Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю
Введение ..…………………………………………………………….…….... 2
Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны…….………..….3
§1 Малый бизнес: разновидности и особенности…………..………………..3
§2 Роль малого бизнеса в экономике страны….…………………………….12
Глава II Роль инновационного малого бизнеса в экономике страны..21
§1 Отраслевая структура малого бизнеса….……………………..………….21
§2 Роль инновационного малого бизнеса в рыночной экономике..……….26
§3 Малый бизнес, как инструмент инновационной среды…………………28
Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнеса…35
§1 Функция мотивации в стратегическом управлении………..…………....35
§2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства..38
Заключение …………………………………………………………….…… 42
Использованная литература ……………………
Первый этап.
Процесс внедрения или
коммерциализации открытия. Обычно этот
этап проходит незамеченным для других
фирм, и большинство малых
1) технологические парки,
которые служат общей «крышей»
для фирм-новаторов. Только в
США имеется
2) венчурный капитал — система финансирования, снижающая для инвесторов риск вложений в пионерские компании, а значит, обеспечивающая «пионерам» доступ к инвестициям. Размеры венчурного капитала в США в 1985 г. составили 18 млрд. дол. Посредством развития этих новых организационных форм стал очевиден вклад эксплерентов во внедрение технологических новшеств.
Второй этап.
Бурное развитие и увеличение производства на тех предприятиях, где был достигнут коммерческий успех.
Третий этап.
Рост производства становится значительным, и нововведение полностью доказывает свою состоятельность, но в новое дело вторгаются фирмы гиганты и своей мощью, как правило, вытесняют фирмы-эксплеренты. которые все еще ограниченны в финансовых ресурсах, имеют сравнительно узкую сбытовую сеть и им не хватает опыта в проведении маркетинговой стратегии.
Четвертый этап.
Редкие компании-пионеры, которым удается пройти эти испытания, доходят до четвертого этапа развития и превращаются в крупные, специализированные фирмы или даже в виолентов. Таким образом, мелкие фирмы-новаторы играют исключительную роль в процессе развития НТП в обществе.
Нельзя также не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики. 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство (коммутанты). Проблема занятости населения становится все более актуальной и для нашей страны в условиях рыночной экономики. Поэтому широкое развитие малых предприятии позволяет значительно смягчить эту проблему. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий лень, а нуждаются в дополнительных заработках.
Таким образом, несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономической системе.
Становление малого бизнеса в России — это сложный процесс, в ходе его осуществления возникает множество проблем, которые необходимо решать, так как в противном случае развитие малого бизнеса постоянно будет наталкиваться на непреодолимые препятствия.
Начиная с 1989 г. на государственном уровне принимаются решения по поддержке малого бизнеса. Однако, несмотря на это, малый бизнес развивается неравномерно и непоследовательно. За последние годы в его развитии можно отметить два крупных всплеска. Первый был вызван перерегистрацией кооперативов, возникших во второй половине 1980-х гг.. в малые предприятия и был связан, с одной стороны, ограничением видов деятельности, которой могли заниматься эти кооперативы, ужесточением их налогообложения, а с другой стороны, упрощением регистрации и расширением возможности выхода на внешний рынок, льготами по материально-техническому снабжению и налогообложению для малых предприятий. Второй всплеск в малом бизнесе был связан с разрешением в январе 1992 г. свободной торговли. В настоящее время малый бизнес развивается преимущественно в торгово-посреднической сфере.
По данным социальных обследований работников профсоюзов малых и средних предприятий в 1993 г.. 50% зарегистрированных предприятий еще не начинали работу. 30% едва сводили концы с концами. 10% работали нормально, всего 3—4% процветали; 37% из успешно действующих были связаны с теневой экономикой, 40% не платили налоги.
Правительством в 1993 г. был сделан существенный шаг в решении экономических проблем малого бизнеса, в изменении налоговой системы, в выделении кредитных ресурсов на приоритетное производство товаров народного потребления и продовольствия, в создании фондов поддержки из федерального бюджета.
Тем не менее это не дает каких либо значительных результатов, так как данные мероприятия требуют больших средств из казны государства. Дело усугубляется тем. что управленческая структура малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена В настоящее время появилось еще одно обстоятельство, которое необходимо учитывать в ситуации с малым предпринимательством к его поддержкой государством. — это быстрый рост процессов криминально-уголовного характера. Этому способствует ряд условий:
1) отсутствие норм
и правил предпринимательской
этики внутри хозяйственных
2) так называемый «
3) уголовный рэкет, связанный как с общей криминализацией экономики, так и с двумя первыми условиями — внутренней борьбой в самом малом бизнесе, опирающейся на помощь криминальных структур, а также с нарушениями в законодательстве. В настоящее время в России отсутствуют условия развития производства вообще, независимо от его малых, средних или крупных форм и масштабов. До тех пор пока основой хозяйственного механизма не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, производственными, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться или будет развиваться однобоко.2
Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и мелким бизнесом. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России. Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к мелким являются численность работающих и объем продаж. Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп: наименьшие — с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые — 25—99 человек, промежуточные — 100— 499 человек, крупные — 500—999 человек и крупнейшие — свыше 1000 человек. К малым предприятиям относятся предприятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.
Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малого бизнеса, если его годовой оборот находится в пределах 3—18 млн долл., в розничной торговле и сфере обслуживания этот предел равен 1—5 млн долл.
Согласно Закону США о малом бизнесе (1953 г.) малая фирма существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.
В Японии к малым относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле и сфере услуг — не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.
В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относились предприятия с численностью:
Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25\%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25\% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Развитие в России малого бизнеса
имеет большое народнохозяйстве
• мелкий бизнес позволяет заполнить
все наши рынки и наиболее полно
удовлетворить потребности
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса
появляется средний класс и класс
мелких собственников, заинтересованный
в стабилизации экономики и наведении
элементарного порядка в
Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства. Например, в США с целью оказания помощи американским предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая правительственная организация — Администрация по малому бизнесу, ее отделения имеются в различных штатах. Она оказывает финансовую помощь кредитами, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам.
Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой результативностью. Так, в течение года разоряется не более 5\% возникающих малых предприятий, в то время как в США — около 30\%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его кооперирование, особый порядок амортизации, гарантирование займов, льготное налогообложение. Значительная часть консультаций, получаемых малыми фирмами, касается вопросов бухгалтерского учета, финансирования, уплаты налогов, менеджмента.
В РФ также начала создаваться система поддержки и развития малого предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Законом определено, что теперь не менее 15\% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государственный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15\% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.
По новому закону правительство
обязано ежегодно разрабатывать
федеральную программу
По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Малым предприятиям (с предельной численностью работающих до 15 человек) и гражданам-предпринимателям разрешено применять упрощенный порядок составления бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установлены предельные ставки единого налога: если объектом налогообложения является совокупный доход, то 10\% дохода — в федеральный бюджет и до 20\% — в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка — 3,33 и 6,67\% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органа государственной власти субъекта федерации.
Информация о работе Пути решения проблем инновационного малого бизнеса