Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Малый бизнес и его перспективы в Республике Казахстан.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Создание  благоприятных условий внешней  среды для предприятий малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое  предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает [42, с.64-68]:

     - формирование самостоятельной законодательной и нормативной базы, основанной на учете специфических условий деятельности субъектов малого бизнеса и их отношений с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

     - изменение налоговой системы  в отношении субъектов малого  бизнеса;

     - минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;

     - обеспечение безопасности и защиты  личности и собственности;

     - повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятии решений на всех уровнях власти по всем вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса;

     - формирование благоприятного общественного  мнения и популяризация идей бизнеса;

     - обеспечение научного подхода  к решению проблем малого бизнеса  на основе достоверных сведения  о его состоянии и тенденциях  развития;

     - распространение отечественного  и зарубежного опыта поддержки  малого бизнеса.

     Финансовая  поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение эффективности деятельности малых предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов [43, с.6-13]:

     - льготные кредиты (займы) субъектам  малого бизнеса (в т.ч. через фонды поддержки малого бизнеса);

     - лизинг и аренда оборудования;

     - венчурное финансирование инновационных  проектов малого бизнеса;

     гарантии  по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;

     - компенсации снижения процентной  ставки по банковским кредитам;

     - развитие и поддержка механизмов  самофинансирования;

     - привлечение зарубежных инвестиций.

     Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для малых предприятий, должна предполагать принятие следующего комплекса мер [44, с.5-15]:

     - законодательная установка порядка  и условий проведения специализированных  конкурсов на приобретение и  аренду объектов недвижимости, участниками  которых могут быть только  малые предприниматели;

     - создание специализированных фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий и организаций его инфраструктуры;

     - развитие практики создания с  государственным финансовым и  имущественным участием объектов  интегральной поддержки малого  бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и т.д.).

     - передачу нежилых помещений в  собственность малых предприятий  в рассрочку.

     Государственная гарантия. Основная цель системы государственной  гарантии заключается в стимулировании государством банков и лизинговых компаний к предоставлению финансирования малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. Без такого вмешательства кредиты либо не предоставлялись бы вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.

     Общий порядок функционирования системы  государственной гарантии [45, с.72]:

     1. Предприятие обращается в банк  за получением кредита.

     2. Банк в свою очередь обращается  в фонд, предоставляющий государственную  гарантию, если считает, что его риск слишком велик, и он не может взять его полностью на себя. Фонд решает, предоставлять свою гарантию или нет.

     3. Банк платит гарантийному фонду  комиссионное вознаграждение, которое  затем включает в кредитную  процентную ставку, устанавливаемую  им для своего клиента. Данное комиссионное вознаграждение в любом случае значительно ниже, чем стоимость риска, которую банку, в случае отсутствия гарантийного фонда, пришлось бы учитывать при начислении своей процентной ставки. (Например, во Франции комиссионное вознаграждение, взимаемое гарантийным фондом, соответствует 0,60 % годовых от общей суммы кредита с 50% гарантированием, то есть 1,2 % от гарантируемой части кредита).

     4. Гарантийный фонд рассчитывается  с банком в случае неплатежеспособности  предприятия.

     Относительно  структуры гарантийных фондов наиболее оптимальным является создание представительств в областях в форме филиалов республиканского гарантийного фонда, получающего государственную  бюджетную дотацию, при этом каждый филиал имеет свой собственный гарантийный фонд (может быть два фонда, если один - специальный фонд предоставляет кредиты только на создание предприятий) [46, с 145].

     Каждый  филиал должен иметь свой собственный  кредитный комитет, объединяющий банки  и профессиональные организации, представленные на его территории. В отсутствие профессиональных организаций можно пригласить видных представителей профессий. Этот комитет изучает предложенные банками инвестиционные проекты и делает предложение республиканскому органу, которому принадлежит право окончательного решения (кроме тех случаев, когда принятие решения делегируется филиалу) [47, с.55-59].

     Такая система гарантии, на наш взгляд, является основным элементом стимулирования банков к финансированию малых предприятий, но сама по себе она не решает всех проблем. Требуется, чтобы финансовая система (банки и лизинговые компании) обладали среднесрочными и долгосрочными ресурсами, позволяющими финансировать соответственно среднесрочные и долгосрочные инвестиции.

     Таким образом, можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса должна реализовываться посредством создания системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

     Система государственной гарантии должна реализовываться  посредством создания гарантийных  фондов на республиканском и региональном уровнях.

 

      2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ

     2.1 Анализ современного  состояния малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

 

     В казахстанском малом бизнесе  традиционно наибольшее число действующих предприятий приходится на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, значительное количество -на вид деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям». Это связано с относительно низкими стартовыми затратами и быстрой оборачиваемостью капитала в этих видах деятельности. Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц видам экономической деятельности приведена в таблице 2. 

     Таблица 2 - Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц по видам экономической деятельности на 2005 год

Виды  деятельности Всего в том  числе
  единиц в %% к итогу новые активные Во временном простое
1 2 3 4 5 6
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 7873 7,1 1346 3634 2893
Рыболовство, рыбоводство 253 0,2 37 108 108
Промышленность 12298 11,0 2054 6572 3672 j
горнодобывающая 809 0,7 22'5 347 237
обрабатывающая 10753 9,6 1733 5855 3165
производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 736 0,7 96 370 270
Строительство 16912 15,2 4962 7597 4353
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 47445 42,5 11213 21028 15204
Гостиницы и рестораны 1593 1,4 256 808 529
Транспорт и связь 5867 5,3 1258 3142 1467
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 14493 13,0 3064 6972 4457
Образование 955 0,9 169 519 267
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1729 1,5 297 1057 375
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 2192 2,0 347 1076 769
Всего 111610 100,0 25003 52513 34094
 

     Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 2005 г

     Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий  за 2002-2005 годы по видам экономической  деятельности представлена в нижеследующей таблице 3.

     Сравнение структуры сектора малых предприятий  по видам деятельности по количеству действующих предприятий и доходам  от реализации товаров (продукции, работ  и услуг) говорит существенных различиях - на виды деятельности «Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», при меньшем удельном весе по количеству действующих предприятий, приходится больший удельный вес по доходам, то есть они обладают большей доходностью одного предприятия.

     На  указанные два вида деятельности, а также на «Строительство» и  «Промышленность» приходится почти  девять десятых всех доходов субъектов  малого бизнеса юридических лиц. Второе место занимает строительство, что определено повышенным спросом на продукцию отрасли в последние годы в связи быстрым развитием в стране ипотечного кредитования и «строительным бумом».

 

      Таблица 3 - Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий - юридических лиц за 2002-2005 гг. по видам экономической деятельности (в %% от общей суммы доходов малых предприятий)

Виды  деятельности 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
1 2 3 4 5
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,0 2,1 1,8 0,8
Рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0
Промышленность 8,9 8,1 7,7 7,9
горнодобывающая 0,9 1,1 1,2 0,8
обрабатывающая 6,9 6,1 5,7 5,7
Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды 1,1 0,8 0,8 1,4
Строительство 10,8 13,8 13,6 11,9
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 59,5 59,0 60,5 61,4
Гостиницы и рестораны 0,6 0,6 0,4 0,3
Транспорт и связь 4,1 3,5 3,2 3,0
Финансовая  деятельность 5,8 4,9 4,9 6,3
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 7,4 7,3 7,2 7,6
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 0,9 0,8 0,7 0,7
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК