Пути решения проблем инновационного малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю

Оглавление

Введение ..…………………………………………………………….…….... 2
Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны…….………..….3
§1 Малый бизнес: разновидности и особенности…………..………………..3
§2 Роль малого бизнеса в экономике страны….…………………………….12
Глава II Роль инновационного малого бизнеса в экономике страны..21
§1 Отраслевая структура малого бизнеса….……………………..………….21
§2 Роль инновационного малого бизнеса в рыночной экономике..……….26
§3 Малый бизнес, как инструмент инновационной среды…………………28
Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнеса…35
§1 Функция мотивации в стратегическом управлении………..…………....35
§2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства..38
Заключение …………………………………………………………….…… 42
Использованная литература ……………………

Файлы: 1 файл

Garya(1).doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство  – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Роль малого бизнеса  в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

В развитии взаимоотношений  малых и крупных предприятий  можно выделить два основных периода:

- ранний период реформ (1990–1996гг.), в котором преобладала  специфическая российская модель  их взаимодействия;

- период становления  рыночных отношений (1997–по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели  способы и экономические механизмы  образования малых предприятий.

В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный .

Другая часть предприятий  образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья группа малых  предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые впоследствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Другие предприятия  образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих  предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это  была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли  значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д.

Также российскому рыночному  хозяйству присущи малые инновационные  фирмы – это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах.7

 

§3 Малый бизнес как инструмент инновационной среды

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Успех реализации новой идеи или технологии определяется наличием и эффективностью инновационной структуры. Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Инфраструктура национальной инновационной системы (инновационная инфраструктура) - совокупность органов и организаций, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, а также совокупность специализированных инновационных коммерческих, некоммерческих предприятий и организаций, их объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных союзов предпринимателей, обеспечивающих инновационную деятельность.

Основной  деятельностью в виде производства инновационной продукции занимаются крупные и средние промышленные предприятия, инновационные фирмы, прикладная наука и инновационный сектор научно-образовательного комплекса, составляющие производящую часть инновационной системы. В свою очередь, основную деятельность обеспечивают организации следующего уровня - инфраструктура, оказывающая услуги инновационного характера; учреждения (организации) образования, готовящие кадры для инновационной деятельности; научные центры и университеты, где происходит генерация большинства бизнес-идей, то есть результатов научных исследований, имеющих коммерческую ценность и (или) перспективу коммерциализации. Органы власти и управления (высший уровень инновационной системы) осуществляют управление (госсектор) и регулирование (частный сектор) инновационной деятельности, формируют программы развития и поддержки, проводят мониторинг состояния инновационной системы и осуществляют контроль выполнения проектов и программ. При этом особо отмечается роль науки в инновационной системе, которая является одновременно производящим и обеспечивающим элементом системы.

Реализации стратегии  РФ в области развития науки и  инноваций тесно связана с  активизацией инновационной функции малого предпринимательства. Как показывает мировой опыт, малые предприятия являются достаточно эффективным и наиболее динамично развивающимся сектором, а также часто осуществляют свою деятельность в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Крупные корпорации, обладая безусловным приоритетом в возможностях привлечения финансовых, материальных и трудовых ресурсов для реализации больших инновационных проектов, обладают неоспоримыми преимуществами в целом ряде отраслей и сфер деятельности. В то же время для многих сфер наиболее оптимальной и результативной являются малые формы организации экономической деятельности. К таковым в значительной мере относится разработка и внедрение инноваций. В настоящее время представить инновационную среду без малых предприятий практически невозможно, так как они являются ее основным элементом и локомотивом ее развития. Малое предпринимательство уже по своей природе, инновационно, а в условиях экономики знаний это его качество усиливается и превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Во-первых, малое предпринимательство выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития. Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого предпринимательства на мировом рынке товаров и услуг. Кроме того, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность. К малым и средним организациям инновационной сферы с экономической точки зрения можно отнести:

  • венчурные организации – малые технологические организации, осуществляющие рисковые проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией их развития является реализация цепочки и идея – инновация - инвестиции в ОКР или НИР – изготовление опытной инновационной партии продукции – завоевание ниши на рынке – быстрый выход на IPO (первичная продажа акций). Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и экономики знаний;
  • малые инновационные организации, реализующие проект или выпускающая продукцию с инновацией. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля инновационно активных организаций составляет от 25 до 80%. Причем в инновационной экономике таких организаций подавляющее большинство, поскольку в условиях свободной конкуренции, только они и выживают за счет конкурентных преимуществ. Инвестиционная стратегия инновационных организаций – вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). В инновационной организации с целью снижения рисков формируется портфель инвестиционных проектов;
  • средняя инновационная организация, которая имеет несколько вариаций инвестиционной стратегии. Инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную организацию. Заключается в быстром росте капитализации организации (рыночной стоимости) и захват рынков сбыта. Средние организации, обладающие значительным интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках и расширять, таким образом, свое рыночное пространство, укреплять конкурентное преимущество.

Говоря о феномене малого инновационного предпринимательства, многие авторы исходят из постулата - малые инновационные предприятия (МИП), которые представляют собой структурную часть малого предпринимательства, со свойственными ему особенностями и функциями. В таком случае малое инновационное предпринимательство рассматривается в качестве самостоятельного экономического явления. В хозяйственном механизме МИП выполняют определенные функции, занимая собственные позиции в конкретных областях.

В России под МИП понимается такая организация, которая в  течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. В условиях конкуренции каждая организация вынуждена и, следовательно, обязана заниматься инновационной деятельностью. Рост конкуренции на 1% означает прирост инновационной деятельности на 3%. Конкуренция – толкает вперед инновации, она их локомотив. Поскольку половина отечественных организаций может производить продукцию и продавать ее, не имея никаких конкурентов, ситуация так и развивается.

Экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются МИП. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе развивается в основном за счет мелкого бизнеса – будь то биотехнология, программное обеспечение, научное приборостроение.

В России МИП начали появляться в начале 90-х годов в ходе приватизационной кампании, когда из отраслевых НИИ  стали организовываться малые предприятия, стремящиеся использовать свой интеллектуальный потенциал для «выживания» в  условиях стихийно образованного рынка. Постепенно их количество сокращалось, что было связано с разорением многих МИП из-за низкого спроса и сложностей выхода на рынок с новой продукции. Однако с конца 90-х годов, стали появляться новые МИП, которые создавались и как компании, ведущие исследовательские разработки для крупных компаний, и как самостоятельные компании, которые выводили на рынок собственные разработки, часто являющиеся отечественными аналогами западных продуктов, но имеющие более привлекательную цену. Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс. В значительной мере преимущества малых предприятий относятся и к инновационной сфере, что проявляется в следующем:

1)в малых формах  предпринимательства создаются  наиболее благоприятные условия для творчества, которое само по себе носит индивидуальный характер;

2)творческая деятельность  по природе своей чужда излишней  организованности, иерархичности, характерной  для крупных предприятий, в  то же время ей свойственно  стремление к свободе, которая является важным условием достижения ожидаемых результатов;

3)в малых предприятиях  изобретатель, собственник и менеджер  зачастую выступают в одном  лице, что практически в значительной  мере снимает основное противоречие  корпоративного управления;

4)производственную деятельность  малых инновационных предприятий  отличает их узкая предметная  специализация, что предполагает  концентрацию усилий и средств  на заключительных стадиях создания  нововведения и на первых этапах  его распространения. Это означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых — достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

5) удельные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы у малых высокотехнологических предприятий нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных предприятии, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;

7) изобретательским группам  малых предприятий довольно часто  приходится работать в областях, в которых исследователи не  являются профессионалами из-за  ограниченности предприятия в  людских ресурсах, так как небольшое  предприятие не в силах привлекать специалистов в различных отраслях деятельности, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем;

8) новые информационные  технологии создают малым предприятиям  благоприятные условия функционирования, ранее возможные только в рамках крупных предприятий.

Одной из ключевых проблем  развития малого предпринимательства  в России является, отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса, а также неустойчивость и незавершенность  законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Основной причиной того, что на малых предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в наукоемких малых производствах. Совершенно очевидно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без решения проблемы его финансового обеспечения. Мировая практика убеждает, что более 90% субъектов малого предпринимательства не смогут начать работу без заёмных средств.

Информация о работе Пути решения проблем инновационного малого бизнеса