Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 2005 г
Развитие малого бизнеса в республике на нынешнем этапе формирования новой постсоветской казахстанской экономики носит преимущественно региональный и местный характер. В этой связи общие для всего сектора малого бизнеса проблемы весьма по разному проявляются в регионах, в зависимости от сложившихся в них неодинаковых экономических и организационных условий функционирования субъектов сектора, что очень важно учитывать при организации государственного регулирования экономикой в форме «поддержки малого бизнеса».
Анализ приводит к выводу, что во всех регионах РК малый бизнес преимущественно использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и работает на потребности местного рынка в пределах нескольких административных районов одного региона. Это объясняется тем, что малый бизнес создавался в свободных нишах, которые открылись с ликвидацией государственной монополии на экономическую деятельность и не были сразу же захвачены крупным и средним капиталом, дополняя «большую» экономику и способствуя формированию целостной структуры хозяйства регионов, городов и сельских районов.
Можно сделать выводы, что малый бизнес некапиталоемкая форма рыночной деятельности, которая осуществляется в основном на собственные средства предпринимателя и в редких случаях с привлечением средств партнеров.
Социологические исследования, проведенные в прошедшем и текущем годах по заказу МИиТРК товариществом с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма «Sertum International Sistem» свидетельствует о значительных изменениях в системе предпочтений этого бизнеса. По мнению руководителей малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских хозяйств, выраженному при опросе, главным являются простые и стабильные отношения с местными властями, при этом решение своих финансовых проблем малый бизнес связывает исключительно с возвратными v платными кредитами и микрокредитами, а не безвозмездными вливаниями ее стороны.
Из вышесказанного не следует, что малое предпринимательство не должна в дальнейшем быть предметом государственной поддержки. Напротив, оно как никогда нуждается в максимально разнообразной, ситуативной и выборочно правовой и имущественной поддержке. Центральная власть может осуществит ее в сегодняшних условиях, только передав необходимые полномочия w региональный и местный уровни, разрешив соответствующим органам власти использовать для поддержки сектора МСП весь набор правовых экономических механизмов. Новые возможности открываются для поддержки малого и среднего бизнеса, формирования и развития кластеров. Ожидания самих предпринимателей связаны, прежде всего, с решением четырех проблем - снижением налоговой нагрузки, предоставлением доступа на разумных условиях к кредитам, получением права аренды помещений и земельных участков, особенно в крупных и средних городах, а также дебюрократизацией экономики и устранением всевозможных административных барьеров.
По
мнению ученых, вышеперечисленные особенности
и проблемы казахстанского малого бизнеса
требуют по-новому оценить роль этого
сектора в региональной экономике.
Таблица 1 - Итоговый (интегральный) рейтинг регионов РК по уровню развития малого бизнеса по методике О. Сабдена [79]
Регионы-лидеры | Регионы-лидеры | Регионы-аутсайдеры |
1 место - г. Алматы | 7 место - Актюбинская | 11 место - ВКО |
2 место - г. Астана | 8 - место - Атырауская | 12 место - Жамбылская |
3 место - Акмолинская | 9 - место - Костанайская | 13 место - Павлодарская |
4 место - ЗКО | 10 место Мангистауская | 14 место - Кызылординская |
5 - место - Алматинская | 15 место-ЮКО | |
6 место - СКО | 16 место - Карагандинская |
Одинаковая структура малых предприятий по видам деятельности в 5 областях Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской,
Карагандинской и Павлодарской. Те же четыре вида деятельности, но поменялись местами «Строительство» и «Промышленность» - в Западно-Казахстанской области, в г. Алматы - «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» - второй по доходам вид деятельности и только затем следуют «Строительство» и «Промышленность».
«Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» второй по объемам доходов вид деятельности в Северо-Казахстанской и третий — в Костанайской области.
В 4 наиболее доходных вида деятельности малых предприятий так же входят:
-
«Транспорт и связь» - в Актюбинской
, Кызылординской и
- «Производство и распределение электроэнергии, газа, воды» - в Акмолинской области (4 место).
В
отношении региональной дифференциации
малого бизнеса по численности занятых.
Занятость на малых предприятиях
также растет, на 1 июля 2006 года по сравнению
с 2002 годом она возросла как по
республике в целом, так и по регионам
(см. таблицу 4).
Таблица 4 - Численность занятых на малых предприятиях - юридических лицах за 2002-2005 гг. (на начало периода)
|
Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 01.07. 2005 г.
Наибольшая
численность занятых в малом
предпринимательстве в г. Алматы
- 138,5 тыс. человек (22,2%), на втором месте
г. Астана - 56,0 тыс. человек (9%), в Южно-Казахстанской
области - 53,8 тысяч человек или 8,6% от общей
численности занятых в малом предпринимательстве.
При этом численность занятых в сфере
малого бизнеса в Кызылординской области
составляет всего 15,3 тысяч человек или
2,5%) от общей численности занятых в малом
бизнесе, Западно-Казахстанской области
- 19,9 тысяч человек (3,2%), в Атырауской области
численность составляет 20,6 тысяч человек
(3,3%), Жамбылской области - 20,9 тысяч человек
(3,3%).
Таблица
5 - Численность занятых у
|
Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 01.07. 2005 г.
Численность
занятых у индивидуальных предпринимателей
также растет. Так, на 01.07.2005 г. по сравнению
с 2002 г. по республике в целом она увеличилась
на 41,5% в Мангистауской области - в 2,9 раза,
Атырауской - в 1,4 раза, в Костанайской
- в 2,2 раза, только по г. Алматы произошло
уменьшение численности занятых на 12,8%.
Таблица 6 - Численность занятых в крестьянских хозяйствах за 2002-2006 гг. (на начало периода)
Регион | 2002 год тыс .чел | 2003 год | 2004 год | 2005 год | Июль 2006 года | |||||
ты с.ч ел. | в% к предыдущем
У году |
тыс.ч
ел. |
в% к предыдущему году | тыс.ч ел. | в%к предыдущему году | чис л-ть занятых, тыс. чел. | в%к предыдущем
У году |
в % к итогу | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
РК | 314 | 364 | 115,9 | 376,7 | 103,5 | 409 | 108,6 | 423,6 | 103,6 | 314 |
Акмолинская | 7,2 | 8,2 | 113,9 | 10,5 | 128,0 | 10,5 | 100,0 | 10,5 | 100,0 | 7,2 |
Актюбинская | 7,1 | 8,3 | 116,9 | 9,1 | 109,6 | 9,8 | 107,7 | 10,4 | 106,1 | 7,1 |
Алматинская | 80 | 102,4 | 128,0 | 98,8 | 96,5 | 102,8 | 104,0 | 104,4 | 101,6 | 80 |
Атырауская | 1,3 | 1,3 | 100,0 | 2,3 | 176,9 | 2,4 | 104,3 | 2,8 | 116,7 | 1,3 |
ВКО | 28 | 30, 8 | 110,0 | 35,2 | 114,3 | 37,1 | 105,4 | 37,6 | 101,3 | 28 |
Жамбылская | 17,9 | 29 | 162,0 | 26,8 | 92,4 | 23,8 | 88,8 | 34,2 | 143,7 | 17,9 |
ЗКО | 14,4 | 11,4 | 79,2 | 9,6 | 84,2 | 9,8 | 102,1 | 10,4 | 106,1 | 14,4 |
Карагандинская | 19,4 | 16,3 | 84,0 | 20,1 | 123,3 | 19 | 94,5 | 18,9 | 99,5 | 19,4 |
Костанайская | 9,8 | 10 | 102,0 | 10,3 | 103,0 | 10,2 | 99,0 | 10,3 | 101,0 | 9,8 |
Кызылординская | 5,1 | 3,8 | 74,5 | 3,4 | 89,5 | 2,9 | 85,3 | 3,1 | 106,9 | 5.1 |
Мангистауская | 0,5 | 0,5 | 100,0 | 0,6 | 120,0 | 0,7 | 116,7 | 0,8 | 114,3 | 0,5 |
Павлодарская | 7,1 | 7,9 | 7,9 | 7,9 | 100,0 | 7,5 | 94,9 | 7,1 | ||
СКО | 9,5 | 10,7 | 13,6 | 12,2 | 89,7 | 11,6 | 95,1 | 9,5 | ||
ЮКО | 106, 6 | 12 3,3 | 115,7 | 128,5 | 104,2 | 159,8 | 124,4 | 161 | 100,8 | 10 6,6 |
г. Астана | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
г. Алматы | 0,1 | 0,1 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0,1 | 100,0 | 0.1 | 100,0 | 0,1 |
Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК