Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:52, курсовая работа
Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27, с. 5-7]
Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества
Введение……………………………………………………………...................... 4
Глава 1. Теоретические подходы к управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации........................................................... 8
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности Российской Федерации. 8
1.2 Система управления муниципальной собственностью……………….......... 16
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации…………......................................................................... 33
Глава 2. Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля.................................................................................................................. 37
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля..................................................................................................... 37
2.2 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля................................................................... 40
2.3 Анализ системы управления муниципальной собственностью города Ярославля и выявление проблем............................................................................ 51
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г. Ярославля.................................................................................. 58
3.1 Пути рационализации системы управления муниципальной собственностью города Ярославля...................................................................................................... 58
3.2 Первоочередные меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью города Ярославля............................................. 64
Заключение............................................................................................................... 67
Список литературы..................................................................................................
- 2 муниципальными унитарными
предприятиями: «Агентство по приватизации
жилья» и «Ярославское
- 1 муниципальным казенным предприятием «Редакция газеты «Городские новости». [15]
Чтобы
лучше проследить динамику
Рисунок № 1
Диаграмма количества организаций муниципального сектора по отраслям экономики за 2010-2011 гг.
С целью повышения
- преобразование в ОАО
- продажа акций 18 открытых акционерных обществ, находящиеся в муниципальной собственности.
Данные за 2012 год доступны по
второй квартал без
В итоге по состоянию на 2 квартал
2012 г. в муниципальном секторе
города Ярославля
К сожалению данные за весь 2012 год также у нас еще не имеются и не обнародованы. Однако даже самый беглый взгляд на существующую ситуацию позволяет нами предположить, что показатели по всему 2012 году будут хуже, чем по предыдущим периодам.
Также одним из аспектов
Имеющиеся данные позволяют
Таблица 2.1
Динамика приема и отчуждения муниципальной собственности за 2010 г., 2011г., 2012 г. (составлена автором)
Наименование показателей |
За 2010 год |
За 2011 год |
За 2 квартал 2012 год |
Принято объектов недвижимости |
12 |
5 |
- |
Отчуждено объектов недвижимости |
215 |
145 |
13 |
в т.ч. продано |
194 |
20 |
11 |
передано в федеральную собственность и собственность Ярославской области |
21 |
125 |
2 |
Заметно резкое уменьшение
В рамках осуществления различных видов учетной и регистрационной деятельности Комитета ведутся следующие реестры:
- реестр
открытых акционерных обществ, имеющих
долю города Ярославля в
- реестр имущества, находящемся в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;
- реестр
общей стоимости движимого
- реестр общей стоимости недвижимого имущества (без земельных участков), находящегося в муниципальной собственности городского округа города Ярославля;
- реестр
общей площади и стоимости
земельных участков, находящемся
в муниципальной собственности
городского округа города
- реестр муниципальных
- реестр муниципальных учреждений.
Анализ состояния муниципального сектора экономики города Ярославля позволяет сделать выводы о незначительной роли муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в доходной части бюджете города, из которых большая часть объектов считается высокозатратной и бездоходной. Вместе с тем подчеркивается особая социальная значимость данного сектора экономики и данных предприятий и организаций для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.
2.3 Анализ системы управления
муниципальной собственностью
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).
Мэрия города Ярославля в 2012 году в своей муниципальной экономической политике по управлению муниципальной собственностью выбрала приоритетным направлением - продажу муниципального имущества.
Главной целью является
Можно отметить, что в дальнейшем
данное направление в
Основными
проблемами муниципального
- значительный износ основных фондов,
требующих финансовых вложений в ремонт
и модернизацию;
- неэффективное использование имеющихся
площадей и специализированного парка
машин и оборудования;
- применение муниципальными предприятиями
общеустановленной системы налогообложения
значительно увеличивающей цену товаров,
работ и услуг при участии в конкурсных
процедурах по размещению муниципального
заказа наравне с предприятиями малого
бизнеса, цена на услуги которых значительно
ниже благодаря упрощенной системе налогообложения;
- содержание бесхозяйных инженерных сетей
и других объектов при отсутствии источника
финансирования;
- наличие муниципальных унитарных предприятий,
осуществляющих виды деятельности, не
относящиеся к компетенции органов городского
самоуправления. [15]
Нами
с целью выявления слабых и
сильных сторон управления
SWOT –анализ.
Сильные стороны.
1. Рост неналоговых доходов в собственных доходах г. Ярославля. За период 2009-2012 гг. значение этого показателя выросло с 10,1% до 30,1%.
2. Сформирован реестр
3. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
- поддержание ставки арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих муниципальное имущество, ниже уровня коммерческой цены аренды, сформировавшейся на рынке недвижимости города Ярославля
- предоставление
преимущественного права
- предоставление субсидий на развитие бизнеса
4. Повышение эффективности
Слабые стороны.
1. Уменьшение объема поступлений в местный бюджет от аренды муниципальной собственности (см. Таблица 2.2).
Управление муниципальной собственностью по договорам аренды в городе Ярославле за 2009 - 2012 гг. (составлена автором)
Доходы |
Годы | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Доходы от аренды муниципального имущества (млн. руб) |
315,5 |
229,7 |
180,9 |
120 |
Как видно, поступления в бюджет
г. Ярославля от сдачи
2. Растущая доля муниципальной
недвижимости, не приносящей доход,
в связи с низким уровнем
сдачи площади в аренду, а так
же арендной платы от
Показатели использования муниципальной собственности за 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. в городе Ярославле (составлена автором).
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Площадь сданная в аренду, тыс. кв. м |
143,81 |
134,7 |
117,45 |
115 |
Доходы от аренды муниципального имущества, млн. руб. |
315,5 |
229,7 |
180,9 |
120 |
Как видно, из года в год происходит снижение площади, сдаваемой в аренду. За период с 2009 по 2012 гг. она уменьшилась почти в 2 раза. При этом приватизация не является главной причиной такого процесса.
Заметно варьируется
3. Рост поступлений от
4. Нестабильность финансового
Финансовые результаты
муниципальных предприятий,
млн. руб. (прибыль, - убыток) (составлена
автором)
Отрасли |
Г о д ы | |||
2009 |
2010 |
2011 |
3 кв. 2012 | |
Жилищное хозяйство |
9,7 |
8 |
5,6 |
5,1 |
Коммунальное хозяйство |
-48,9 |
-69,8 |
-157,6 |
-78,4 |
Строительство |
5,4 |
8,2 |
7,4 |
9,4 |
Транспорт и связь |
57,3 |
110,1 |
-7,4 |
67,1 |
Торговля |
1 |
1,8 |
2 |
1,5 |
Сфера потребительского рынка |
0,7 |
-0,1 |
-0,6 |
0,2 |
Культура |
-0,5 |
-1,7 |
2,7 |
1,6 |
Прочие |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
2 |
Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью