Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Малый бизнес и его перспективы в Республике Казахстан.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Кредитно-инвестиционная политика. Проблема доступа субъектов  малого бизнеса к финансово-кредитным  ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем препятствующих развитию сектора малого бизнеса.

     Это обусловлено высокими процентными  ставками, коротким сроком, на который  выдается кредит, а также отсутствие у субъектов малого бизнеса ликвидного, с точки зрения банков, залогового обеспечения при этом особые трудности в получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, так как банки не желают вкладывать средства в предприятия, которые не приносят стабильного дохода, а также их деятельность на первых этапах связана с риском банкротства. Также практически не используются такие формы финансовой поддержки бизнеса как факторинг, лизинг, франчайзинг и т.д.

     Следовательно, в целях развития бизнеса и  создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий, привлечение свободных средств иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей для финансирования ими приоритетных для города инвестиционных проектов, взаимодействие с международными финансовыми организациями по привлечению инвестиций для поддержки малого бизнеса.

     Одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса, на наш взгляд, может являться создание "Фонда поддержки инноваций и бизнеса", деятельного которого бы способствовала: эффективному распределению кредитных ресурсов; облегчению доступа к ним большего числа предпринимателей; открытию новых производств;

     Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого бизнеса следует  развивать альтернативные виды финансовой поддержки предприятий (лизинговые кредиты и другие механизмы), а  также систему создания залоговых  фондов и фондов взаимного кредитования.

     Также требуется внесение изменений в  действующую систему льготного  кредитования приоритетных для города бизнес-планов из средств городского бюджета в части увеличения сроков кредитования, сумм финансирования.

     Налоговая политика. На сегодняшний день основными мерами по усовершенствованию системы налогообложения в сфере малого бизнеса являются:

     1. пересмотр ставок и механизмов  взимания налогов в соответствии  с международными стандартами;

     2. предоставление льгот по налогообложению  предприятиям малого бизнеса;

     3. легализации собственности и  активов;

     4. легализация заработной платы;

     5. легализация скрытой занятости  и др.

     Решение данных проблем через изменение  законодательной базы путем снижения налогового бремени, выравнивания ставок налогов на имущество с физических и юридических лиц, значительного уменьшения подоходного налога будет способствовать более "открытой" деятельности предпринимателей.

     Наряду  с легализацией денег, важное значение имеет и легализация имущества  предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, соответственно и сборы налогов, поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы в получении кредитов под залог легальных основных средств и возврате своих инвестиций, путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов.

     Таким образом, можно достичь увеличения деловой активности предпринимателей и значительно увеличить внутренние инвестиции.

     Производственно-инновационная  политика. Одной из ключевых задач развития малого бизнеса является внедрение в экономику новых форм организации производства, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса.

     В настоящее время при наличии полной законодательной базы и безусловной поддержки всеми уровнями государственной власти перспективных направлений развития малого бизнеса, при вложении государственных и привлечении зарубежных инвестиций в становление малого бизнеса эффективность развития последнего очень мала. Прежде всего, это связано с низким уровнем производственных мощностей, производственного потенциала предприятий малого бизнеса.

     Анализ  мониторинговых данных свидетельствует  о том, что существующая в настоящее  время экономическая ситуация, а также формы и методы государственной поддержки являются наиболее благоприятными для развития сферы торговли и услуг. Производственные предприятия сталкиваются с множеством проблем, такими как: высокая арендная плата, сбыт готовой продукции, постоянный дефицит финансовых средств, что ограничивает возможность этих предприятий вкладывать прибыль во внедрение новых технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию.

     Специализация в границах сети производителей позволяет  быстро реагировать на изменение требований к производимому продукту и объединять усилия с целью производства различного количества продукта, но которые требует вложений извне.

     Стратегическая  цель развития малого бизнеса заключается  в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: поощрение создания субъектами малого бизнеса инновационных и наукоемких венчурных производств; налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга; развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов. Вместе с тем технический уровень малых предприятий остается в целом невысоким, а создаваемые многими из них нововведения не находят применения и не получают необходимой коммерческой реализации.

     Для обеспечения дальнейшего роста  доли малых фирм в производственно-инновационном  потенциале города до соответствующей  развитой рыночной экономики (свыше  половины от общего числа занятых) необходимо продолжение государственной политики стимулирования по следующим направлениям:

     1. целенаправленное формирование  рынка для продукции малых  предприятий путем размещения  на них государственного заказа;

     2. предоставление малым предприятиям  производственных площадей, льготная  инвестиционная поддержка, содействие в развитии бизнес-инновационных центров, технопарков, центров технологической поддержки и т.д.;

     3. содействие формированию и расширению  сети лизинговых компаний;

     4. проведение целенаправленной политики  по разработке и производству малыми предприятиями новых видов продукции на основе наукоемких технологий.

     Предоставление  малым инновационным предприятиям производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских  работ, предоставление юридических, финансовых, маркетинговых, хозяйственных и иных услуг, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности будет также способствовать качественному их росту.

     Развитию  малого бизнеса может также послужить  интеграция малых предприятий в  производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы будет играть кооперирование связей. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

     Реализация  данных мер позволит создать условия  повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого бизнеса, усиления их роли в развитии производственного потенциала рыночной экономики.

     Кадровое  обеспечение. В настоящее время  накоплен значительный опыт в области  подготовки кадров для сферы предпринимательской  деятельности. Развиваются государственные и негосударственные учебные заведения, обладающие достаточным кадровым, организационным и интеллектуальным потенциалом для подготовки населения в сфере предпринимательской деятельности.

     Меры  по поддержке малого бизнеса предполагают подготовку кадров сферы предпринимательской деятельностью, а также организаций взаимодействующих с малым и средним предпринимательством и управляющих его развитием. Главная цель - задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций для организации квалифицированной подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Проведенные исследования и анализ позволили  сформулировать ряд предложений по вопросам развития малого и среднего бизнеса в регионах РК. В целом, предложения должны служить формированию новой государственной политики по поддержке сектора малых и средних предприятий на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

     1. На 2005 год количество действующих  малых предприятий составляло 111 610, что в 1,4 раза больше чем  на 1 января 2002 года, индивидуальных  предпринимателей - 250,2 тысяч, рост  в 2,1 раза, крестьянских хозяйств -152154, рост в 1,6 раза. На последующие три года следует ожидать ежегодный рост числа малых предприятий на уровне 10%. Вместе с ростом количества действующих субъектов малого бизнеса растет показатель их числа на 1000 жителей.

     Также растет численность занятых в  малых предприятиях, крестьянских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей. Так, на 01.07.2005 г. по республике в целом она в сравнении с 2002 г. увеличилась соответственно на 45,5; 34,9 и 41,5%, общая численность занятых в МБ на названную дату составила 1 536,8 тыс. человек. На последующие три года следует ожидать ежегодный прирост среднесписочной численности работающих в малом бизнесе на уровне 12-15% в год.

     2. Оценка развития малого бизнеса  в стране и отдельных регионах  может быть произведена с использованием ряда экономических показателей,

     В ходе исследования была проведена практическая апробация для сводной оценки развития Малого бизнеса в Регионах и Казахстане в целом трех разных систем индикаторов развития Малого бизнеса: первая - по методике Комиссии ЕС, вторая — предложенная российским экономистом М. Еваленко и третья -казахстанцем О. Сабденом.

     3. В то же время нынешние масштабы  развития малого бизнеса в  Казахстане остаются весьма скромными,  особенно в сравнении со странами  с развитой рыночной экономикой по таким показателям как количество МСП на 1 000 жителей, численность занятых на МСП, их доля в общем числе занятых. Анализируя динамику количества Субъектов малого бизнеса, кроме того, важно учитывать, что значительная их часть бездействует. По названному выше показателю индексу развития бизнеса Казахстан все еще значительно отстает не только от развитых западных стран, но и стран Восточной Европы.

     4. Основным фактором развития малого  бизнеса является государственная  поддержка. Декларируемые государственные приоритеты лежат в сфере материального производства и инновационной деятельности. Но, как показал анализ каких-либо заметных сдвигов в сторону промышленности и сельского хозяйства за прошедшие годы не наблюдалось. Более того, удельный вес сельского хозяйства сокращается, о доле науки и научного обслуживания трудно судить так как они не выделены в отдельный вид деятельности. Отсюда можно сделать вывод: государственная политика по поддержке малого бизнеса не влияет существенно на отраслевую структуры Малого бизнеса.

     5. По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана.

     Малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в  торговле и строительстве более  чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

     В настоящее время малый бизнес обрел именно те размеры, которые  ему позволяет достичь современная  структура экономики и иные сложившиеся по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны и регионов.

     6. Нормативно-правовая база поддержки  малого бизнеса в Казахстане  далека от совершенства. Формулировки  законов, как правило, носят  общий характер, не предоставляют  реальные льготы субъектам малого  бизнеса, не определяют правовых  норм по механизму возмещения ущерба, причиненного необоснованным вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. Недостаточно эффективно в целях государственной поддержки используется программный метод. Государственные программы по поддержке малого бизнеса не отвечают требованиям, предъявляемым к среднесрочным экономическим программам, охватывающим определенный сектор экономики. Отрицательно сказывается на устойчивости и эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса частая смена уполномоченного органа и изменение функций и полномочий государственных органов в этой сфере. Усиление роли местных представительных и исполнительных органов в поддержке малого бизнеса требует создания специального республиканского исполнительного органа подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан,

Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК