Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- раскрыть значение государственной поддержки предприятий малого в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть зарубежный опыт по поддержке и развитию малого бизнеса;
- проанализировать современное состояние и выявить проблемы развития малого бизнеса в Жамбылской области;
- выделить основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Казахстане;
- разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования политики государственной поддержки малого бизнеса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие
1.2 Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Малый бизнес и его перспективы в Республике Казахстан.doc

— 371.50 Кб (Скачать)
 

     Источник: оперативные данные Агентства РК по статистике на 01.07. 2006 г.

     Значительный  рост занятых наблюдается в крестьянских хозяйствах по годам, в целом по республике. Особенно это отмечается в Южно-Казахстанской, Атырауской и Алматинской областях. Снижение занятости в крестьянских хозяйствах наблюдается в Кызылординской и Западно-Казахстанской областях.

     Занятость на малых предприятиях по видам деятельности в среднем по Казахстану колеблется от 4 человек в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования до 7 человек в сельском хозяйстве, промышленности и здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Значения производительности труда в малом бизнесе - от 20325 тыс. тенге в рыболовстве до 218192,7 тыс. тенге в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.

 

      3. Проблемы, перспективы развития  и пути

     регулирования малого бизнеса в  РК

     3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Казахстане

 

     Можно выделить ряд факторов, негативно  влияющих на развитие малого предпринимательства.

     Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части  субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

     В то же время недостаточный уровень  фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению  экономической эффективности сектора  малого предпринимательства из-за его  низкой производительности труда и  сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

     По  этой причине на протяжении ряда лет  торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно  доступным методом накопления собственных  финансовых средств. Доход субъектов  малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.

     Другим  фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

     Во  многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается  острый дефицит квалифицированных  кадров для малого бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

     В Казахстане произведен независимый  мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.

     Среди 150 административных барьеров - привлечение  иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США - всего 5%.

 

      3.2 Государственная политика в  области поддержки предпринимательства 

     В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства  определены основные направления поддержки  малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

     Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление  сегментации крупных малоэффективных  производств и создания на их базе малых предприятий.

     В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.

     В 2006 году издан закон «О частном  предпринимательстве». Целью разработки данного закона явилась необходимость  объединения ранее принятых законодательных  актов в единый закон, который  бы регулировал общественные отношения, возникающие при осуществлении физическими и юридическими лицами частной предпринимательской деятельности, определял основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.[14, с 101]

     В целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года разработана и реализуется  в настоящее время Государственная  программа развития и поддержки  малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы.

     Целью Программы является выработка эффективной  политики в области государственной  поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской  инициативы населения, улучшение условий  для развития предпринимательства, в целях:

     - создания условий для активного роста количества субъектов малого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,

     - изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,

     - активного вовлечения населения  страны в предпринимательскую  деятельность, раскрепощения их  инициативы и созданию новых  рабочих мест,

     - увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%.

     Реализация  Программы осуществляется по следующим  направлениям

  1. Систематизация и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.
  2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса.
  3. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.
  4. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
  5. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.
  6. Создание оптимальной системы контроля и проверок субъектов малого бизнеса

     Произошедшие  изменения в предпринимательской  среде, формировавшейся в течение  последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования  нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.

     С учетом ежегодно проводимого анализа  результатов деятельности субъектов  малого бизнеса, конкретной экономической  ситуации в стране продолжится работа по совершенствованию системы налогового администрирования малого предпринимательства  и оптимизации налоговой отчетности. Будет пересмотрен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум в 2 -3 раза. Кроме того, планируется:

     − Оставить за предпринимателями, работающими  по упрощенной декларации, право выбора использования контрольно-кассового  аппарата, за исключением отдельных  видов деятельности (реализация подакцизной  продукции и т.д.)

     − Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.

     − Разрешить предприятиям малого бизнеса  использовать кассовый метод вместо общепринятого метода начислений.

     − Освободить вновь созданные предприятия малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год – 75%, пятый год – 50%.

     − Отменить авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу для действующих предприятий, или штрафы, которые взимаются, в случае отклонение реальных сумм платежей от прогнозируемого дохода. Малый бизнес в силу своей специфики достаточно неустойчив, и составлять точные прогнозы на год практически невозможно.

     − Пересмотреть ставки социального налога, так как в настоящее время  они достаточно высокие и нет  прозрачности в их целевом использовании, а также пересмотреть размеры обязательных пенсионных отчислений – не более 10 МРП в месяц. Действующие на сегодняшний день ставки социального налога и обязательных пенсионных отчислений приводят к уменьшению официального числа рабочих мест и занижению заработной платы.

     Обеспечение финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет  основано на развитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования. Фундаментом указанной схемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.

     Созданные в 2003 году новые финансовые институты АО «Национальный инновационный фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана» в небольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса.

     Решение вопросов, связанных с расширением доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, создание и ведение реестров заемщиков позволят обеспечить им кредитную историю, что будет способствовать стабильному росту количества малых предприятий и повышению производительности их деятельности.

     3.3 Совершенствование  организационно-экономического механизма развития малого бизнеса

 

     Проанализировав существующие тенденции в развитии малого бизнеса, проблемы и сложности, негативно влияющие на перспективу  развития данной отрасли, мы предлагаем следующий механизм реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, который должен включать изменения в правовом обеспечении, кредитной, инвестиционной, налоговой, производственно-инновационной политиках, в кадровом и информационном обеспечении.

     Правовое  обеспечение. Меры направлены на дальнейшее развитие системы нормативно-правового  обеспечения предпринимательской  деятельности, отражающего в законодательных  и нормативных актах интересы малого бизнеса, развитие положений  Закона "О государственной поддержке малого бизнеса РК", т.е. отражение особенностей субъектов малого бизнеса с целью устранения их не менее благоприятного конкурентного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ, формирование благоприятных правовых условий для выхода новых предприятий на рынок и развитие их деятельности.

     Действующее законодательство, направленное на поддержку  и развитие малого бизнеса, имеет  еще много недостатков, многие его нормы не имеют прямого действия и требуют издания различных постановлений Правительства или других нормативно-правовых актов. Кроме того, действующее законодательство Республики Казахстан имеет противоречия и несогласованности с другими законодательными актами, а там где решены эти проблемы, отсутствуют механизмы реализации отдельных его норм.

     Наряду  с совершенствованием правовых условий  предусмотренных специализированными  разделами Городской программы, предлагаются мероприятия обеспечивающие создание общих условий развития и поддержки малого бизнеса в таких вопросах как упрощение действующих процедур оформления недвижимости и т.д.

Информация о работе Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в РК