Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:06, дипломная работа
На основе анализа разработаны предложения по предложения по совершенствованию, которые содержатся в третьей части исследования.
Источниками при подготовке дипломной работы являются труды совре¬менных отечественных и зарубежных авторов, профессионально занимающихся проблемами управления сбытовой деятельностью. Среди них - Ф. Котлер, Д.И.Баркан, А.И.Ярцев, Г. Дж. Болт, С., Т.Н.Байбардин, Р.Б.Ноздрева и другие. При проведении анализа деятельности ОАО «Любан-ский КСМ» были использованы следующие источники: устав, годовые отчеты и баланс предприятия, отчеты о финансовых результатах, контракты, мате¬риалы первичного учета.
Введение……………………………………………………………….......
5
1 Содержание и значение сбытовой деятельности в системе марке-
тинга предприятия………………………………………………………...
7
1.1 Сущность, задачи и функции сбыта……………………………........
7
1.2 Виды сбыта и их классификация…………………………………….
16
1.3 Организация сбыта на предприятии…………………………………
24
2 Анализ сбытовой деятельности ОАО «Любанский КСМ»...................
38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……
38
2.2 Анализ состояния отрасли и рынков сбыта продукции……….........
46
2.3 Анализ организации сбыта на предприятии………………………...
53
3 Направления совершенствования организации сбыта на ОАО «Любанский КСМ»……………………………………………..........................
66
3.1 Развитие каналов сбыта продукции………………………………….
66
3.2 Совершенствование организационной структуры службы марке-
тинга и сбыта………………………………………………………………
71
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………….
81
Приложение А.Организационная структура ОАО «Любанский КСМ»
83
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Специалисты по маркетингу и сбыту для выполнения стоящих перед ним обязанностей обладают инициативой и внутренней дисциплиной, поскольку они вырабатывают для себя программу действий и выполняют ее. Они хорошо знают свой ассортимент товаров, способны к общению и легко усваивают полученные сведения, они представляют себе производственные проблемы потребителей и возможности использования товаров или услуг предприятия для их решения. Непрерывно собирают информацию и накапливать идеи, полезные для его клиентуры, независимо от возможности получения коммерческого эффекта в обмен на эти сведения, а также постоянно интересуются новыми видами услуг для своих клиентов.
Основными задачами отдела маркетинга и сбыта ОАО «Любанский КСМ» являются:
- обеспечение заказами
- учет документации, поступающей от потребителей, контроль соответствия объемов и номенклатуры заказываемой продукции планам производства, действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- разработка нормативов запасов готовой продукции, стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки продукции, товаров;
- выполнение предприятием
- определять потребность в подвижном железнодорожном составе, механизмах,
рабочей силе для своевременной отгрузки продукции, оформление соответствующей документации и заявки на подвижной железнодорожный состав;
- подготавливать необходимые
- учет отгрузки продукции, расчетов с железной дорогой по оказанным услугам, выполнения условий договоров и заказов;
- своевременное оформление
- оформление транспортных, расчетных и платежных документов на отправляемые и получаемые по железной дороге грузы;
- контроль за соблюдением
- сбор и обработка информации,
необходимой для полного
- разработка стратегий и планов маркетинга, сбыта в составе бизнес планов предприятия;
- оформление отправляемых на экспорт и поступающих в адрес предприятия импортных грузов.
Основными функциями отдела маркетинга и сбыта являются:
-организация выполнения плана поставки продукции в точном соответствии с заключенными договорами или документами, приравненными к ним, обеспечение своевременного и полного поступления платежей за отгруженную продукцию, т.е. в организации выполнения плана реализации продукции; - обеспечение производства заказами; своевременное заключение договоров с потребителями и контроль за строгим их выполнением по срокам, количеству и ассортименту поставляемой продукции;
- планирование и регулирование запасов готовой продукции на предприятии, контроль за их комплектным состоянием;
- осуществление оперативного
Для выполнения функций и задач отдел сбыта взаимодействует с другими подразделениями, которые представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3- Схема взаимосвязей отдела маркетинга и сбыта с другими подразделениями.
Примечание - Источник: Собственная разработка.
2.Технический отдел. Получает: извещения о технологических изменениях, внесенных в выпускаемую продукцию, ее упаковку; проекты введения новых технологий; условия упаковки, погрузочно-разгрузочных работ. Предоставляет: предложения по увеличению объемов производства продукции, пользующейся наибольшим спросом, и по запуску в производство новых видов продукции; информацию о рекламациях к качеству продукции; информацию о объемах реализации продукции по отдельным позициям товарной номенклатуры.
3. Транспортный участок. Получает: отчеты о передаче товаров покупателям или сдаче сторонним организациям перевозчиками; транспортно-экспедиционную документацию с отметками о передаче и приеме продукции покупателями; отчеты о выполнении планов по погрузке и выгрузке, централизованному вывозу продукции. Предоставляет: планы поставки продукции по заключенным договорам и планов отгрузки; заявки на подачу транспортных средств; инструкции и требования к перевозке продукции различными видами транспорта.
4.Финансово-экономический
5.Бухгалтерия. Получает: нормы запасов продукции на складах; информацию о дебиторской задолженности (еженедельно). Предоставляет: акты о списании продукции.
6.Юрисконсульт. Получает: результаты правовой экспертизы представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций; проекты договоров по реализации продукции; предложения по корректировке типовых хозяйственных договоров в зависимости от специфики отдельных контрагентов; заключения и ответы на предъявляемые контрагентами претензии и иски по поводу нарушений предприятием договорных обязательств; согласованные претензии и иски к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств; разъяснения действующего законодательства и порядка его применения; анализ изменений и дополнений гражданского законодательства. Предоставляет: приказы, распоряжения, инструкции для визирования и правовой экспертизы; согласованные условия договоров на поставку продукции; предъявленные контрагентами претензии и иски по поводу нарушения или неисполнения предприятием договорных обязательств; сведения о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок и оплаты поставленной продукции; заявки на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства.
7.Отдел кадров. Получает: решения о поощрении работников; копии приказов о приеме, перемещении и увольнении работников; утвержденные графики отпусков; решения аттестационной комиссии. Предоставляет: заявки на поиск специалистов; характеристики на работников, привлекаемых к материальной и дисциплинарной ответственности; объяснительные записки от нарушителей трудовой и профессиональной дисциплины; предложения по составлению графика отпусков; предложения по обучению работников с целью повышения квалификации.
8.Отдел снабжения. Получает: информацию о возможности обеспечения сырьем и материалами планируемых объемов продаж и поступающих заказов. Предоставляет: информацию об необходимых сырье и материалах; планируемые объемы продаж на год, квартал, месяц; заявки на приобретение канцтоваров.
9.Склад готовой продукции. Получает: сведения о состоянии запасов продукции на складе по ассортименту и количеству; отчеты об отгруженной контрагентам продукции; данные о возврате продукции контрагентами. Предоставляет: распоряжения на отгрузку продукции по ассортименту и количеству; информацию о не выполненных заявках потребителей.
10.Административно-
Рассмотрим организацию работы отдела маркетинга и сбыта предприятия ОАО «Любанский КСМ» поподробнее.
Раз в три месяца на совещании, в котором принимают участие коммерческий директор и отдел маркетинга и сбыта на котором разрабатывается план работы отдела на следующий квартал.
На этом совещании также анализируется работа отдела за прошедший квартал. При подведении итогов деятельности отдела маркетинга и сбыта предприятия происходит обсуждение следующих вопросов:
Непосредственно сбытовую деятельность экономистов по маркетингу и сбыту можно разделить на две части:
1. «Пассивный» сбыт– работа с клиентами, которые обратились на предприятие. Потенциальные покупатели связываются с предприятием по телефону или лично посещают офис. Работа экономистов может состоит в следующем:
2. «Активный» сбыт– поиск и привлечение новых клиентов. Активный сбыт также происходит, как по телефону, так и лично. Он включает в себя следующие действия:
- поиск потенциальных клиентов с помощью телефона (телемаркетинг), справочников, средств массовой информации, методом опроса уже имеющихся клиентов;
- посещение возможных клиентов с раздачей прайс-листов, проспектов и каталогов;
- посещение специализированных строительных выставок с раздачей рекламных материалов и сбором различной информации о конкурентах;
- участие в строительных выставках;
- рекламные выступления на строительных семинарах, съездах и конференциях.
Планирование маркетинговой деятельности предприятия на ближайшие три месяца включает в себя следующее:
К сожалению, составление сбытовых прогнозов на предприятии не практикуется, хотя при разработке плана действий отдела маркетинга и сбыта в какой-то мере учитывается состояние внутренней и внешней среды предприятия, а именно:
- экономическое положение в стране и Минской области;
- изменения в законодательстве РБ;
- деятельность конкурентов.
Ежемесячно отдел маркетинга и сбыта ОАО «Любанский КСМ» предоставляет директору отчет о проделанной работе.
В отчете перечисляются сбытовые мероприятия, проведенные экономистами за прошедший месяц (отчет по выполненным работам), а также продажи за месяц (отчет по контрактам). На основании этих отчетов производится сравнение запланированного и выполненного объема работ и происходит некоторая корректировка квартального плана сбытовой деятельности. Ежемесячные отчеты о проделанной работе – главный источник информации директора о деятельности экономистов по маркетингу и сбыту.