Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю
Введение ..…………………………………………………………….…….... 2
Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны…….………..….3
§1 Малый бизнес: разновидности и особенности…………..………………..3
§2 Роль малого бизнеса в экономике страны….…………………………….12
Глава II Роль инновационного малого бизнеса в экономике страны..21
§1 Отраслевая структура малого бизнеса….……………………..………….21
§2 Роль инновационного малого бизнеса в рыночной экономике..……….26
§3 Малый бизнес, как инструмент инновационной среды…………………28
Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнеса…35
§1 Функция мотивации в стратегическом управлении………..…………....35
§2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства..38
Заключение …………………………………………………………….…… 42
Использованная литература ……………………
В соответствии со стратегией РФ в области развития науки и инноваций важной задачей является создание благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса, в первую очередь дальнейшее развитие:
Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнес
§ 1 Функция мотивации в стратегическом управлении организацией.
Доктрина стратегического менеджмента содержит следующие элементы:
− смотреть в будущее: следует знать, на каких рынках вы действуете в настоящий момент и на какие хотите попасть в будущем;
− уделять неослабевающее внимание внешним факторам – экономическим, технологическим, социальным, политическим;
− поддерживать соответствие между внешними и внутренними факторами организации;
− помнить, что стратегический менеджмент – процесс, который предполагает обратную связь и постоянное накопление знаний.
Исследователи в области стратегического управления стали уделять внимание малым и средним предприятиям не так давно – в 90-х годах прошлого века. Это связано с тем, что к этому времени во многих странах малый и средний бизнес превратился в главную опору экономики.
Некоторые исследователи
считают, что «формальные
Преимущества стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий очевидны и связаны, в том числе с тем, что он позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, повышает ее готовность к изменяющейся ситуации.
Несмотря на явные преимущества, ограничения стратегического управления в условиях малых и средних предприятий существуют и связаны с недостаточными знаниями руководителей в этой области, отсутствием времени, навыков, опыта, некоторых видов ресурсов, непониманием его важности.
Что касается практической
стороны вопроса, следует отметить,
что сегодня интерес к
«Успешные предприниматели
– это высокомотивированные стратеги,
способные проявлять гибкость и
не бояться брать на себя риск. Это
руководители, действующие на упреждение,
способные применять
Для производства продукции организация должна быть обеспечена необходимыми ресурсами: материалами, комплектующими изделиями, исполнителями и необходимым оборудованием. В процессе реализации стратегии в организации важная роль отводится человеческим ресурсам. Использование ресурсов связано с затратами, которые могут зависеть от стоимости ресурса и времени его использования. Чтобы производить продукцию (товары, услуги) с наименьшими затратами необходимо эффективно управлять потреблением ресурсов. Для этого нужно внедрять передовые технологии производства и управления, постоянно совершенствуя процессы. Самый важный стратегический ресурс любой организации – ее работники. Мотивированные человеческие ресурсы оказывают существенное влияние на успех процесса реализации стратегии.
Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации. Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией.
Во-первых, для устранения проблемы отсутствия точных данных необходимо в срочном порядке начать проводить мониторинг инновационных фирм Российской федерации. Нужно знать, сколько инновационных предприятий работает в каждом городе, районе, области.
Во-вторых, при обсуждении государственного участия в улучшении инновационного климата в центре внимания стоит проблема финансирования. Недостаточное государственное финансирование — это только одна сторона проблемы, поскольку важен не только объем выделяемых средств, но и как и кому эти средства выделяются.. Другая сторона проблемы состоит в слабом использовании государством косвенных рычагов стимулирования научной деятельности, которое является основным методом создания благоприятного инновационного климата в развитых странах мира.
Совершенствование системы финансирования должно начинаться с реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития. В соответствии с новыми приоритетными направлениями необходима реорганизация системы формирования федеральных целевых программ, включая Федеральные целевые научно-технические программы, которые призваны обеспечить научный задел по приоритетным направлениям и научную базу остальных федеральные целевые программы отраслевого характера. При реализации выбранных программ отбор исполнителей проектов должен производиться на основе тендеров и финансироваться на контрактной основе. Это создаст благоприятные условия для развития конкурентной среды. Оптимальным является паритетное финансирование с привлечением средств регионов и/или внебюджетных источников. Государство не должно брать на себя то, что могут финансировать сами промышленные предприятия, и только в определенных случаях стимулировать развитие отраслей через программную поддержку исследований и разработок. В общем случае программным способом из средств государственного бюджета целесообразно финансировать:
— социально значимые
исследования и разработки (
— разработка новых технологий, важных для государства в целом, но не привлекательных для других субъектов рынка;
— работы по разработке и созданию общественно значимой инфраструктуры (создание сети инкубаторов малого бизнеса, инновационно-технологических центров);
— программы отдельных коммерческих проектов с целью стимулирования развития малого высокотехнологичного бизнеса (как правило, на условиях софинансирования с частным бизнесом).9
Для решения проблемы
отсутствия правовой основы необходимо
разработать законодательную
1) заинтересованность
государства, общественных
2) заинтересованность всех участников в доведении инновационной идеи до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;
3) возможность получения
гарантированного и льготного
кредита участникам
4) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков;
5) обеспечение общепризнанного
социального статуса и
6) развитие конкурсных
начал в распределение средств
на научные программы и
Для стимулирования развития инновационной сферы необходимо создать конкуренцию, которая возможна при наличии налоговых стимулов. Это снижение пошлин на оборудование, решение таможенных проблем, введение налоговых льгот, предоставление малым предприятиям на льготных условиях энергии и арендуемых помещений.
Для устранения кадровой
проблемы необходимо подготовить квалифицированных
руководителей инновационных
В целях оздоровления финансовых механизмов следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Нужно осознать необходимость создания большого количества инновационно-технических центров, технопарков и «бизнес-инкубаторов», которые могут реально поддержать малый бизнес.
Проблемы инновационного бизнеса — это общая проблемы малого бизнеса и менять ситуацию нужно системно. Улучшение общих экономических условий для развития малого и среднего бизнеса будет способствовать росту количества и улучшению качества инновационного бизнеса.10
Заключение
Соответственно можно сделать вывод, почему малый инновационный бизнес так медленно развивается? Это связано с тем, что до сих пор не существует конкретной правовой основы инновационной деятельности. В действующих законах даже нет определения слова «инновации». Не имея четкого понятия, статистики, мониторинга, объективной оценки потенциала инновационных предприятий, говорить о развитии малого инновационного бизнеса крайне сложно.
Инновации в малом бизнесе пока не достаточно востребованы, что объясняется отсутствием мотивации у предпринимателей, ведь в данной сфере нет гарантии на получение дохода, новый разработанный товар может совершенно не заинтересовать потребителей. Для развития инновационной деятельности не хватает опытных специалистов, особенно ощутима нехватка менеджеров, которые способны продвигать товар на рынке. Малый инновационный бизнес требует вложения существенных финансовых средств, которых у предпринимателей попросту нет. Существует государственный фонд, оказывающий финансовую помощь инновационным предприятиям, но её, к сожалению, недостаточно. Современные исследователи, не имея мотивации, совершенно отказываются верить в то, что бизнес и инновации являются совместимыми вещами. Так о каком развитии может идти речь, если сами исследователи, научные сотрудники не видят перспектив? Кроме всего вышесказанного, развитие малого предпринимательства в инновационной сфере в России тормозит нестабильная экономическая ситуация.
Для того чтобы малый инновационный бизнес действительно начал активно развиваться, необходимо решить все эти проблемы, то есть: сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования и прочее. Прежде чем приступить к решению всех этих проблем, необходимо провести мониторинг инновационных предприятий, так, как на данный момент точное число инновационных предприятий не известно. Без результатов мониторинга, без статистических данных все проблемы малого инновационного бизнеса решить невозможно.
Список использованной литературы.
Научная литература
Иные источники:
1 Рогожина Т.В., Рогожин С.В. Теория организации, Московский государственный университет коммерции , Москва 2009, стр 236
2 Дамари Р.Финансы и предпринимательство, «Периодика» , Ярославль, 2009г, стр 56
Савицкий Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий, Изд-во «Инфра-м» 2010, Москва, стр 130
4 http://www.mevriz.ru/articles/
5 Попков В. П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Питер 2008, стр. 89
6 http://library.hse.ru/e-
Информация о работе Пути решения проблем инновационного малого бизнеса