Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 01.07. 2006 г.
Значительный
рост занятых наблюдается в
Занятость на малых предприятиях по видам деятельности в среднем по Казахстану колеблется от 4 человек в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования до 7 человек в сельском хозяйстве, промышленности и здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Значения производительности труда в малом бизнесе - от 20325 тыс. тенге в рыболовстве до 218192,7 тыс. тенге в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В
то же время недостаточный уровень
фондовооруженности предприятий малого
бизнеса не способствует повышению
экономической эффективности
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во
многих регионах продолжают оставаться
нерешенными проблемы квалификации
предпринимателей и их обучения. Наблюдается
острый дефицит квалифицированных
кадров для малого бизнеса в области
инженерно-технических и
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США - всего 5%.
3.2 Государственная политика в
области поддержки предпринимательства
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
Также
предусматриваются меры по кооперации
малого предпринимательства с крупными
предприятиями, а также осуществление
сегментации крупных
В
целях привлечения
В 2006 году издан закон «О частном предпринимательстве». Целью разработки данного закона явилась необходимость объединения ранее принятых законодательных актов в единый закон, который бы регулировал общественные отношения, возникающие при осуществлении физическими и юридическими лицами частной предпринимательской деятельности, определял основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.[14, с 101]
В
целях реализации Стратегии развития
Республики Казахстан на период до
2030 года разработана и реализуется
в настоящее время
Целью
Программы является выработка эффективной
политики в области государственной
поддержки и развития малого бизнеса,
создание развитой и доступной инфраструктуры,
раскрепощения
- создания условий для активного роста количества субъектов малого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,
- изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,
-
активного вовлечения
- увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям
Произошедшие
изменения в
С
учетом ежегодно проводимого анализа
результатов деятельности субъектов
малого бизнеса, конкретной экономической
ситуации в стране продолжится работа
по совершенствованию системы
−
Оставить за предпринимателями, работающими
по упрощенной декларации, право выбора
использования контрольно-
− Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.
− Разрешить предприятиям малого бизнеса использовать кассовый метод вместо общепринятого метода начислений.
− Освободить вновь созданные предприятия малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год – 75%, пятый год – 50%.
− Отменить авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу для действующих предприятий, или штрафы, которые взимаются, в случае отклонение реальных сумм платежей от прогнозируемого дохода. Малый бизнес в силу своей специфики достаточно неустойчив, и составлять точные прогнозы на год практически невозможно.
− Пересмотреть ставки социального налога, так как в настоящее время они достаточно высокие и нет прозрачности в их целевом использовании, а также пересмотреть размеры обязательных пенсионных отчислений – не более 10 МРП в месяц. Действующие на сегодняшний день ставки социального налога и обязательных пенсионных отчислений приводят к уменьшению официального числа рабочих мест и занижению заработной платы.
Обеспечение
финансово-кредитной и
Созданные в 2003 году новые финансовые институты АО «Национальный инновационный фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана» в небольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса.
Решение вопросов, связанных с расширением доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, создание и ведение реестров заемщиков позволят обеспечить им кредитную историю, что будет способствовать стабильному росту количества малых предприятий и повышению производительности их деятельности.
Проанализировав существующие тенденции в развитии малого бизнеса, проблемы и сложности, негативно влияющие на перспективу развития данной отрасли, мы предлагаем следующий механизм реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, который должен включать изменения в правовом обеспечении, кредитной, инвестиционной, налоговой, производственно-инновационной политиках, в кадровом и информационном обеспечении.
Правовое
обеспечение. Меры направлены на дальнейшее
развитие системы нормативно-правового
обеспечения
Действующее законодательство, направленное на поддержку и развитие малого бизнеса, имеет еще много недостатков, многие его нормы не имеют прямого действия и требуют издания различных постановлений Правительства или других нормативно-правовых актов. Кроме того, действующее законодательство Республики Казахстан имеет противоречия и несогласованности с другими законодательными актами, а там где решены эти проблемы, отсутствуют механизмы реализации отдельных его норм.
Наряду
с совершенствованием правовых условий
предусмотренных
Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК