Пути решения проблем инновационного малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю

Оглавление

Введение ..…………………………………………………………….…….... 2
Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны…….………..….3
§1 Малый бизнес: разновидности и особенности…………..………………..3
§2 Роль малого бизнеса в экономике страны….…………………………….12
Глава II Роль инновационного малого бизнеса в экономике страны..21
§1 Отраслевая структура малого бизнеса….……………………..………….21
§2 Роль инновационного малого бизнеса в рыночной экономике..……….26
§3 Малый бизнес, как инструмент инновационной среды…………………28
Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнеса…35
§1 Функция мотивации в стратегическом управлении………..…………....35
§2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства..38
Заключение …………………………………………………………….…… 42
Использованная литература ……………………

Файлы: 1 файл

Garya(1).doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ..…………………………………………………………….…….... 2

Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны…….………..….3

§1 Малый бизнес: разновидности и особенности…………..………………..3

§2 Роль малого бизнеса в экономике страны….…………………………….12 

Глава II  Роль инновационного малого бизнеса в экономике страны..21

§1 Отраслевая структура малого бизнеса….……………………..………….21

§2 Роль инновационного малого бизнеса в рыночной экономике..……….26

§3 Малый бизнес, как инструмент инновационной среды…………………28

Глава  III. Пути решения проблем инновационного малого бизнеса…35

§1 Функция мотивации в стратегическом управлении………..…………....35

§2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства..38

Заключение …………………………………………………………….…… 42

Использованная  литература …………………………….……………..…. 44 

 

 

Введение

В последнее время  в России созрел достаточно серьезный  вопрос: кто займет место ныне распадающихся  крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так  и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Многие малые предприятия для более интенсивного развития своего бизнеса прибегают использованию в своем производстве инновации. Вводят в производство новые или усовершенствуют старую продукцию, добиваясь этим увеличения прибыли.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны.

§1 Малый бизнес: разновидности и особенности.

 

Бизнес — любой  вид деятельности, приносящий доход  или иные личные выгоды.

Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

По мере развития предпринимательской  деятельности бизнес укрепляется, принимая различные виды и формы, но всегда основу бизнеса составляет малое предприятие. В нашей стране для определения «малого» предприятия используются отраслевая принадлежность и число занятых.

Малые предприятия гибки  и маневренны; они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; расположены близко к потребителю; развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое развитие «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП); на «малых» предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в малых и средних городах.

Малый бизнес, часто возникающий  на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.

• По формам собственности, организационно-правовому статусу  мелкие фирмы делятся:

— на индивидуальные (основанные на индивидуальном капитале), в том  числе семейные;

— общества с ограниченной ответственностью (основанные на долевом участии), среди которых выделяют полные, смешанные и общества с ограниченной ответственностью;

— акционерные общества.

• По способу образования  мелкие предприятия делятся:

— на создаваемые заново;

— образующиеся путем  выделения какого-либо подразделениядействующего  предприятия.

Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы на основе смешанных форм собственности  при наличии нескольких учредителей.

• По уровню доходов и  степени коммерческого успеха мелкие фирмы можно разделить на три группы:

— группа, где ее члены  не имеют наемных работников и  живут за счет собственного труда;

— группа, представленная владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную  рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями;

— группа, представленная собственниками небольших прибыльных предприятий (10—15% от общего числа). Среди них доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.

По своему характеру  работа в мелких фирмах может быть:

— основной деятельностью;

— неосновной деятельностью, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело, которым занимаются часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.

• По взаимодействию с  крупным капиталом среди мелкихфирм различаются:

— независимые фирмы, которые могут долго просуществовать,

успешно конкурируя на рынке, но оставаясь при этом мелкими;

— симбиоз с крупной  корпорацией.

Существует несколько  форм взаимодействия мелких фирм с  крупным бизнесом. Среди них можно  выделить следующие:

• субподрядная система, в которой мелкая фирма специализируется на выпуске отдельных деталей, узлов и другой мелкосерийной продукции, поставляемой какой-либо корпорации. Мелкие фирмы прочно привязаны к головным компаниям производственной, коммерческой и финансовой зависимостью. Вне их шансы организовать производство и выжить в конкурентной борьбе весьма сомнительны. В США в машиностроении и металлообработке более 50% компаний малого бизнеса связаны в своей деятельности с субподрядом. В Японии субподрядная система получила еще большее распространение;

• система «фрэнчайзинг»  — это система дилеров, различных  продавцов продукции крупных  компаний. Фирмы, действующие в этой системе, пользуются фабричной маркой этой фирмы; их владельцы имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара и приобретении оборудования, получении кредита и т.п. В США на эту систему приходится 40% розничного оборота и '/, услуг. За 1970—1986 гг. число фирм, работающих по системе «фрэнчайзинг». увеличилось на 82 тыс.. объем продаж — в 4,5 раза, количество занятых— с 3.5 до 5,2 млн. человек. В то же время эти данные также свидетельствуют и об усилении зависимости мелких фирм от крупного капитала.

В самой системе «фрэнчайзннг»  можно выделить три типа фирм:

1) работающие только  по системе контрактов: фирмы обязаны продавать свою продукцию своей головной компании.

Фирмы, в которых крупный  поставщик определяет многочисленные стороны их производственной и коммерческой деятельности;

2) предприятия-операторы,  создаваемые на условиях аренды: деятельность этих фирм полностью регламентирована.

Таким образом, крупный  и малый бизнес находятся в  тесной, но неравноправной взаимосвязи. Малый бизнес может действовать  главным образом в тех сферах экономики, где выгодно монополистам.

Наряду с рассмотренными формами существует особая группа мелких фирм — «генерика», занимающаяся копированием продуктов компаний в различных отраслях производства.

Первоначально это явление  возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характерной особенностью таких фирм является то, что их товары более дешевые. Например, в Германии копии известных препаратов оказались вдвое дешевле оригиналов. Основную роль в этом выполняют два фактора:

1) Колируя продукцию  крупных компаний, малые фирмы  не несут расходы на НИОКР;

2) Крупные фирмы искусственно  завышают цены, а малые обычно  довольствуются сравнительно низкой  нормой прибыли.

Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо  дешевле, мелкие фирмы вытесняют  крупные фирмы со значительной части  рынка. Деятельность мелких «фирм-генериков» выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании.

Особое место в малом  бизнесе занимает венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений. Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие сферы услуг, новая волна научно-технических ново- введений, наличие «избытка капитала», стимулировали создание «рисковых» инновационных, «стартовых» внедренческих компаний, которых объединяет одно — стремление извлечь максимум прибыли от коммерческого освоения нововведения любого вида (открытие, изобретение) и модификации уже освоенного товара. Венчурный капитал готов на любую сферу приложения, но лишь тогда, когда есть шанс получить сверхвысокую прибыль.

Обычно создание рисковой инновационной компании предполагает наличие трех условий:

1) идеи нововведения;

2) предпринимателя, готового  на основе такой идеи организовать  новую фирму;

3) капитала.

Деятельность начинающих венчурных фирм финансируется из так называемых фондов венчурных капиталов, в которых участвуют венчурные корпорации.1

 

Функции малого бизнеса

Малый бизнес выполняет  многообразные функции в рыночной экономике:

• соединяет экономику  в единое целое;

• формирует конкурентные отношения в экономике;

• обеспечивает восприимчивость  экономики к новшествам;

• обеспечивает занятость  населения.

Как уже говорилось, бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где другие предприятия  неэффективны (местные «ближайшие» бензоколонки, магазины, кафе), а также там, где прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту. Без мелких предприятий возникла бы «лоскутная» экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие нет. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним — основа стратегии малого бизнеса. Не случайно мелкие фирмы не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют план, то гибкий и краткосрочный.

Для экономики в целим  деятельность мелких фирм оказывается 
важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития 
малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике. Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в экономике. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Мелкий бизнес выступает в роли своего рода скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов.

В то же время мелкие фирмы  слабы поодиночке, но вместе они  представляют значительную силу, способную  воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного  давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживая тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.

Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений НТП. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями (в странах общего рынка всех промышленных исследований выполняются крупными фирмами), однако принципиальные нововведения, меняющие имидж всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. Все крупные современные концерны возникли из мелких пионерских фирм еще в начале XX в.

Масштабная цель и  крайне трудный, рискованный путь к  ней —вот условия, в которых возникают и действуют фирмы-новаторы. Хорошая приспособленность именно к этим условиям часто позволяет им обгонять в научно-техническом прогрессе даже ведущие концерны. Действительно, эксплеренты, как правило, малы и бедны ресурсами, но их усилия предельно сосредоточены на решении главной задачи. Фирма-новатор заведомо идет на коммерчески невыгодные условия и затраты, так как в новом деле риск неизбежен, но в случае успеха ей гарантированы сверхвысокие прибыли. Однако путь фирм-эксплерентов очень тернист. В своем развитии они проходят несколько этапов.

Информация о работе Пути решения проблем инновационного малого бизнеса