности (период быстрого роста организации). Переход к иной модели управления может быть осуществлен, когда в ООО "БЭСТ ГРУПП" количество филиальных подразделений превысит 5-10. Так, в перспективе возможен переход к децентрализованной модели управления филиалами. Децентрализованная структура предполагает передачу большей части полномочий филиалам и повышение степени их ответственности за результат работы. В табл. 4 представлен расчет предполагаемых затрат на реализацию программы развития филиальной сети организации ООО "БЭСТ ГРУПП". Таблица 4 – Планируемые затраты на реализацию плана маркетинга по расширению рынка посредством открытия филиальной сети ООО "БЭСТ ГРУПП" (в млн. руб.)
В табл.4 представлен расчет предполагаемых затрат на реализацию программы развития филиальной сети организации ООО "БЭСТ ГРУПП" с учетом продолжительности периода развития филиала в 1 год. Единовременные затраты
на составят 0,06 млн.руб., текущие затраты
составят 0,792 млн.руб. Окупаемость проекта
по развитию филиала за год будет
достигнута при условии получения
доходов от филиала в размере,
превышающих общую сумму Выводы Во 2-й главе представлен опыт разработки плана маркетинга на предприятии на примере ООО "БЭСТ ГРУПП". Изначально была дна общая характеристика организации (специализация, общеэкономические показатели, динамика развития). Данное предприятие специализируется на предоставлении населению услуг по перевозке грузов. В качестве показателей динамики
развития организации были рассмотрены
общеэкономические показатели (объем
производства, прибыль) за три последних
отчетных года, показатели численности
персонала за три последних отчетных
года. За последние три года наблюдается
рост показателей объема производства,
однако за последний отчетный год
отмечено снижение прибыли. В ООО "БЭСТ
ГРУПП" за последние три года наблюдается
тенденция увеличения численности
персонала. Факт увеличения численности
персонала вызван объективными причинными:
ростом объема производства и требованием
дополнительных сотрудников для
выполнения возросшего объема работ. По
возрастному фактору и фактору
уровня образования можно говорить
о высоком трудовом потенциале данной
транспортной организации (данный фактор
также учитывается при На предварительном этапе,
для подготовки разработки плана
маркетинга были проведены: анализ рынка,
конкурентный анализ, SWOT-анализ. Анализ
конкурентов ООО "БЭСТ ГРУПП" –
организаций г. Новосибирска, специализирующихся
на транспортных перевозках – показал,
что из 11-ти рассмотренных конкурентов
ООО "БЭСТ ГРУПП" только 3 организации
имеют опыт формирования филиальных
сетей. Анализ факторов конкуренции
на рынке грузоперевозок г. Новосибирска
на современном этапе показал, что
новосибирский рынок Исходя из результатов SWOT-анализа,
в качестве внешних факторов разработки
плана маркетинга для ООО "БЭСТ
ГРУПП", можно рассматривать: отсутствие
влияния потенциальных В качестве внутренних факторов разработки плана маркетинга для ООО "БЭСТ ГРУПП", можно рассматривать: широкий спектр транспортных услуг и сопутствующего сервисного обслуживания; наличие в распоряжении высокого трудового потенциала (молодые амбициозные сотрудники, повышающие уровень образования и квалификации, в то же время с относительно высоким стажем работы); рост показателей объема производства; низкая текучесть кадров; увеличение численности персонала. Нехватка оборотных средств может быть решена получением кредита, либо дополнительными взносами. На основе результатов проведенного анализа (данные конкурентного анализа, анализа рынка, SWOT-анализа) был разработан план маркетинга для предприятия по расширению рынка ООО "БЭСТ ГРУПП". Исходя из результатов анализа, было установлено, что внешние и внутренние факторы позволяют данной организации расширить рынок предоставляемых услуг по грузоперевозкам. Расширение рынка ООО "БЭСТ ГРУПП" возможно осуществить посредством развития филиальной сети. Итак, маркетинговая стратегия – расширение рынка посредством открытия филиала. Окупаемость проекта по развитию филиала за год будет достигнута при условии получения доходов от филиала в размере, превышающих общую сумму расходов (выше 0,852 млн. руб.). В 1-й главе представлен теоретический обзор литературы по вопросам маркетингового планирования на предприятии. Термин "план маркетинга" на предприятии можно понимать в широком и узком смысле этого слова. Широкое понимание термина "план маркетинга" - это маркетинговый раздел комплексного бизнес-плана развития предприятия. Узкое понимание термина "план маркетинга" - это перечень тактических мероприятий, позволяющих улучшить положение предприятия на занимаемых сегментах рынка. Так, отдельные организации, особенно малые предприятия, могут не иметь плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. План маркетинга на предприятии может быть долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным. Стратегический план маркетинга представляет собой совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению. С точки зрения формальной структуры планы маркетинга могут состоять из следующих разделов: аннотация для руководства, текущая маркетинговая ситуация, опасности и возможности, цели маркетинга, стратегии маркетинга, программы действий, бюджет маркетинга и контроль. Как стратегический, так
и тактический планы При разработке плана маркетинга на предприятии используются следующие технологии: ситуационный анализ, анализ рынка, SWOT-анализ, конкурентный анализ. Во 2-й главе представлен опыт разработки плана маркетинга на предприятии на примере ООО "БЭСТ ГРУПП". Изначально была дна общая характеристика организации (специализация, общеэкономические показатели, динамика развития). Данное предприятие специализируется на предоставлении населению услуг по перевозке грузов. В качестве показателей динамики
развития организации были рассмотрены
общеэкономические показатели (объем
производства, прибыль) за три последних
отчетных года, показатели численности
персонала за три последних отчетных
года. За последние три года наблюдается
рост показателей объема производства,
однако за последний отчетный год
отмечено снижение прибыли. В ООО "БЭСТ
ГРУПП" за последние три года наблюдается
тенденция увеличения численности
персонала. Факт увеличения численности
персонала вызван объективными причинными:
ростом объема производства и требованием
дополнительных сотрудников для
выполнения возросшего объема работ. По
возрастному фактору и фактору
уровня образования можно говорить
о высоком трудовом потенциале данной
транспортной организации (данный фактор
также учитывается при На предварительном этапе,
для подготовки разработки плана
маркетинга были проведены: анализ рынка,
конкурентный анализ, SWOT-анализ. Анализ
конкурентов ООО "БЭСТ ГРУПП" –
организаций г. Новосибирска, специализирующихся
на транспортных перевозках – показал,
что из 11-ти рассмотренных конкурентов
ООО "БЭСТ ГРУПП" только 3 организации
имеют опыт формирования филиальных
сетей. Анализ факторов конкуренции
на рынке грузоперевозок г. Новосибирска
на современном этапе показал, что
новосибирский рынок Исходя из результатов SWOT-анализа,
в качестве внешних факторов разработки
плана маркетинга для ООО "БЭСТ
ГРУПП", можно рассматривать: отсутствие
влияния потенциальных В качестве внутренних факторов разработки плана маркетинга для ООО "БЭСТ ГРУПП", можно рассматривать: широкий спектр транспортных услуг и сопутствующего сервисного обслуживания; наличие в распоряжении высокого трудового потенциала (молодые амбициозные сотрудники, повышающие уровень образования и квалификации, в то же время с относительно высоким стажем работы); рост показателей объема производства; низкая текучесть кадров; увеличение численности персонала. Нехватка оборотных средств может быть решена получением кредита, либо дополнительными взносами. На основе результатов проведенного анализа (данные конкурентного анализа, анализа рынка, SWOT-анализа) был разработан план маркетинга для предприятия по расширению рынка ООО "БЭСТ ГРУПП". Исходя из результатов анализа, было установлено, что внешние и внутренние факторы позволяют данной организации расширить рынок предоставляемых услуг по грузоперевозкам. Расширение рынка ООО "БЭСТ ГРУПП" возможно осуществить посредством развития филиальной сети. Итак, маркетинговая стратегия – расширение рынка посредством открытия филиала. Окупаемость проекта по развитию филиала за год будет достигнута при условии получения доходов от филиала в размере, превышающих общую сумму расходов (выше 0,852 млн. руб.). 1. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. 8-е изд. - М.: "Вильямс", 2007. – 988с. 2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 540с. 3. Балашов В. Система маркетинга на предприятии. // "Практический маркетинг". – 2000. - №3. 4. Басовский Л.Е. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 433с. 5. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. – 521с. 6. Бурцева Т. А., Сизов В. С., Цень О. А. Управление маркетингом. – М.: Экономистъ, 2005. – 224с. 7. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб: Питер, 2000. - 256с. 8. Глушакова Т.И. План маркетинга: основные части. // "Практический маркетинг". – 2000. - № 3. 9. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995. 10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999. 11. Голубков Е.П. Планирование маркетинга. // "Маркетинг в России и за рубежом". – 2002. - №5. 12. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 13. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М., 2001. 14. Данченко Л.А., Ласковец С.В. Управление маркетингом: Учебно-методический комплекс. – М., 2008. 15. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 334с. 16. Завьялов Г.С. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 2001. 17. Капон Н., Колчанов В., Макхалберт Д. Управление маркетингом. – СПб.: Питер, 2010. – 866с. 18. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Учебно-методическое пособие. - М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус", 1999. 19. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 20. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 2000. - 485 с. 21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1998. - 896с. 22. Маркетинг: основы маркетинга, маркетинговые исследования, управления маркетингом, маркетинговые коммуникации. / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с. 23. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х.Анн; Под общ. ред. Г.Л.Багиева. - М.: Экономика, 2001. - 703 с 24. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. - М.: Юристъ, 2000. - 568 с. 25. Проблемы планирования и управления: Опыт системных исследований / Под ред. Голубкова Е.П. и Жандарова А.М. - М.: Экономика, 1987. 26. Синяева И.М. Управление маркетингом. / Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. – М., 2005. – 365с. 27. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 334с. 28. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. - СПб: Питер, 2001. - 240 с. 29. Фролова Т.А. Маркетинг. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 30. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 2000. - 350 с. Приложение Таблица 1 - Анализ конкурентов ООО "БЭСТ ГРУПП"
Таблица 2 - Факторы конкуренции на рынке грузоперевозок г.Новосибирска на современном этапе
|
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Курсовая работа:
Разработка плана маркетинга на предприятии
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|