Малый бизнес - проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса.

Оглавление

Введение 3
Глава1. История развития предпринимательства в России 5
1.1 Этапы развития предпринимательства 5
1.2 Значение малого бизнеса в современной экономике России 6
Глава 2. Элементы малого бизнеса 9
2.1 Субъекты малого бизнеса 9
2.2 Объекты малого бизнеса 10
Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 11
3.1 Проблемы малого бизнеса в России 11
3.2 Программа государственной поддержки малого предпринимательства в России 15
3.3 Перспективы малого бизнеса 18
Глава 4. Создание собственного бизнеса 20
4.1 С чего начать? 20
4.2 Самостоятельная регистрация ИП 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Малый бизнес - проблемы и перспективы развития.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

ГОУ СПО ЯО Ярославский промышленно-экономический  колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Организация  предпринимательской деятельности»

 

 

Малый бизнес – развитие и перспективы

 

Пояснительная записка

КР 030503.52.08Ю.22 ПЗ

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель специальности

_____________А.Э.Скрипко

«____»_______________20__г.

Нормоконтролер

_______________

«____»_______________20__г.

Руководитель работы

_______________С.Б.Тильш

«____»_______________20__г.

Студент

_______________ А.А.Стулова 

«____»_______________20__г.


 

Оглавление

Введение 3

Глава1. История развития предпринимательства в России 5

1.1 Этапы развития предпринимательства 5

1.2 Значение малого бизнеса в современной экономике России 6

Глава 2. Элементы малого бизнеса 9

2.1 Субъекты малого бизнеса 9

2.2 Объекты малого бизнеса 10

Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 11

3.1 Проблемы малого бизнеса в России 11

3.2 Программа государственной поддержки малого предпринимательства в России 15

3.3 Перспективы малого бизнеса 18

Глава 4. Создание собственного бизнеса 20

4.1 С чего начать? 20

4.2 Самостоятельная регистрация ИП 21

Заключение 23

Список используемой литературы 25

Приложения

 

Введение

В странах с классической системой рыночных отношений малое  предпринимательство является мотором  хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения  в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим  фактором ускорения развития рыночных отношений.

Отдельные экономисты и предприниматели  утверждают, что государственная  поддержка развития свободного рынка  должна сводится к одному - не мешать бизнесу работать. Происходящие же перекосы и злоупотребления говорят  о том, что в специфических  условиях нашей экономики и системы  управления возродить предпринимательство  без целенаправленной поддержки  государства невозможно. Государственное  регулирование процесса развития предпринимательства  не является административным принуждением, ограничением свободы и самостоятельности  предпринимателей. Смысл его заключается  в инициировании развития, стимулировании и поддержании деятельности в  тех отраслях общественного производства, где возникли или прогнозируются диспропорции.

В 1993 году впервые в истории  России предпринимательская деятельность получила конституционную основу, нашедшую развитие в Гражданском кодексе  Российской Федерации. На уровне закона прямо установлены такие принципы регулирования экономических отношений, как признание равенства их участников, неприкосновенность собственности, свобода  договора, недопустимость произвольного  вмешательства кого-либо в частные  дела, необходимость беспрепятственного осуществления прав и их судебной защиты.

Малый бизнес, однако, и сегодня  требуют всесторонней социальной защиты, со стороны государства, предпринимательства  и предпринимателей, в том числе  и от криминальных структур, изменения  системы социального страхования, изменение системы налогообложение  среднего и малого бизнеса и т.д. большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние  годы, как показывают социологические  исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно  относиться к малому бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную  и финансовую поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого бизнеса. В  свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы.

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса  и государственной поддержки  малого бизнеса.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность малого  предпринимательства как объекта  государственного регулирования;

- оценить современное  состояние малого предпринимательства  в России;

- рассмотреть государственное  управление как механизм поддержки  малого предпринимательства, а  также его эффективность.

В последние годы проблеме предпринимательства довольно большое  внимание уделяли социологи и  экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические  последствия, изучали перспективы  развития, связь с общественными  структурами, влияние на экономическое  развитие и выхода страны из экономического кризиса.

Предприятия малого бизнеса  эффективны не только в потребительской  сфере, но и как производители  отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден  крупным предприятиям. Все это  обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места  и роли предприятий малого бизнеса  в экономике. В данной сфере кроются  большие резервы, которые можно  поставить и на службу России.  

Глава1. История развития предпринимательства в России

1.1 Этапы развития  предпринимательства

В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие  этапы:

Первый этап  (1985-1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, малочисленность  участников предпринимательства и  его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера  деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в  нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан  с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Она создавала необходимую  базу для реального перехода к  рыночным отношениям, повышения экономической  эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено  частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно  рассматривать как российскую особенность  малого предпринимательства.

Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление  среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства  к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. Все  это говорит о том, что малый  и средний бизнес живут, развиваются  и достигают положительных результатов  практически на всей территории нашей  страны. Но все ли так безоблачно?

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой  широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления  множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и  длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших  ранее малых предприятий преимущественно  торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции  в развитии российского малого предприниматель­ства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре  малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права  граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для осуществления предпринимательской  деятельности, устарел и практически  не работает. Поэтому 6 июля 2007 года Государственной  Думой принят Федеральный закон  РФ. N 209-ФЗ "О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации" Данный закон  вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением других положений вступающих в силу в другие сроки.

Новый закон (2007 года), в отличие  от старого (1995 года), предусматривает  финансовую, имущественную и налоговую  поддержку малых и средних  компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической  деятельности.

1.2 Значение малого бизнеса в современной экономике России

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые  и средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1). Как видно из табл. 1, развитие малого бизнеса в России существенно  отстает в сравнении с рядом  развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.

Таблица 1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в  России и в зарубежных странах1.

Страна

Число малых и средних фирм

Численность занятых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм, %

Тыс.ед.

В расчете на 1тыс. жителей

В общей численности занятых

В ВВП

Великобритания

Германия

Италия

Франция

Страны ЕС

США

Япония

Россия

2930

2290

3920

1980

15777

19300

6450

836,6

46

37

68

35

45

74,2

49,6

5,65

13,6

18,5

16,8

15,2

68

70,2

39,5

8,1

49

46

73

54

72

54

78

9,6

50-53

50-54

57-60

55-62

63-67

50-52

52-55

10-11


 

К сожалению, за последние  годы существенного изменения ситуации в России не произошло. По данным на конец 2008 — начало 2009 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них — 7815 тыс. чел.2, или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2008 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

Приведенные данные позволяют  сделать вывод о том, что в  нашей стране велики резервы роста  предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной  деятельности в ближайшие годы в  России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

 

Глава 2. Элементы малого бизнеса

2.1 Субъекты малого бизнеса

Под субъектами малого предпринимательства  согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимаются:

  1. коммерческие организации
  • в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов
  • в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов
  • в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
  1. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Информация о работе Малый бизнес - проблемы и перспективы развития