Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа
В соответствии с намеченной целью является изучение теоретико-методологических основ малого бизнеса, анализ системы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и анализ опыта по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании Новосибирской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого бизнеса;
- проанализировать и выявить основные проблемы малого бизнеса;
- представить опыт Новосибирской области в системе поддержки и развития малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…6
1.1. Понятие субъекта малого предпринимательства…………………………..6
1.2. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике……………..8
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………..12
2.1.Развитие предпринимательства в современных условиях……………….12
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………..17
3.1.Развитие малого бизнеса в Новосибирской области………………………17
3.2.Государственная поддержка субъектов малого бизнеса………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
Очень важно, что малый и средний бизнес занимает собственную нишу в экономике развитых стран. Он не противопоставляется крупной промышленности (как еще совсем недавно представляла нам официальная советская экономическая наука). Существует общепризнанный показатель – количество малых предприятий (МП) на 1 тыс. чел. населения. Если сравнить Россию с промышленно развитыми странами (например, с США, Японией и странами ЕС), то сразу будет видно, что мы отстаем от них как минимум в 2–5 раз. В странах со сложившей рыночно ориентированной экономикой – малое предпринимательство является самой массовой категорией субъектов предпринимательского бизнеса. МП в этих странах формируют конкурентные начала рыночной экономики, обеспечивают основную часть работающего населения рабочими местами, создают для крупного бизнеса необходимую инфраструктуру. Малое предпринимательство в развитых странах, является основой среднего класса и соответственно своеобразным индикатором стабильности общества этих стран.2
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Однако, с большим сожалением,
приходится констатировать, что
именно больше всего не
Вывод по 1 главе.
1.Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.
2.Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
3.Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1.Развитие предпринимательства в современных условиях
Становление предпринимательства в России, в т.ч. малого бизнеса необходимо рассматривать поэтапно:
Первый этап 1991 – 1998 гг. (зарождение и развитие).
Второй этап 1998 – 2007гг. (стабилизация и экономический рост).
Третий этап с 2008 г. (начало экономического кризиса, что повлекло перерождение малого предпринимательства). Данный этап также связан с началом инновационного развития российской экономики.
Развитие предпринимательства на третьем этапе связано, в первую очередь, с мировым экономическим кризисом 2008 г., повлекшего за собой кризис реального сектора экономики, что непосредственно повлияло и на деятельность субъектов МП. С точки зрения воздействия на МП кризисных явлений в экономике, к общим негативным факторам, оказывающим влияние на их деятельность, можно отнести: снижение ликвидности; несвоевременные платежи, или их прекращение; низкая инвестиционная активность; снижение покупательской способности населения и предприятий. Можно согласиться с исследованиями, проведенными Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, о проявлении специфических факторов, влияющих на деятельность МП, и проявившихся в условиях кризиса.4
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России.
В-третьих, для малого
бизнеса (особенно в сфере
В-четвертых, кризисные явления увеличили риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Сокращение активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги. Организации инфраструктуры вынуждены частично сократить свою деятельность.
В-пятых, кризисные явления
спровоцировали увеличение теневой
деятельности представителей МП. В
условиях отсутствия средств и платежеспособного
спроса субъекты малого предпринимательства
сокращают масштабы своей деятельности.
Чтобы высвободить
Основными чертами третьего этапа развития предпринимательства, характеризующие изменившую ситуацию в предпринимательской среде, являются:
- снижение инвестиционной активности;
- увеличивающая безработица, что ведет к снижению покупательской активности населения;
- общий кризис российской банковской системы, что выразилось в отдельных банкротствах и резким сокращением объемов выдаваемых кредитов в т.ч. потребительских, автокредитов и ипотечных;
- снижение покупательской способности населения;
- стагнация российского ипотечного рынка, что автоматически ведет к снижению темпов деятельности в строительстве и всех иных отраслях, интегрированных в данный сектор бизнеса;
- кризис автомобильной отрасли;
- резкое падение цены на нефть.
В связи с экономическим кризисом, в деятельности субъектов малого предпринимательства проявились следующие тенденции:
- консервация проектов, которые были направлены на развитие и расширение бизнеса (приостанавливается покупка нового оборудования, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
- сокращение инвестиционных и налоговых расходов;
- изменение схем работы с партнерами по бизнесу – отказ от предоплаты на покупаемый товар и предъявление более серьезных требований к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию;
- увеличение объема привлеченных заемных средств с нелегальных кредитных рынков, что связано с резким уменьшением кредитных услуг легального рынка кредитования;
- увеличение доли теневой составляющей субъектов МП с целью уменьшения издержек легальной деятельности;
- в строительстве – увеличения незавершенного производства;
- возврат к бартерным операциям.5
2.2. Основные проблемы
субъектов малого
Основные проблемы субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
- снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
- риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми из них, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».6
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный
недостаток - это сверх высокие
налоговые ставки с предпринимателей
и населения, которыми правительство
пытается обеспечить финансовую сбалансированность
и бездифицитность бюджета. Малое
предпринимательство душат
становятся на грань банкротства.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней
политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует два источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.
Четвертый фундаментальный
недостаток - отсутствие систем государственной
и общественной поддержки малого
бизнеса. С большим запозданием
создан государственный орган, призванный
содействовать становлению и
развитию малого бизнеса - Комитет поддержки
малых предприятий и
Вывод по 2 главе. В целом для финансовой структуры малых фирм характерны следующие черты:
- недостаток собственных средств;
- ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм;
- нерегулярность финансирования.
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1.Развитие малого
бизнеса в Новосибирской
В 2010 году в Новосибирской
области действовало более 120 тысяч
субъектов малого и среднего предпринимательства
(с учетом индивидуальных предпринимателей),
по количеству малых и средних
предприятий Новосибирская
В 1 квартале 2011 года в Новосибирской области действовало 84 032 малых предприятий (по сравнению с 84 783 в 2010 году).9
Малых предприятий (без микропредприятий) в 2011 году зарегистрировано 6182 шт., 30,1% из них действует в оптовой и розничной торговле; в ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 21,9% - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 16,7% - в обрабатывающих производствах.
Среднесписочная численность
работников малых предприятий в
1 квартале 2011 года составила 238 403 человек
(112 % к аналогичному периоду 2010 года).
Доля среднесписочной численности
на малых предприятиях в среднесписочной
численности работников всех предприятий
и организаций области
Оборот малых предприятий в 1 квартале 2011 года составил 34 % от оборота всех предприятий и организаций области.
В промышленной отрасли малого
бизнеса наблюдается