Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:06, дипломная работа
На основе анализа разработаны предложения по предложения по совершенствованию, которые содержатся в третьей части исследования.
Источниками при подготовке дипломной работы являются труды совре¬менных отечественных и зарубежных авторов, профессионально занимающихся проблемами управления сбытовой деятельностью. Среди них - Ф. Котлер, Д.И.Баркан, А.И.Ярцев, Г. Дж. Болт, С., Т.Н.Байбардин, Р.Б.Ноздрева и другие. При проведении анализа деятельности ОАО «Любан-ский КСМ» были использованы следующие источники: устав, годовые отчеты и баланс предприятия, отчеты о финансовых результатах, контракты, мате¬риалы первичного учета.
Введение……………………………………………………………….......
5
1 Содержание и значение сбытовой деятельности в системе марке-
тинга предприятия………………………………………………………...
7
1.1 Сущность, задачи и функции сбыта……………………………........
7
1.2 Виды сбыта и их классификация…………………………………….
16
1.3 Организация сбыта на предприятии…………………………………
24
2 Анализ сбытовой деятельности ОАО «Любанский КСМ»...................
38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……
38
2.2 Анализ состояния отрасли и рынков сбыта продукции……….........
46
2.3 Анализ организации сбыта на предприятии………………………...
53
3 Направления совершенствования организации сбыта на ОАО «Любанский КСМ»……………………………………………..........................
66
3.1 Развитие каналов сбыта продукции………………………………….
66
3.2 Совершенствование организационной структуры службы марке-
тинга и сбыта………………………………………………………………
71
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………….
81
Приложение А.Организационная структура ОАО «Любанский КСМ»
83
А при увеличении мощности до 120 млн. шт. кирпича в год будет способствовать тому, что завод сможет работать на других рыночных сегментах.
Динамика и структура объемов производства ОАО «Любанского КСМ» представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3-Динамика и структура объема производства по видам деятельности за 2006-2008гг.
Наименование продук-ции |
2006 |
2007 |
2008 |
Отклонение, +,- | ||||||
Объ-ем производства, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Объем производства, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Объем производства, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме,% |
2006 от 2007 |
2007 от 2008 | |||
По обще-му объему производства, млн. руб. |
По уде-льно-му весу в общем объеме, % |
По обще-му объему производства, млн. руб |
По уде-льно-му весу в общем объеме, % | |||||||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
кирпич силикат-ный |
10059 |
96.2 |
15442 |
98.5 |
19034 |
98.5 |
5383 |
102.4 |
3592 |
100 |
ЖБИ |
33 |
0.3 |
96 |
0.6 |
67 |
0.35 |
63 |
200 |
-31 |
-58.3 |
пропитка древеси-ны |
331 |
3.2 |
138 |
0.9 |
188 |
1.0 |
-93 |
28.1 |
60 |
136.2 |
фундаментные стеновые блоки |
34 |
0.3 |
2 |
- |
31 |
0.15 |
-32 |
-0.3 |
31 |
0.15 |
Итого |
10457 |
100 |
15678 |
100 |
19320 |
100 |
Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Из таблицы 2.3 видно, что объемы производства кирпича силикатного растут, хотя и не такими большими темпами, как хотелось бы. А объемы производства пропитка древесины и фундаментные стеновые блоки в 2007году по сравнению к 2006 году уменьшились ; а в 2008 к 2007 уменьшились и объемы производства ЖБИ.
2.2 Анализ состояния отрасли и рынков сбыта продукции
Развитие промышленности строительных материалов обусловлено, в пер-
вую очередь, общим инвестиционным климатом в Беларуси. Именно поэтому рост инвестиционной и, в частности, строительной активности в последние годы привел к существенному оживлению в данной отрасли. Принятие на республиканском уровне новых жилищных и других строительных программ вызвало соответствующий рост объемов производства.
Производство строительных материалов является основой строительной индустрии. Одним из наиболее важных строительных материалов является кирпич. Его производством в республике занимаются 5 заводов, подведомственных Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь: ОАО «Минский КСИ», ОАО «Гродненский КСМ», ЗАО «Могилевский КСИ», ОАО «Сморгоньсиликатобетон», ОАО «Любанский КСМ». Кроме того, в Беларуси имеется еще некоторое количество небольших местных кирпичных заводов.
Несмотря на увеличение объемов выпуска строительного кирпича, существенно изменяется структура его производства в части преобладания облицовочного кирпича, который отличается от рядового строительного кирпича тем, что имеет почти идеальные геометрические размеры, четкие грани без сколов и включений, одинаковый цвет, высокую прочность и морозоустойчивость. Такие требования обеспечить достаточно сложно без наличия современного оборудования.
В структуре жилищного строительства Беларуси здания с кирпичными несущими стенами составляют 30-35% от всех видов конструктивных систем, что будет предопределять спрос на данный вид продукции еще долгое время.
Объективная потребность в строительных материалах и изделиях определяется структурой строительства и типами зданий и сооружений, которые предполагается возводить в республике в ближайшее время. Исходя из этого, складывается и структура производимых стеновых материалов.
Рассматривая конкуренцию на рынке строительных материалов Беларуси, следует учитывать как конкуренцию между типами стеновых материалов, так и между производителями данных типов.
В настоящее время существуют три основных типа стеновых материалов: сборные железобетонные конструкции, строительный кирпич, блоки из ячеистого бетона и керамзита. В свою очередь, строительный кирпич подразделяется на керамический и силикатный.
Силикатный кирпич по ряду своих технико-экономических показателей превосходит керамический, на его производство требуется в 2 раза меньше топлива, в 3 раза меньше электроэнергии, в 2,5 раза ниже трудоемкость его производства. В конечном итоге силикатный кирпич, как правило, дешевле керамического. Однако силикатный кирпич используется только для малоэтажного строительства,
проигрывает керамическому по тепловым характеристикам, водопоглощению и
др.
Что касается сборных железобетонных конструкций, то следует отметить, что крупномасштабное строительство крупнопанельных домов сыграло решающую роль в реализации жилищной программы в республике. Вместе с тем, массовое строительство крупнопанельных домов привело и к возникновению целого ряда негативных явлений, основным из которых является низкие показатели энергоэффективности данных конструкций. В связи с этим, на смену крупнопанельным конструкциям приходят новые каркасные конструкции зданий, обладающие лучшими показателями по теплосбережению.
Силикатный кирпич из-за своей дешевизны и надежности был в прошлом и остается в настоящем предпочтительным материалом в строительстве жилья. Простой надежный способ строительства, сравнительно низкие затраты также весьма веские аргументы в пользу силикатного кирпича.
Если к сказанному добавить невысокие эксплуатационные издержки и долговечность сооружений, а стены из силикатного кирпича практически не требуют какого-либо обслуживания и ремонта, то это можно рассматривать как дополнительную прибыль при оценке приведенной стоимости 1 м2 стены.
Наряду с физико-техническими и экономическими аспектами при выборе строительной системы существенным критерием становится экологическая оценка.
Важным является сохранность окружающей среды, экологически благоприятные для жизни человека свойства используемого исходного сырья и материалов, замкнутость производственного цикла и возврат всех выбросов в производство. По всем этим проблемам производство силикатных строительных материалов является образцовым и представляет определенный интерес.
Кроме того, традиции строительства, особенно в индивидуальном секторе, ориентированы на предпочтение силикатного кирпича другим видам стеновых материалов.
Хозяйственная деятельность предприятия построена на договорной основе, как с предприятиями РБ, так и с предприятиями СНГ и стран ближнего зарубежья.
Потенциальных потребителей строительных материалов ОАО «Любанский КСМ» можно поделить на следующие сегменты:
1. Строительные организации, занимающиеся возведением крупных объектов промышленного и гражданского строительства, в том числе жилищного.
На этом сегменте работают крупные строительные организации, работающие по типовым и специальным проектам и использующие стандартные строительные детали. Если и используют кирпич, то систематически и в больших количествах. Предпочитают работать с крупными и надежными производителями стеновых материалов.
2. Предприятия, занимающиеся строительными работами, производимыми
собственными силами. Это многочисленные заводы, в составе которых есть строительные цеха и участки, а также колхозы, совхозы и т.д.
3. Ремонтно-строительные организации, занимающиеся ремонтом и реконструкцией существующих объектов.
4. Индивидуальные застройщики из числа населения г. Минска, Минской и Гродненской, а также других областей республики.
5. Потребители из других республик СНГ, в первую очередь России, а
также стран Балтии.
За долгие годы работы предприятия достаточно четко был налажен сбыт
произведенной продукции, что позволяло прогнозировать увеличение объема продаж на уже действующем рынке и освоение новых рынков, как в пределах так и за пределами республики.
ОАО «Любанский КСМ» стремится расширить связи с потенциальными заказчиками, в силу своих возможностей активно участвует в выставках, которые являются важными формами продвижения товаров на рынок.
Динамика и структура сбыта по видам продукции за 2006-2008 гг. представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика и структура сбыта по видам продукции за 2006-2008гг.
Наименование продукции |
2006 |
2007 |
2008 |
Отклонение, +,- | ||||||
Объ-ем реализации, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
2007 от 2006 |
2008 от 2007 | |||
По обще-му объему реализации, млн. руб. |
По уде-льно-му весу в общем объеме, % |
По обще-му объему реализации, млн. руб |
По удельно-му весу в общем объеме, % | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
кирпич силикатный |
9844 |
99.7 |
13767 |
98.9 |
18266 |
98.6 |
3923 |
99.2 |
4499 |
99.7 |
ЖБИ |
- |
- |
33 |
0.23 |
67 |
0.05 |
33 |
100 |
34 |
203 |
пропитка древесины |
33 |
0.3 |
109 |
0.80 |
165 |
0.09 |
76 |
330.3 |
56 |
151.4 |
фундаментные стеновые блоки |
- |
- |
8 |
0.07 |
32 |
0.26 |
8 |
100 |
16 |
400 |
Итого |
9877 |
100 |
13917 |
100 |
18530 |
100 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Объем реализации за 2008 г. вырос на 36,8 % к уровню реализации за 2007 г. или на 4613 млн.руб.
Проанализировав таблицу 2.4 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес около 99% в реализации занимает кирпич.
Судя по тому, что по некоторым позициям объем поставки очень маленький, можно предположить, что товар в данное время не пользуется повышенным спросом.
В настоящее время значительные объемы продукции около 36,7% за 2008 год ОАО «Любанский КСМ» реализуется за пределы республики: РФ, Литва, Латвия Украина, Польша, Казахстан (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Динамика сбыта силикатного кирпича по рынкам и регионам
Рынки |
Ед. изм. |
Отгружено продукции |
Темп роста, % |
Отклонения, +,- | ||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 |
2008 к 2006 | |||||||
РБ |
тыс. усл. шт. |
72296 |
66287 |
75583 |
91,7 |
104,5 |
-6009 |
9296 |
3287 | |||||
Россия, в том числе: |
тыс. усл. шт. |
13684 |
24078 |
35668 |
175,9 |
148,1 |
10374 |
11590 |
21984 | |||||
Калининг-рад |
тыс. усл. шт. |
13467 |
23489 |
34623 |
174,4 |
147,4 |
10022 |
11134 |
21156 | |||||
Псков |
тыс. усл. шт. |
134 |
453 |
857 |
338,05 |
189,2 |
319 |
404 723 |
723 | |||||
Смоленск |
тыс. усл. шт. |
5 |
17 |
39 |
340 |
229,4 |
12 |
22 |
34 | |||||
Брянск |
тыс. усл. шт. |
78 |
119 |
149 |
152,6 |
125,2 |
41 |
30 |
71 | |||||
Литва |
тыс. усл. шт. |
3498 |
5649 |
7612 |
161,5 |
134,7 |
2151 |
1963 |
4114 | |||||
Латвия |
тыс. усл. шт. |
65 |
139 |
197 |
213,8 |
141,7 |
74 |
58 |
132 | |||||
Казахс-тан |
тыс. усл. шт. |
13 |
38 |
70 |
292,3 |
184,2 |
25 |
32 |
57 | |||||
Польша |
тыс. усл. шт. |
35 |
76 |
120 |
217,1 |
157,9 |
41 |
44 |
85 | |||||
Украина |
тыс. усл. шт. |
24
|
57 |
103 |
237,5 |
180,7 |
33 |
46 |
79 | |||||
Всего: |
тыс. усл. шт. |
82345 |
96324 |
119353 |
116,9 |
117,7 |
13979 |
37008 |
37008 |