Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:52, курсовая работа
Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27, с. 5-7]
Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества
Введение……………………………………………………………...................... 4
Глава 1. Теоретические подходы к управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации........................................................... 8
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности Российской Федерации. 8
1.2 Система управления муниципальной собственностью……………….......... 16
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации…………......................................................................... 33
Глава 2. Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля.................................................................................................................. 37
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля..................................................................................................... 37
2.2 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля................................................................... 40
2.3 Анализ системы управления муниципальной собственностью города Ярославля и выявление проблем............................................................................ 51
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г. Ярославля.................................................................................. 58
3.1 Пути рационализации системы управления муниципальной собственностью города Ярославля...................................................................................................... 58
3.2 Первоочередные меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью города Ярославля............................................. 64
Заключение............................................................................................................... 67
Список литературы..................................................................................................
Также нами были описаны
1.3 Нормативно-правовая база
Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая вопросы муниципальной собственности, может быть разделена на три самостоятельных блока:
- формирование муниципальной собственности;
- управление муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом и земельными ресурсами;
- приватизация муниципальной собственности.
Вопросы муниципальной
Конституция, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности - государственной и частной (ст.8). В правах органов местного самоуправления - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельное управление ею (ст. 132). [1]
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1); Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ развивает положения Конституции, указывая, что права собственника муниципального имущества (владение, пользование, распоряжение) принадлежит городским, поселковым, сельским и иным муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением. [3] Базовым законодательным актом федерального уровня является федеральный закон от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. Данный закон вступил в силу в своей основной части в 2009 г.
Находящееся в муниципальной
собственности имущество
Концептуальной особенностью ФЗ №131 является установление исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.
Законом, определяющим порядок
Кроме того, ст.50 ФЗ №131 определяет, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. [2] Специального закона на этот счёт не принято, однако касательно передаваемого имущества часть правоотношений урегулировано п. 11 ст.154 федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Так, ФЗ № 122 устанавливает, что основанием
возникновения права
До 1991 года в России преимущественно существовало только два вида собственности: государственная и личная собственность граждан. Последняя, составляла ничтожную долю от первой. Первые упоминания о муниципальной собственности появились в федеральном законодательстве в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты. Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Разграничение государственной
собственности на федеральный, субъектов
федерации и муниципальный
Таким образом нами были рассмотрены основные этапы становления муниципальной собственности, которые совпадают с этапами реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации. [29, с. 41]
На основании вышеизложенного можно сказать, что муниципальная собственность представляет собой особую форму собственности со специфической структурой субъектов и объектов, присущими только ей характеристиками и противоречиями. Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью.
История формирования
муниципальной собственностью
Глава 2. Анализ управления муниципальным имуществом в г. Ярославле
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением, также управления муниципальной собственностью.
Мэрия города Ярославля – это наименование администрации города. Руководство деятельностью мэрии осуществляет мэр Ярославля; мэр города образует структурные подразделения мэрии. Порядок образования мэрии, вопросы организации и деятельности определяются Положением о мэрии, утверждаемым муниципалитетом. В соответствии с Положением о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Ярославль», на основании решений Ярославского городского Совета депутатов, постановлений мэра города Ярославля, принятых в пределах их компетенции, мэрия:
- совершает сделки, связанные с
распоряжением муниципальным
- самостоятельно определяет условия договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, если решения Ярославского городского Совета депутатов и мэра г. Ярославля о заключении указанных договоров не содержат конкретных указаний на определенные условия;
- совершает действия, связанные с учреждением, реорганизацией и ликвидацией муниципальных предприятий и учреждений, закреплением за ними муниципального имущества;
- самостоятельно
определяет положения устава
муниципального предприятия
Большую
роль в осуществлении
Ключевым структурным
- организует
учет имущества, принадлежащего
муниципальному образованию «
- организует
управление и подготовку
- обеспечивает реализацию городской программы приватизации, осуществление всех действий, связанных с приватизацией объектов муниципальной собственности, представление интересов муниципального образования «Город Ярославль» как участника (акционера, учредителя) юридических лиц;
- организует
подготовку и оформление
- проводит торги по всем
Ознакомиться
с расположение Комитета по
управлению муниципальным
Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля также в своей деятельности касается вопросов управления муниципальной собственностью, а именно в области развития муниципального сектора экономики. Разрабатывает перспективные и текущие (годовые) планы развития муниципального сектора экономики, что включает:
- перечень
и сводный план финансово-
- сводный план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями и распорядителями бюджетных ресурсов;
- стандарты
по штатной численности, размеры
заработной платы сотрудников
муниципальных унитарных
Осуществляет также контроль за исполнением планов развития муниципального сектора экономики, координирует деятельность муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в области эффективного использования бюджетных средств, муниципального имущества, земли.
Департамент финансов мэрии города Ярославля анализирует состояние муниципальной экономики и финансов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования, по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующей увеличению поступлений в городской бюджет. Разрабатывает с участием налоговых и других заинтересованных органов предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, исходя из необходимости обеспечения устойчивости местных финансов, оптимальных финансовых условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями и организациями, социально справедливого перераспределения доходов.
2.2 Анализ деятельности Комитета
по управлению муниципальным
имуществом мэрии города
Согласно
Уставу города Ярославля
В состав собственности города входит:
1) имущество, определенное федеральным
законом и предназначенное для
решения вопросов местного
Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью