Совершенствование системы управления муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27, с. 5-7]
Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества

Оглавление

Введение……………………………………………………………...................... 4
Глава 1. Теоретические подходы к управлению муниципальной собственностью в Российской Федерации........................................................... 8
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности Российской Федерации. 8
1.2 Система управления муниципальной собственностью……………….......... 16
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации…………......................................................................... 33
Глава 2. Анализ системы управления муниципальным имуществом города Ярославля.................................................................................................................. 37
2.1 Общие принципы управления муниципальной собственностью
города Ярославля..................................................................................................... 37
2.2 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля................................................................... 40
2.3 Анализ системы управления муниципальной собственностью города Ярославля и выявление проблем............................................................................ 51
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью г. Ярославля.................................................................................. 58
3.1 Пути рационализации системы управления муниципальной собственностью города Ярославля...................................................................................................... 58
3.2 Первоочередные меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью города Ярославля............................................. 64
Заключение............................................................................................................... 67
Список литературы..................................................................................................

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

        Также нами были описаны основные  способы управления муниципальным  имуществом на основе перераспределения  прав собственности и привлечения  частного сектора: муниципальный  заказ, аренда и концессия. Наиболее перспективным способом управления муниципальной собственностью с целью предоставления населению необходимых благ является сдача в аренду муниципальной собственности.

 

1.3 Нормативно-правовая база управления  муниципальной собственностью в  Российской Федерации

 

       Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая вопросы муниципальной собственности, может быть разделена на три самостоятельных блока:

- формирование  муниципальной собственности;

- управление  муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом и земельными ресурсами;

- приватизация  муниципальной собственности.

        Вопросы муниципальной собственности  в первую очередь регулируются  на уровне Конституции Российской  Федерации.

       Конституция, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности - государственной и частной (ст.8). В правах органов местного самоуправления - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции), а также самостоятельное управление ею (ст. 132). [1]

         Гражданский кодекс Российской  Федерации (ч. 1); Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ развивает положения Конституции, указывая, что права собственника муниципального имущества (владение, пользование, распоряжение) принадлежит городским, поселковым, сельским и иным муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением. [3] Базовым законодательным актом федерального уровня является федеральный закон от  06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. Данный закон вступил в силу в своей основной части в 2009 г.

         Находящееся в муниципальной  собственности имущество является одним из трёх составных элементов экономической основы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами муниципальных образований - ст.49 ФЗ № 131. [2]

   Концептуальной  особенностью ФЗ №131 является  установление исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.

         Законом, определяющим порядок отчуждения, является федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предельный срок отчуждения был установлен самим ФЗ №131 в п.8 ч.4 ст.85 - это 1 января 2009 г. (1 января 2011 г., согласно принятому Госдумой закону). При этом законодательно не установлены правовые последствия нахождения «несоответствующего» имущества в муниципальной собственности после 1 января 2009 г.

        Кроме того, ст.50 ФЗ №131 определяет, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. [2] Специального закона на этот счёт не принято, однако касательно передаваемого имущества часть правоотношений урегулировано п. 11 ст.154 федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

          Так, ФЗ № 122 устанавливает, что основанием  возникновения права муниципального  образования на передаваемое Российской Федерацией и субъектом РФ имущество является соответственно решение Правительства РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Те же решения (только в этом случае не о передаче, а о приёме имущества) являются основанием и для прекращения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерации и субъекту федерации муниципальное имущество.

          До 1991 года в России преимущественно  существовало только два вида  собственности: государственная и  личная собственность граждан. Последняя, составляла ничтожную долю от первой. Первые упоминания о муниципальной собственности появились в федеральном законодательстве в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты. Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

       Разграничение государственной  собственности на федеральный, субъектов  федерации и муниципальный уровни  осуществлялось в соответствии  с Постановлением ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1. В отношении всех трех  уровней собственности в 1992 году был запущен механизм массовой приватизации, который в основном был завершен к 01.07.1994 г., но в 2007 году этот срок был продлен еще до начала 2012 года, затем до 01.03.2013 года и возможно в дальнейшем будет продлен до марта 2018 года.

     Таким образом нами были рассмотрены основные этапы становления муниципальной собственности, которые совпадают с этапами реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации. [29, с. 41]

       На основании вышеизложенного можно сказать, что муниципальная собственность представляет собой особую форму собственности со специфической структурой субъектов и объектов, присущими только ей характеристиками и противоречиями. Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью.

   История формирования  муниципальной собственностью также  представляет очень значимое место при изучении ее управления. На основании «зарубежного» опыта были сформированы также основные модели муниципального хозяйства, характеризующие ту или иную роль местного самоуправления в решении определенных вопросов. Также отметили особый «российский» путь формирования муниципальной собственности, его специфические особенности.

Глава 2. Анализ управления муниципальным имуществом в г. Ярославле

 

2.1 Общие принципы управления  муниципальной собственностью

города Ярославля

 

Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением, также управления муниципальной собственностью.

Мэрия города Ярославля – это наименование администрации города. Руководство деятельностью мэрии осуществляет мэр Ярославля; мэр города образует структурные подразделения мэрии. Порядок образования мэрии, вопросы организации и деятельности определяются Положением о мэрии, утверждаемым муниципалитетом. В соответствии с Положением о  порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Ярославль», на основании решений Ярославского городского Совета депутатов, постановлений мэра города Ярославля, принятых в пределах их компетенции, мэрия:

      - совершает сделки, связанные с  распоряжением муниципальным имуществом;

   - самостоятельно  определяет условия договоров, связанных  с распоряжением муниципальным  имуществом, если решения Ярославского  городского Совета депутатов и мэра г. Ярославля о заключении указанных договоров не содержат конкретных указаний на определенные условия;

    - совершает  действия, связанные с учреждением, реорганизацией и ликвидацией  муниципальных предприятий и  учреждений, закреплением за ними муниципального имущества;

     - самостоятельно  определяет положения устава  муниципального предприятия или  учреждения, за исключением прямо  указанных в соответствующем  решении мэра.

        Большую  роль в осуществлении деятельности  мэрии города по управлению муниципальной собственностью играют её структурные подразделения, которые в совокупности составляют систему органов муниципального управления. Руководители структурных подразделений мэрии действуют на основе единоначалия. Они издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения служащими этих подразделений и подведомственными службами города Ярославля.

             Ключевым структурным подразделением  мэрии является комитет по  управлению муниципальным имуществом  мэрии города Ярославля. Его функции заключаются в следующем:

       - организует  учет имущества, принадлежащего  муниципальному образованию «Город  Ярославль»;

   - организует  управление и подготовку вопросов  распоряжения муниципальным имуществом (закрепление имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, сдача в аренду, передача в безвозмездное пользование, залог, наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление приобретения, отчуждения, мены и т.д.);

  - обеспечивает  реализацию городской программы приватизации, осуществление всех действий, связанных с приватизацией объектов муниципальной собственности, представление интересов муниципального образования «Город Ярославль» как участника (акционера, учредителя) юридических лиц;

   - организует  подготовку и оформление документов  на приемку в муниципальную  собственность объектов федеральной  и областной собственности, имущества, принадлежащего на праве собственности  гражданам и юридическим лицам;

      - проводит торги по всем продажам муниципального имущества, в том числе земельных участков и торгов на право заключения договоров аренды имущества.

     Ознакомиться  с расположение Комитета по  управлению муниципальным имуществом  мэрии города Ярославля в структуре  мэрии города Ярославля можно в Приложении № 9.

              Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля также в своей деятельности касается вопросов управления муниципальной собственностью, а именно в области развития муниципального сектора экономики. Разрабатывает перспективные и текущие (годовые) планы развития муниципального сектора экономики, что включает:

      - перечень  и сводный план финансово-хозяйственной  деятельности муниципальных унитарных  предприятий;

      - сводный  план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями и распорядителями бюджетных ресурсов;

     - стандарты  по штатной численности, размеры  заработной платы сотрудников  муниципальных унитарных предприятий.

         Осуществляет также контроль  за исполнением планов развития муниципального сектора экономики, координирует деятельность муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в области эффективного использования бюджетных средств, муниципального имущества, земли.

              Департамент финансов мэрии города Ярославля анализирует состояние муниципальной экономики и финансов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования, по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующей увеличению поступлений в городской бюджет. Разрабатывает с участием налоговых и других заинтересованных органов предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, исходя из необходимости обеспечения устойчивости местных финансов, оптимальных финансовых условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями и организациями, социально справедливого перераспределения доходов.

 

2.2 Анализ деятельности Комитета  по управлению муниципальным  имуществом мэрии города Ярославля

   

        Согласно  Уставу города Ярославля экономическую  основу городского самоуправления  составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства  бюджета города, а также имущественные  права города.

        В  состав собственности города  входит:

         1) имущество, определенное федеральным  законом и предназначенное для  решения вопросов местного значения;

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью