Проблемы развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с намеченной целью является изучение теоретико-методологических основ малого бизнеса, анализ системы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и анализ опыта по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании Новосибирской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого бизнеса;
- проанализировать и выявить основные проблемы малого бизнеса;
- представить опыт Новосибирской области в системе поддержки и развития малого бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…6
1.1. Понятие субъекта малого предпринимательства…………………………..6
1.2. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике……………..8
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………..12
2.1.Развитие предпринимательства в современных условиях……………….12
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………..17
3.1.Развитие малого бизнеса в Новосибирской области………………………17
3.2.Государственная поддержка субъектов малого бизнеса………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая проблемы малого бизнеса.docx

— 61.80 Кб (Скачать)

Очень важно, что малый  и средний бизнес занимает собственную  нишу в экономике развитых стран. Он не противопоставляется крупной  промышленности (как еще совсем недавно  представляла нам официальная советская  экономическая наука). Существует общепризнанный показатель – количество малых предприятий (МП) на 1 тыс. чел. населения. Если сравнить Россию с промышленно развитыми странами (например, с США, Японией и странами ЕС), то сразу будет видно, что мы отстаем от них как минимум в 2–5 раз. В странах со сложившей рыночно ориентированной экономикой – малое предпринимательство является самой массовой категорией субъектов предпринимательского бизнеса. МП в этих странах формируют конкурентные начала рыночной экономики, обеспечивают основную часть работающего населения рабочими местами, создают для крупного бизнеса необходимую инфраструктуру. Малое предпринимательство в развитых странах, является  основой среднего класса и соответственно своеобразным индикатором стабильности общества этих стран.2

Значение малого бизнеса  в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В общем, стоит еще раз  отметить, что в развитых странах  именно малому бизнесу уделяются  внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

 Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что  именно больше всего не повезло  в ходе развернувшихся в России  экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах Россиии предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.3

Вывод по 1 главе.

1.Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

2.Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.

3.Для   формирования   предпринимательства   необходимо создать  определенные   экономические,   социальные   и правовые условия. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

 

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.1.Развитие предпринимательства в современных  условиях

 

Становление предпринимательства  в России, в т.ч. малого бизнеса  необходимо рассматривать поэтапно:

 Первый этап 1991 – 1998 гг. (зарождение и развитие).

Второй этап 1998 – 2007гг. (стабилизация и экономический рост).

Третий этап с 2008 г. (начало экономического кризиса, что повлекло перерождение малого предпринимательства). Данный этап также связан с началом инновационного развития российской экономики.

Развитие предпринимательства  на третьем этапе связано, в первую очередь, с мировым экономическим  кризисом 2008 г., повлекшего за собой  кризис реального сектора экономики, что непосредственно повлияло и  на деятельность субъектов МП. С  точки зрения воздействия на МП кризисных  явлений в экономике, к общим  негативным факторам, оказывающим влияние  на их деятельность, можно отнести: снижение ликвидности; несвоевременные  платежи, или их прекращение; низкая инвестиционная активность; снижение покупательской способности населения  и предприятий. Можно согласиться с исследованиями, проведенными Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, о проявлении специфических факторов, влияющих на деятельность МП, и проявившихся в условиях кризиса.4

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для  инвестирования.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость  малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения  и предприятий, действующих в  России.

 В-третьих, для малого  бизнеса (особенно в сфере розничной  и мелкооптовой торговле, производства  строительных материалов) стало  нецелесообразным использование  при работе с крупными производителями  и поставщиками схемы «предоплата  за продукцию – отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности  и затруднения доступа к финансовым  ресурсам у предприятий стало  меньше возможностей  по привлечению   заемных средств для закупки  необходимых товаров.

В-четвертых, кризисные явления  увеличили риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий. Сокращение активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные  и иные бизнес-услуги. Организации  инфраструктуры вынуждены частично сократить свою деятельность.

В-пятых, кризисные явления  спровоцировали увеличение теневой  деятельности представителей МП. В  условиях отсутствия средств и платежеспособного  спроса субъекты малого предпринимательства  сокращают масштабы своей деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают  дополнительные усилия по экономии издержек, в том числе укрывают собственные  доходы. При этом в условиях существующего  налогового администрирования возник и другой риск: на малый бизнес может  оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего  уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

Основными чертами третьего этапа развития предпринимательства, характеризующие изменившую ситуацию в предпринимательской среде, являются:

- снижение инвестиционной активности;

- увеличивающая безработица, что ведет к снижению покупательской активности населения;

- общий кризис российской банковской системы, что выразилось в отдельных банкротствах и резким сокращением объемов выдаваемых кредитов в т.ч. потребительских, автокредитов и ипотечных;

- снижение покупательской способности населения;

- стагнация российского ипотечного рынка, что автоматически ведет к снижению темпов деятельности в строительстве и всех иных отраслях, интегрированных в данный сектор бизнеса;

- кризис автомобильной отрасли;

- резкое падение цены на нефть.

В связи с экономическим кризисом, в деятельности субъектов малого предпринимательства проявились следующие тенденции:

- консервация проектов, которые были направлены на развитие и расширение бизнеса (приостанавливается покупка нового оборудования, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

- сокращение инвестиционных и налоговых расходов;

- изменение схем работы с партнерами по бизнесу – отказ от предоплаты на покупаемый товар и предъявление более серьезных требований к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию;

- увеличение объема привлеченных заемных средств с нелегальных кредитных рынков, что связано с резким уменьшением кредитных услуг легального рынка кредитования;

- увеличение доли теневой составляющей субъектов МП с целью уменьшения издержек легальной деятельности;

- в строительстве – увеличения незавершенного производства;

- возврат к бартерным операциям.5

 

2.2. Основные проблемы  субъектов малого предпринимательства

 

Основные проблемы субъектов  малого предпринимательства носят  финансовый характер:

- отсутствие оборотных средств;

- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

- снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

- риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми из них, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».6

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный  недостаток - это сверх высокие  налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство  пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое  предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие  ему 5-15% прибыли. В результате малые предприятия

становятся на грань банкротства.

Второй  фундаментальный недостаток   реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней

политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует два источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

Четвертый фундаментальный  недостаток - отсутствие систем государственной  и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием  создан государственный орган, призванный содействовать становлению и  развитию малого бизнеса - Комитет поддержки  малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.7

Вывод по 2 главе. В целом для финансовой структуры малых фирм характерны следующие черты:

- недостаток собственных  средств;

- ограниченный доступ  к кредитам в отличие от  крупных фирм;

- нерегулярность финансирования.

 

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1.Развитие малого  бизнеса в Новосибирской области

 

В 2010 году в Новосибирской  области действовало более 120 тысяч  субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей), по количеству малых и средних  предприятий Новосибирская область  среди регионов Сибирского федерального округа занимает 1 место, это 23,5% от общего количества малых и средних предприятий.8

В 1 квартале 2011 года в Новосибирской  области действовало 84 032 малых предприятий (по сравнению с 84 783  в 2010 году).9

Малых предприятий (без микропредприятий) в 2011 году зарегистрировано 6182 шт., 30,1% из них действует в оптовой  и розничной торговле; в ремонте  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования; 21,9% - операции с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг; 16,7% - в обрабатывающих производствах.

Среднесписочная численность  работников малых предприятий в 1 квартале 2011 года составила 238 403 человек (112 % к аналогичному периоду 2010 года). Доля среднесписочной численности  на малых предприятиях в среднесписочной  численности работников всех предприятий  и организаций области составляет 26 %, по сравнению с 2010 годом доля увеличилась на 3%.

Оборот малых предприятий  в 1 квартале 2011 года составил 34 % от оборота  всех предприятий и организаций  области.

В промышленной отрасли малого бизнеса наблюдается положительная  динамика роста объемов производства. В структуре отраслей она составляет около 46%. По итогам 2010 года объем произведенной  продукции составил 3827,9 млн. рублей с ростом на 20 % к  соответствующему периоду 2009 года, индекс физического  объема – 114,7%. Как и крупные промышленные предприятия, субъекты малого бизнеса  осуществляют свою деятельность в пищевой  отрасли, доля которой составляет более 70%. Наиболее развиты такие производства пищевых продуктов как: производство кондитерских и колбасных изделий, растительного масла, яйца и  мяса кур.10

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса