Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Существует мнение, что предпринимательство и рынок в основном доступен предприятиям с большими оборотами и невозможен для малых предприятий. Основной аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными компаниями. На самом деле, малый и средний бизнес может с успехом конкурировать с большими предприятиями по нескольким причинам. Так, например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется 6 лет, и более 10 лет для внедрения новой стратегии. Для малых же предприятий этот срок составляет от 0,5 до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после Второй мировой войны пришли из сферы малого бизнеса [3, с.274].
До
появления крупного бизнеса проблем,
связанных с малым
Немецкий
социал-демократ Р.Гильфердинг в
своей книге «Финансовый
Й.Шумпетер, конструируя свои теории «трансформация капитализма» и «саморазрушение капитализма», также говорил о разрушении капиталистических форм производства. Одно из направлений «саморазрушения капитализма» по И.Шумпетеру, состоит в полном уничтожении не только мелкого производства, но и класса буржуазии. Высоко оценивая инициативу и новаторство капиталистического предпринимателя, Й.Шумпетер считал, что успехи капитализма приведут к полной автоматизации, которая и сделает капиталистического предпринимателя излишним, заменив его индивидуальную деятельность работой обученных специалистов [6, с.21, 7, с.31].
Практический интерес к малому и среднему бизнесу появился после создания в 1953 г. в США Администрации по делам малого бизнеса -самостоятельного ведомства, подчиняющегося непосредственно президенту. После этого появился целый ряд работ американских экономистов и социологов, освещающих эту проблему: Д.Филлипс «Малый бизнес в американской экономике», Е.Стейли «Развитие малой промышленности» и др. [8,с. 33].
Во Франции первые работы, посвященные в основном так называемым средним слоям населения, были написаны Ж.Лекордье «Средние классы в походе», П.Блетоном «Люди грядущих времен», П.Бессоном «Существенное место мелких и средних предприятий во французской экономике». В этих работах прослеживается мысль о том, что средние слои являются той социальной силой, которая может устранить антагонизм между буржуазией и пролетариатом, поскольку их состав пополняется как из среды буржуазии, так и из среды пролетариата.
В
советской литературе долгое время
отсутствовали специальные
В.
Рамзес, характеризуя быстрое восстановление
японской экономики после войны,
показывает большую роль мелких и
средних предприятий в
В рамках первого направления можно выделить работы С. Наделя «Современный капитализм и средние слои», Е.А. Лебедевой и П.А. Недотко «Внедрение изобретений в промышленности США. Роль мелкого исследовательского бизнеса». В этих работах авторы делают вывод о том, что мелкий исследовательский бизнес выступает в виде надстройки над собственной научной деятельностью промышленных концернов, фундаментом которой являются научные и финансовые ресурсы [12, с.25].
В
рамках второго направления малый
бизнес рассматривается как составная
часть капиталистической
В
рамках третьего направления малое предпринимательство
рассматривается в системе государственно-
Среди некоторых западных ученых делаются попытки придать общественным структурам универсальное значение. Так, например, британский социолог Л. Кор, писал о неспособности любых крупных общественных структур к длительному существованию и эффективному развитию. Наоборот, лишь небольшие по своим размерам структуры обладают особой устойчивостью и способностью к постоянному совершенствованию [15, с.35].
Знаменитая формула «малое прекрасно» была впервые введена в 70-х годах социологом Ф. Шумахером. Она получила широкое распространение применительно к различным сферам социальной жизни и экономики [16, с.24].
Американский предприниматель и публицист П. Хоукен считает, что «малое предпринимательство - один из основных стабилизирующих элементов экономического развития, синоним гибкости и приспособления к окружающей обстановке, преодоления кризисных ситуаций» [17, с. 198].
А. Циганов отмечает «малое предпринимательство - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками» [18, с.115].
В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азриляна приводится следующее определение малого бизнеса: «это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих не в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [19, с. 156].
В нахождении качественных критериев, на наш взгляд можно согласиться с мнением А. Колесникова и Л. Колесниковой, предлагающих качественное определение малых предприятий выводить из основных характерных особенностей их функционирования [20, с. 117]. Это позволит рассматривать малое предприятие как этап развития крупных компаний, а как самостоятельное структурное звено экономик, отличающееся рядом характерных особенностей. По мнению И.Г. Брциевой к числу таких качественных особенностей можно отнеси следующие [21, с. 178]:
1.
Единство права собственности
и непосредственного
2.
Обозримость малого
3.
Относительно небольшие рынки
ресурсов и сбыта, не
4.
Персонифицированный характер
5.
Семейный характер предприятия,
6.
Малым предприятиям
Таковы в общих чертах критерии определения малого предприятия как основного звена малого бизнеса.
В
современных исследованиях
- отсутствие открытой продажи ценных бумаг предприятия;
-
ограниченная ответственность
- основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к риску;
-
высокие затраты на
- отсутствуют четкие технологии менеджмента;
-
взаимоотношения с акционерами
носят менее формальный
- бизнес имеет высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации.
В
исследованиях Д. Лонгенеке, К. Моора,
У. Петти подход с позиций отдельных
показателей совмещается с
-
финансирование бизнеса одним
или небольшой группой
-
реализуя свою маркетинговую
программу, предприятия
-
количество работников на
Если крупные успешно функционируют в условиях массового производства и стабильной номенклатуры изделий, работают с оптовыми покупателями, малые же предприятия ориентируются на изготовление продукции мелкими партиями, удовлетворение потребностей потребителей на определенном сегменте рынка, переработку отходов производства, работу с индивидуальными клиентами. Выполняя специфические функции, крупные и малые предприятия как бы дополняют друг друга. Поэтому неправомерно говорить о прямой конкуренции между ними [24, с.45].
Так, малое предпринимательство с точки зрения социальной значимости характеризуют по следующим критериям:
1. Социальные функции
2.
Отношение социума к
3.
Социальное положение
4.
Социальное партнерство в
Отношение социума к предпринимателям. Отношение населения к малому предпринимательству на протяжении многих лет его существования постоянно меняется к лучшему. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного исследователями программы «Малый бизнес» в 2001 году. Так, около 50% предпринимателей считают, что отношение к ним со стороны общества улучшилось по сравнению с предыдущим годом, 31% считают, что не изменилось и лишь 10% отметили ухудшение [26, с. 13]. В первую очередь эта тенденция связана с увеличением числа людей, так или иначе связанных с малым бизнесом.
Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК