Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:52, курсовая работа
Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27, с. 5-7]
Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества
Введение……………………………………………………………...................... 4
Глава 1. Теоретические подходы к управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации........................................................... 8
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности Российской Федерации. 8
1.2 Система управления муниципальной собственностью……………….......... 16
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации…………......................................................................... 33
Глава 2. Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля.................................................................................................................. 37
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля..................................................................................................... 37
2.2 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля................................................................... 40
2.3 Анализ системы управления муниципальной собственностью города Ярославля и выявление проблем............................................................................ 51
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г. Ярославля.................................................................................. 58
3.1 Пути рационализации системы управления муниципальной собственностью города Ярославля...................................................................................................... 58
3.2 Первоочередные меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью города Ярославля............................................. 64
Заключение............................................................................................................... 67
Список литературы..................................................................................................
Муниципальная собственность
Кроме того, в рамках воспроизводственной функции муниципальная собственность способствует либерализации и координации экономической жизни, развитию конкуренции и рыночных отношений, оптимизирует поведение участников рынка.
Муниципальная собственность
К социальным функциям
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат следующие права собственности: права владения, пользования и распоряжения своим имуществом [3, с. 132]. Причем собственник может передать право владения, пользования и распоряжения доверенным лицам. Поскольку местные органы самоуправления обычно являются выборными, то можно считать, что жители населенных пунктов путем свободного волеизъявления назначают их доверенными лицами в деле управления муниципальной собственностью. Под муниципальной собственностью подразумевается имущество принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Поскольку муниципальное образование само по себе не может осуществлять права собственности, «от его имени права собственника осуществляют местные органы самоуправления, то есть муниципалитеты» (ст. 125 ГК РФ) [3, с. 193].
В состав муниципальной
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:
- средства местного бюджета,
- муниципальные внебюджетные фонды,
- имущество органов местного самоуправления,
- муниципальные земли и другие природные ресурсы,
- муниципальные предприятия и организации,
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
- муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
- муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
- другое движимое и недвижимое имущество. [2]
В соответствие с данным ФЗ в муниципальной собственности не может находиться имущество, не предназначенное:
- для решения вопросов местного значения;
- для осуществления
отдельных государственных
- для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. [2]
Состав
муниципальной собственности
Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ. В соответствии с данным Кодексом в муниципальной собственности находятся земельные участки:
1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
2. право муниципальной
собственности на которые
3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
4. которые безвозмездно
переданы в муниципальную
Также в собственность
Правовой режим других
Федеральным законом
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;
4) контроль
за использованием и охраной недр при
добыче общераспространенных полезных
ископаемых, а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых.[5]
В Федеральном
законе Российской Федерации «Об охране
окружающей природной среды» от 10.01.2002
года № 7-ФЗ прописывается, что управление
в области охраны окружающей среды осуществляется
органами местного самоуправления в соответствии
с настоящим законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
[6]
В Лесном кодексе Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
На основании и во исполнение настоящего
Кодекса, других федеральных законов,
законов субъектов Российской Федерации,
указов Президента Российской Федерации,
постановлений Правительства Российской
Федерации органы местного самоуправления
в пределах своих полномочий могут издавать
муниципальные правовые акты, регулирующие
лесные отношения. [7]
Водный кодекс
Российской Федерации от 03.06.2006 года №
74-ФЗ прописывает, что пруд, обводненный
карьер, расположенные в границах земельного
участка, принадлежащего на праве собственности
субъекту Российской Федерации, муниципальному
образованию, физическому лицу, юридическому
лицу, находятся соответственно в собственности
субъекта Российской Федерации, муниципального
образования, физического лица, юридического
лица, если иное не установлено федеральными
законами.
При этом право собственности прекращается
одновременно с прекращением права собственности
на соответствующий земельный участок,
в границах которого расположены такие
водные объекты. [8]
Градостроительный
кодекс Российской Федерации от 29.12.2004
года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов
в области градостроительной деятельности
относятся:
1) подготовка
и утверждение документов
2) утверждение
местных нормативов
3) утверждение
правил землепользования и
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача
разрешений на строительство, разрешений
на ввод объектов в
6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.[9]
В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.
Более детально состав
Таким образом можно сказать, что муниципальная собственность представляет собой особую форму собственности со специфической структурой субъектов и объектов, присущими только ей характеристиками и противоречиями, а состав муниципальной собственности прописан в Конституции РФ, федеральных законах РФ, кодексах РФ. Также рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие управление муниципальной собственностью.
1.2 Система управления
Управление муниципальной
собственностью представляет
Теперь дадим более конкретное
понятие трем основным
Муниципальная собственность
Функция владения (обладания собственностью)
закреплена за населением и
реализуется, через организацию
форм участия населения в
Функция распоряжения
Функция пользования
Формирование и управление собственностью как муниципальным объектом на местном уровне дает представление о становлении и развитии необходимых составных элементов действующей в настоящий момент экономической категории «муниципальной собственности». Невозможно говорить о содержании и значимости норм самостоятельного функционирования муниципалитетов без глубинного исследования мирового опыта.
Основные подходы к управлению муниципальной собственности являются предметом пристального анализа отечественных и зарубежных исследователей. Несмотря на многие отличия в подходах к организации муниципального управления вообще, и управления муниципальной собственностью в частности, между Российской Федерацией и другими странами, многие общие принципы решения возникших проблем, накопленные зарубежными исследователями вполне возможно применить и у нас.
Исследование мирового опыта муниципального управления показывает, что многообразие муниципальных систем обусловлено особенностями исторического, регионального и политического характера различных стран. Изучение этих особенностей является важным при анализе различных моделей управления собственностью на уровне местных образований с целью выбора наиболее приемлемых вариантов для создания разнообразных муниципальных систем в России.
Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью