Совершенствование системы управления муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27, с. 5-7]
Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества

Оглавление

Введение……………………………………………………………...................... 4
Глава 1. Теоретические подходы к управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации........................................................... 8
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности Российской Федерации. 8
1.2 Система управления муниципальной собственностью……………….......... 16
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации…………......................................................................... 33
Глава 2. Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля.................................................................................................................. 37
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля..................................................................................................... 37
2.2 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля................................................................... 40
2.3 Анализ системы управления муниципальной собственностью города Ярославля и выявление проблем............................................................................ 51
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г. Ярославля.................................................................................. 58
3.1 Пути рационализации системы управления муниципальной собственностью города Ярославля...................................................................................................... 58
3.2 Первоочередные меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью города Ярославля............................................. 64
Заключение............................................................................................................... 67
Список литературы..................................................................................................

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

              - 2   муниципальными унитарными  предприятиями: «Агентство по приватизации  жилья» и «Ярославское предприятие  по геодезии и землеустройству»;

              - 1   муниципальным  казенным  предприятием «Редакция газеты  «Городские новости». [15]

        Чтобы  лучше проследить динамику изменения  количества организаций муниципального  сектора по отраслям в 2010-2011гг, мы представили имеющиеся данные  в виде диаграммы [см. Рисунок 1]

Рисунок № 1

 

 

 


        

           Диаграмма количества организаций муниципального сектора по отраслям экономики за 2010-2011 гг.

        С целью повышения эффективности  использования муниципальной собственности  и оптимизации работы муниципального  сектора экономики в 2012 году в  соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества планировались следующие изменения в структуре муниципального сектора экономики:

          - преобразование в ОАО муниципальное  унитарное предприятие «ПАТП  – 1».

         - продажа акций 18 открытых акционерных  обществ, находящиеся в муниципальной собственности.

          Данные за 2012 год доступны по  второй квартал без распределения  данных по отраслям. Это серьезно  затрудняет проведение анализа  по 2012 году и поэтому на рисунке  № 1 мы их не указали.

         В итоге по состоянию на 2 квартал 2012 г. в муниципальном секторе  города Ярославля функционирует: 10 - открытых акционерных обществ  со 100% акций, находящихся в муниципальной  собственности;  16 — муниципальных  предприятий (в том числе жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли, культуры и прочих) 431 - муниципальное учреждение (в том числе образования, культуры,  здравоохранения, спорта, соц. обслуживания, соц. обслуживания подростков и молодежи, жилищно-коммунального хозяйства, органов исполнительной власти и прочих); 711 — зданий муниципальных учреждений (в том числе имеющих износ более 71%). [см. Приложение № 5], [см. Приложение № 6].

          К сожалению данные за весь 2012 год также у нас еще не  имеются и не обнародованы. Однако  даже самый беглый взгляд на существующую ситуацию позволяет нами предположить, что показатели по всему 2012 году будут хуже, чем по предыдущим периодам.

      Также одним из аспектов управления  муниципальной собственностью является  отчуждение муниципального имущества, его передача в безвозмездное пользование, залог и доверительное управление. [16]

     Имеющиеся данные позволяют нам  проследить динамику приема и  отчуждения муниципальной собственности  за 2010г., 2011 г., 2012 г. (см. Таблица 2.1)

        Таблица 2.1

Динамика приема и отчуждения муниципальной собственности за 2010 г., 2011г., 2012 г. (составлена автором)

Наименование показателей

За 2010 год

За 2011 год

За 2 квартал 2012 год

Принято объектов недвижимости

12

5

-

Отчуждено объектов недвижимости

215

145

13

в т.ч. продано

194

20

11

передано в федеральную собственность и собственность Ярославской области

21

125

2


       

   Заметно резкое уменьшение количества  отчуждения муниципальной собственности  из собственности г. Ярославля.

         В рамках осуществления различных видов учетной и регистрационной деятельности Комитета ведутся следующие реестры:

- реестр  открытых акционерных обществ, имеющих  долю города Ярославля в уставном  капитале;

- реестр  имущества, находящемся в муниципальной  собственности городского округа города Ярославля;

- реестр  общей стоимости движимого имущества (без акций), находящегося в муниципальной  собственности городского округа  города Ярославля;

- реестр  общей стоимости недвижимого  имущества (без земельных участков), находящегося в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;

- реестр  общей площади и стоимости  земельных участков, находящемся  в муниципальной собственности  городского округа города Ярославля;

- реестр муниципальных предприятий  города Ярославля;

- реестр  муниципальных учреждений.

         Анализ состояния муниципального сектора экономики города Ярославля позволяет сделать выводы о незначительной роли муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в доходной части бюджете города, из которых большая часть объектов считается высокозатратной и бездоходной. Вместе с тем подчеркивается особая социальная значимость данного сектора экономики и данных предприятий и организаций для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

2.3 Анализ системы управления  муниципальной собственностью города  Ярославля и выявление проблем

         

   На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).

         Мэрия города Ярославля в 2012 году в своей муниципальной экономической политике по управлению муниципальной собственностью выбрала приоритетным направлением - продажу муниципального имущества.

         Главной целью является максимизация  доходов бюджета города Ярославля, получение разового дохода от  продажи имущества по максимальной  стоимости. Распродажа муниципальной собственности является одной из возможностей пополнить местную казну (как за счет поступлений от самой продажи, так и за счет снятия с местного бюджета нагрузки по дотированию малорентабельных предприятий). В то же время, используя полученные таким образом средства на погашение текущих затрат.

          Можно отметить, что в дальнейшем  данное направление в управлении  муниципальной собственностью может  привести город Ярославль к  дефициту бюджета. Пополнение бюджета  за счет неналоговых доходов будет минимальным, т.к. почти не будет муниципальной собственности.

    Основными  проблемами муниципального сектора  экономики являются: 
- значительный износ основных фондов, требующих финансовых вложений в ремонт и модернизацию;                                                             
- неэффективное использование имеющихся площадей и специализированного парка машин и оборудования;                                           
- применение муниципальными предприятиями общеустановленной системы налогообложения значительно увеличивающей цену товаров, работ и услуг при участии в конкурсных процедурах по размещению муниципального заказа наравне с предприятиями малого бизнеса, цена на услуги которых значительно ниже благодаря упрощенной системе налогообложения; 
- содержание бесхозяйных инженерных сетей и других объектов при отсутствии источника финансирования;                            
- наличие муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих виды деятельности, не относящиеся к компетенции органов городского самоуправления. [15]

   Нами  с целью выявления слабых и  сильных сторон управления муниципальной  собственностью выполнен анализ  системы управления муниципальной собственности г. Ярославля в виде SWOT - анализа.  Он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны управления муниципальной собственностью, потенциальные возможности и угрозы системы управления муниципальной собственностью мэрии г. Ярославля.                        

SWOT –анализ.

 Сильные стороны.

      1. Рост неналоговых доходов в собственных доходах г. Ярославля. За период 2009-2012 гг. значение этого показателя выросло с 10,1% до 30,1%.

          2. Сформирован реестр муниципальной  собственности в соответствии  с фактическим наличием имущества.

           3. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства

- поддержание  ставки арендной платы для  субъектов малого и среднего  предпринимательства, арендующих муниципальное  имущество, ниже уровня коммерческой  цены аренды, сформировавшейся на  рынке недвижимости города Ярославля

- предоставление  преимущественного права аренды  и выкупа муниципального имущества  города согласно сформированному  перечню

- предоставление  субсидий на развитие бизнеса 

          4. Повышение эффективности администрирования  доходов городского бюджета, проведение мероприятий, направленных на увеличение собираемости платежей в бюджет города.

            Слабые стороны.

           1. Уменьшение объема поступлений  в местный бюджет от аренды  муниципальной собственности (см. Таблица 2.2).

                                                                                                                     Таблица 2.2

Управление муниципальной собственностью по договорам аренды в городе Ярославле за 2009 - 2012 гг. (составлена автором)

 

Доходы

Годы

2009

2010

2011

2012

Доходы от аренды

муниципального имущества (млн. руб)

315,5

229,7

180,9

120


         

           Как видно, поступления в бюджет  г. Ярославля от сдачи муниципального  имущества в аренду понижались  на протяжении всего анализируемого  периода.

            2. Растущая доля муниципальной  недвижимости, не приносящей доход, в связи с низким уровнем  сдачи площади в аренду, а так  же арендной платы от использования  площадей (см. Таблица 2.3).

                                                                                                                     Таблица 2.3 

Показатели использования муниципальной собственности за 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. в городе Ярославле (составлена автором).

Показатели

2009

2010

2011

2012

Площадь сданная в аренду, тыс. кв. м

143,81

134,7

117,45

115

Доходы от аренды муниципального имущества, млн. руб.

315,5

229,7

180,9

120


 

       Как видно, из года в год  происходит снижение площади, сдаваемой  в аренду. За период с 2009  по 2012 гг. она уменьшилась почти в 2 раза. При этом приватизация не является главной причиной такого процесса.

      Заметно варьируется показатель  собираемости арендной платы, в  существенной мере такое положение  отражает низкую эффективность  функции контроля со стороны  местных органов власти за использованием публичной собственности.

       3. Рост поступлений от использования  муниципальной собственности в  местный бюджет имеет избирательную  основу: положительная динамика  достигнута только по доходам, полученным от ее приватизации, и арендным платежам. Отсутствует какой-либо прогресс в использовании муниципальной собственности, переданной в оперативное управление и хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям. Закономерно, в этой связи, что доля доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных предприятий, в общей сумме доходов муниципального образования уменьшилась.

       4. Нестабильность финансового положения  муниципальных предприятий практически  всех отраслей муниципального сектора экономики (см. Таблица 2.4).

                                                                                                                     Таблица 2.4

Финансовые результаты муниципальных предприятий, 
млн. руб. (прибыль, - убыток) (составлена автором)

Отрасли

Г о д ы

2009

2010

2011

3 кв. 2012

 Жилищное хозяйство

9,7

8

5,6

5,1

Коммунальное хозяйство

-48,9

-69,8

-157,6

-78,4

Строительство

5,4

8,2

7,4

9,4

Транспорт и связь

57,3

110,1

-7,4

67,1

Торговля

1

1,8

2

1,5

Сфера потребительского рынка

0,7

-0,1

-0,6

0,2

Культура

-0,5

-1,7

2,7

1,6

Прочие

1,3

1,3

1,5

2

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью