Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:52, курсовая работа
Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27, с. 5-7]
Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества
Введение……………………………………………………………...................... 4
Глава 1. Теоретические подходы к управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации........................................................... 8
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности Российской Федерации. 8
1.2 Система управления муниципальной собственностью……………….......... 16
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации…………......................................................................... 33
Глава 2. Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля.................................................................................................................. 37
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля..................................................................................................... 37
2.2 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля................................................................... 40
2.3 Анализ системы управления муниципальной собственностью города Ярославля и выявление проблем............................................................................ 51
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г. Ярославля.................................................................................. 58
3.1 Пути рационализации системы управления муниципальной собственностью города Ярославля...................................................................................................... 58
3.2 Первоочередные меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью города Ярославля............................................. 64
Заключение............................................................................................................... 67
Список литературы..................................................................................................
Исследование единого
Существуют четыре основных
- прямое управление;
- муниципально-подрядная система;
- муниципально-арендная система;
- муниципальная концессия.
Прямое управление.
При прямом управлении
Гражданским
кодексом предусмотрено
Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. А также правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия и запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.
Органы местного
При наступлении
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. [3]
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, но если собственником, предоставлено право учреждению осуществлять деятельность приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Преимуществами
создания муниципального
Так же, в рамках этого метода управления муниципальные образования могут выступать учредителем хозяйственных обществ.
Правовые основы участия
- возможность
привлечения стороннего
- ограничение
ответственности
- наличие органов управления, в которых участвует учредитель (муниципальное образование);
- возможность
нормативного регулирования
- возможность стимулирования работы управленческого персонала к повышению эффективности деятельности предприятия.
Уточним, что основными критериями
выбора той или иной формы
использования имущества
Муниципально-подрядная
При муниципально-подрядной
В Российской Федерации этот
метод регулируется
Муниципально-арендная система.
Данная система применяется не
с целью избавления органов
местного самоуправления от
Муниципальное имущество на
местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования.
Преимуществами передачи в аренду являются появление стабильного источника доходов и возможность использования объектов недвижимости в будущем для развития муниципального образования. Недостатками аренды считаются потеря возможных доходов в виде земельного налога, при фиксированной ставке возможны потери от инфляции.
Обладая большим, чем у любого
другого собственника на
- сдерживать рост и разброс цен,
- задавать уровень корректности и стабильности договоров,
- снижать уровень
произвола в отношении
При заключении договоров
Органы местного
- регламентировать
свою деятельность нормативно-
- действовать
в интересах всех членов
- обеспечивать
гласность и прозрачность
Отсюда вытекает необходимость разработки местного нормативно-правового акта о порядке передачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, утверждения его местным представительным органом власти и доведения его до сведения всех заинтересованных лиц через средства массовой информации. [23, с. 25-27]
Конечно, для арендаторов умеренные
цены, стабильность и
Муниципальная концессия.
Представляет собой уступку
По вопросу применения
В первом случае, эксперты отмечают,
что при концессиях около 50% прибыли,
полученной в результате
Местные власти оказываются
В этом случае, практика показывает, что при концессии частная монополия не стремится вкладывать средства в развитие и техническое совершенствование производства и при окончании договора муниципальному образованию возвращается изношенное оборудование и недвижимость.
Сторонниками такой системы
Следующий опыт применения
- ограничение
финансового участия
- создание конкурентной среды в отрасли;
- приток дополнительных
денежных средств на
- создание дополнительного числа рабочих мест, за счет строительства или реконструкции объектов коммунального назначения;
- расширение
числа возможных инвесторов, так
как в управлении могут
- пополнение
собственности муниципального
Реализация концессионного
- отсутствие практики договорных отношений как между собственником и концессионером и потребителем коммунальных услуг, поэтому об эффективности этого способа можно судить по расчетным параметрам;
- необходимость
закрепления ответственности
- потеря влияния
в сфере коммунального
- отсутствие стимулов для инвесторов и местных властей к заключению подобного типа договоров. [26, с.87]
Таким образом, каждое муниципальное
образование должно
Какую бы форму управления органы местного самоуправления ни выбрали, они должны, стремится максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует. Например, необходимость в муниципальных унитарных предприятиях можно обосновать исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут эффективно реализовываться предприятиями других форм собственности. [23, с. 105]
Таким образом, становление муниципальной собственности и развитие системы муниципального управления представлены в мировом опыте как параллельные и зависимые друг от друга процессы, степенью развития каждого из них определяется уровень развития муниципального образования в целом. Генезис и совершенствование муниципальных управленческих систем в целом, является бесконечным процессом, и на разных этапах своего становления и развития требует изучения опыта различных муниципальных систем, исследования методов и приемов муниципального управления, а также разработки и создания моделей и механизмов управления муниципальным образованием и его собственностью.
Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью