Проблемы развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с намеченной целью является изучение теоретико-методологических основ малого бизнеса, анализ системы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и анализ опыта по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании Новосибирской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого бизнеса;
- проанализировать и выявить основные проблемы малого бизнеса;
- представить опыт Новосибирской области в системе поддержки и развития малого бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…6
1.1. Понятие субъекта малого предпринимательства…………………………..6
1.2. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике……………..8
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………..12
2.1.Развитие предпринимательства в современных условиях……………….12
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………..17
3.1.Развитие малого бизнеса в Новосибирской области………………………17
3.2.Государственная поддержка субъектов малого бизнеса………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая проблемы малого бизнеса.docx

— 61.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая: Проблемы развития малого бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИT………………………………………………………………………..3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…6

1.1. Понятие субъекта малого  предпринимательства…………………………..6

1.2. Значение и функции  малого бизнеса в рыночной  экономике……………..8

2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РОССИИ……………..12

2.1.Развитие предпринимательства  в современных  условиях……………….12

3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………..17

3.1.Развитие малого бизнеса  в Новосибирской области………………………17

3.2.Государственная поддержка  субъектов малого бизнеса………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы исследования обусловлена существующими проблемами и недостаточной степенью разработанности методических подходов к деятельности предприятий малого бизнеса. Проблему развития малого предпринимательства в современной России  начали исследовать с момента проведения экономических реформ, и за этот период было опубликовано большое количество  отечественных научных работ.  Но развитие малого бизнеса на региональном уровне, его состояние и причины, мешающие его развитию,  остается на сегодняшний день узким местом науки.

Сложившаяся экономическая  обстановка подрывает стимулы к  предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к  развитию рыночной экономики в целом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Вместе с тем малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди  которых можно выделить общую  экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых  знаний, навыков и опыта. Поддержка  малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической  политики государства. Разработка и  внедрение действенного механизма  поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его  сущности и выявления основных закономерностей  и тенденций на всех этапах его  развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса  в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.

Степень разработанности  и изученности. Основополагающие моменты  теории предпринимательства и малого бизнеса были изложены в работах  известных зарубежных экономистов: Х.Кена, Д.Норта, Й.Шумпетера, П.Самуэльсона и некоторых других исследователей. Однако следует отметить, что многие проблемы малого бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют в условиях развитых рыночных отношений и не являются адекватными в российских условиях.

Некоторые современные тенденции  развития малого предпринимательства  в России отражены, в той или  иной степени, в исследованиях отечественных  ученых, среди которых можно отметить: А.Блинова, В.Ю.Бурова, В.Есипова, В.Р.Лошкарева, С.Лысова, А.П.Медведева, В.С.Потеева, А.П.Суходолова, А.Чепуренко, О.Шестоперова  и др.

 Вместе с тем многие  вопросы, связанные с деятельностью  малого бизнеса, исследованы еще  не в полной мере, являются  дискуссионными, а ряд проблем  не находится даже в стадии  постановки. В связи с вышеизложенным, можно выделить:

– значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и другие) аспектам функционирования малого бизнеса;

– в исследованиях зарубежных и отечественных авторов полностью  отсутствуют элементы системного подхода  к рассмотрению сущности малого бизнеса  в качестве сложной, самостоятельной  и многофункциональной хозяйственной  системы;

 – при разработке  концептуальных основ государственной  политики в отношении малого  предпринимательства необходимо  учитывать диалектический характер  малого бизнеса, его противоречия, позитивные и негативные черты;

– необходимо выявить наиболее действенные и жизнеспособные формы  поддержки малого бизнеса в сложившихся  институциональных условиях;

 – для укрепления  экономической основы существования  и успешного функционирования  российских малых предприятий  важно определить направления  разработки эффективного механизма  реализации отношений собственности в сфере малого бизнеса.

Исходя из актуальности сформирована основная цель курсовой работы: выявить основные проблемы развития малого бизнеса. В соответствии с намеченной целью является изучение теоретико-методологических основ малого бизнеса, анализ системы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и анализ опыта по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании Новосибирской области.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты малого бизнеса;

- проанализировать и  выявить основные проблемы малого  бизнеса;

- представить опыт Новосибирской области в системе поддержки и развития малого бизнеса.

Структура курсовой работы состоит из следующего: введение, трех глав, заключения. В введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи исследования.

В первой главе  представлены теоретические аспекты малого предпринимательства.

Во второй главе анализируются основные проблемы малого бизнеса.

В третьей – представлен анализ поддержки государственных органов в развитии малого бизнеса на примере  Новосибирской области.

В заключении подводятся итоги  проделанной работы.

 

 

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие субъекта малого предпринимательства

 

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях, конституционирующих  сущность этого понятия.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям1:

1) для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать  пять процентов (за исключением  активов акционерных инвестиционных  фондов и закрытых паевых инвестиционных  фондов), доля участия, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами  малого и среднего предпринимательства,  не должна превышать двадцать  пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  .налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.

2. Предусмотренные пунктом  3 части 1 настоящей статьи предельные  значения выручки от реализации  товаров (работ, услуг) и балансовой  стоимости активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации  один раз в пять лет с  учетом данных сплошных статистических  наблюдений за деятельностью  субъектов малого и среднего  предпринимательства.

3. Категория субъекта  малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии  с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части  1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта  малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если  предельные значения выше или  ниже предельных значений, указанных  в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей  статьи, в течение двух календарных  лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации  или вновь зарегистрированные  индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские) хозяйства  в течение того года, в котором  они зарегистрированы, могут быть  отнесены к субъектам малого  и среднего предпринимательства,  если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность  работников микропредприятия, малого  предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется  с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих  по гражданско-правовым договорам  или по совместительству с  учетом реально отработанного  времени, работников представительств, филиалов и других обособленных  подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего  предприятия.

7. Выручка от реализации  товаров (работ, услуг) за календарный  год определяется в порядке,  установленном Налоговым кодексом  Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов) определяется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о бухгалтерском учете.

 

1.2. Значение и  функции малого бизнеса в рыночной экономике

 

В развитых странах мира (таких как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия и др.) число малых  и средних предприятий достигает 80–90 % общего числа предприятий. В данном секторе экономике занято две трети всего трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится целенаправленная и последовательная политика поддержки предпринимательства. Что касается России, то по степени развития малого бизнеса и его вкладу в национальную экономику она существенно отстает от среднемирового уровня. Малое предпринимательство получило широкое распространение во всем мире и активно поддерживается правительствами почти всех стран.

Во-первых, малые предприятия легко адаптируются к изменяющимся условиям. Черпая ресурсы для своего развития на потребительском рынке, они более быстро и гибко реагируют на потребительский спрос, быстрее насыщают рынок разнообразными товарами и услугами.

Во-вторых, они очень быстро и при небольших затратах создают новые рабочие места, обеспечивают занятость населения, снимают социальную напряженность.

В-третьих, малые предприятия имеют более низкий показатель издержек производства и обращения, более высокую собираемость налогов. Они увеличивают налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней.

В-четвертых, малое предпринимательство создает питательную среду для крупной промышленности. Это источник новых управленцев, в том числе и для крупного бизнеса.

В-пятых, малые предприятия более восприимчивы к новациям, быстро осваивают пионерные области. Именно здесь возникают пилотные разработки, которые впоследствии реализуются как крупномасштабные промышленные национальные и транснациональные программы.

Достаточно сказать, что  значительная часть современных  миллионеров и миллиардеров Америки  начинали свою деятельность как частные  предприниматели, путем создания малых  предприятий. Бизнес американца Билла  Гейца, богатейшего человека мира, – яркий пример этого.

Азиатский экономический  рывок и «азиатское экономическое  чудо» также во многом обязаны  малому предпринимательству. Неслучайно почти все страны Юго-Восточной  Азии, за исключением лишь Северной Кореи, осуществляют беспрецедентную  по своим масштабам поддержку  малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и  темпам экономического роста они  втрое превосходят европейские  страны.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса