Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Создание
благоприятных условий внешней
среды для предприятий малого
и среднего бизнеса (усовершенствование
законодательно-нормативной
-
формирование самостоятельной
- изменение налоговой системы в отношении субъектов малого бизнеса;
- минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;
-
обеспечение безопасности и
- повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятии решений на всех уровнях власти по всем вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса;
-
формирование благоприятного
-
обеспечение научного подхода
к решению проблем малого
-
распространение
Финансовая поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение эффективности деятельности малых предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов [43, с.6-13]:
-
льготные кредиты (займы)
- лизинг и аренда оборудования;
-
венчурное финансирование
гарантии по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;
-
компенсации снижения
-
развитие и поддержка
-
привлечение зарубежных
Имущественная
поддержка. Должна быть направлена на
решение острой проблемы производственных
помещений для малых
-
законодательная установка
- создание специализированных фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий и организаций его инфраструктуры;
-
развитие практики создания с
государственным финансовым и
имущественным участием
-
передачу нежилых помещений в
собственность малых
Государственная гарантия. Основная цель системы государственной гарантии заключается в стимулировании государством банков и лизинговых компаний к предоставлению финансирования малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. Без такого вмешательства кредиты либо не предоставлялись бы вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.
Общий порядок функционирования системы государственной гарантии [45, с.72]:
1. Предприятие обращается в банк за получением кредита.
2.
Банк в свою очередь
3.
Банк платит гарантийному
4.
Гарантийный фонд
Относительно структуры гарантийных фондов наиболее оптимальным является создание представительств в областях в форме филиалов республиканского гарантийного фонда, получающего государственную бюджетную дотацию, при этом каждый филиал имеет свой собственный гарантийный фонд (может быть два фонда, если один - специальный фонд предоставляет кредиты только на создание предприятий) [46, с 145].
Каждый филиал должен иметь свой собственный кредитный комитет, объединяющий банки и профессиональные организации, представленные на его территории. В отсутствие профессиональных организаций можно пригласить видных представителей профессий. Этот комитет изучает предложенные банками инвестиционные проекты и делает предложение республиканскому органу, которому принадлежит право окончательного решения (кроме тех случаев, когда принятие решения делегируется филиалу) [47, с.55-59].
Такая система гарантии, на наш взгляд, является основным элементом стимулирования банков к финансированию малых предприятий, но сама по себе она не решает всех проблем. Требуется, чтобы финансовая система (банки и лизинговые компании) обладали среднесрочными и долгосрочными ресурсами, позволяющими финансировать соответственно среднесрочные и долгосрочные инвестиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса должна реализовываться посредством создания системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Система государственной гарантии должна реализовываться посредством создания гарантийных фондов на республиканском и региональном уровнях.
В
казахстанском малом бизнесе
традиционно наибольшее число действующих
предприятий приходится на торговлю, ремонт
автомобилей, бытовых изделий и предметов
личного пользования, значительное количество
-на вид деятельности «Операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг
потребителям». Это связано с относительно
низкими стартовыми затратами и быстрой
оборачиваемостью капитала в этих видах
деятельности. Структура предприятий
малого бизнеса - юридических лиц видам
экономической деятельности приведена
в таблице 2.
Таблица 2 - Структура предприятий малого бизнеса - юридических лиц по видам экономической деятельности на 2005 год
|
Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 2005 г
Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий за 2002-2005 годы по видам экономической деятельности представлена в нижеследующей таблице 3.
Сравнение
структуры сектора малых
На указанные два вида деятельности, а также на «Строительство» и «Промышленность» приходится почти девять десятых всех доходов субъектов малого бизнеса юридических лиц. Второе место занимает строительство, что определено повышенным спросом на продукцию отрасли в последние годы в связи быстрым развитием в стране ипотечного кредитования и «строительным бумом».
Таблица 3 - Структура доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) малых предприятий - юридических лиц за 2002-2005 гг. по видам экономической деятельности (в %% от общей суммы доходов малых предприятий)
Виды деятельности | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 2,0 | 2,1 | 1,8 | 0,8 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Промышленность | 8,9 | 8,1 | 7,7 | 7,9 |
горнодобывающая | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 0,8 |
обрабатывающая | 6,9 | 6,1 | 5,7 | 5,7 |
Производство
и распределение |
1,1 | 0,8 | 0,8 | 1,4 |
Строительство | 10,8 | 13,8 | 13,6 | 11,9 |
Торговля,
ремонт автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного |
59,5 | 59,0 | 60,5 | 61,4 |
Гостиницы и рестораны | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,3 |
Транспорт и связь | 4,1 | 3,5 | 3,2 | 3,0 |
Финансовая деятельность | 5,8 | 4,9 | 4,9 | 6,3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 7,4 | 7,3 | 7,2 | 7,6 |
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК