Малый бизнес - проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса.

Оглавление

Введение 3
Глава1. История развития предпринимательства в России 5
1.1 Этапы развития предпринимательства 5
1.2 Значение малого бизнеса в современной экономике России 6
Глава 2. Элементы малого бизнеса 9
2.1 Субъекты малого бизнеса 9
2.2 Объекты малого бизнеса 10
Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 11
3.1 Проблемы малого бизнеса в России 11
3.2 Программа государственной поддержки малого предпринимательства в России 15
3.3 Перспективы малого бизнеса 18
Глава 4. Создание собственного бизнеса 20
4.1 С чего начать? 20
4.2 Самостоятельная регистрация ИП 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Малый бизнес - проблемы и перспективы развития.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

2.2 Объекты малого  бизнеса

Инфраструктура поддержки  малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс  воспроизводства малого бизнеса в целом.

К объектам инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства можно отнести:

    1. общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
    2. торгово-промышленные палаты;
    3. разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
    4. информационные агентства и специализированные печатные издания;
    5. фонды поддержки малого предпринимательства;
    6. организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;
    7. консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
    8. специализированные государственные структуры;
    9. технопарки и бизнес-инкубаторы.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса

3.1 Проблемы малого бизнеса в России

В последние несколько  лет, по крайней мере, российское малое  предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых  предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует  о том, что данный сектор экономики  столкнулся с рядом серьезных  проблем, решение которых будет  способствовать не только дальнейшему  развитию малого бизнеса, но и совершенствованию  его структуры.

Резкое ухудшение финансового  положения малых предприятий, возникшие  трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь  с экономическим кризисом. Продолжился  уход с легального рынка большого числа малых предприятии и  индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог  на вмененный доход.

По вкладу малого бизнеса  в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и  от многих стран Восточной и Центральной  Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад  малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие  годы обеспечить благоприятные условия  для роста числа субъектов  малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей  нормативно правовой документации; совершенствование  налогообложения; интенсивные институциональные  преобразования с целью преодоления  административно-бюрократических барьеров на пути становления новых малых  предприятий, развитие государственной  поддержки малого предпринимательства.

Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя  численность занятых на малых  предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых  в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или  около 16,7% от экономически активного  населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17%.3

Для характеристики малого предпринимательства  важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая  о включенности их в воспроизводственный  процесс страны; степень влияния  на темпы роста и динамику структурных  сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых  предприятий действует в сфере  торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов  малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции  в 1,7 раза, а общая численность  занятых в 1,3 раза меньше их доли в  общем количестве малых предприятий [3, С.10].

Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых  затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства  и бурно развивающейся на этапе  его становления, хотя в последние  годы темпы роста основных показателей  замедлились, что говорит о насыщении  рынка по этому виду деятельности.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий  строительного и промышленного  профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного  питания, тогда как по числу занятых  их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной  продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве  и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и  общественном питании [3, С.10].

Несмотря на достаточно высокую  производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли  имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось  на 6,7%, а численность занятых –  на 4%.

По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число  предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились число предприятий на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.

Возрастает роль малых  предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию – они наращивают научно-технический  и производственно-экономический  потенциал. В радиоэлектронике и  приборостроении более 35% малых предприятий  связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса  в сфере услуг значительно  активнее и разнообразнее. Объем  платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых  индивидуальными предпринимателями.

Три названные выше отрасли  определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа  всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых  в этой сфере.4

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться  и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как  второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в  научной и инновационной сфере  – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический  потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских  институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.

Рост числа новых малых  предприятий, увеличение объемов выпуска  продукции, продаж и оказания услуг  действующими малыми предприятиями  и индивидуальными предпринимателями  без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано  с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого  необходима реализация в регионах и  муниципалитетах принятых Государственной  думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей  части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды  – примерно на 8-10%, улучшится положение  с оборотными средствами и т.д.

Второе условие – необходимость  скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего  для начинающих предпринимателей, В  этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых  каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства    медицинских  центров, учебных заведений, библиотек  и   т п.  

Третье условие – необходимость  концентрации финансовых средств, поступающих  на поддержку малых предприятий  из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

  • создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
  • увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
  • эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
  • создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие – налаживание  межведомственной координации и  установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном  уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие – активизация  потребительского спроса и постепенное  преодоление доминирующего консервативного  типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для стабильной работы малых  и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития  РФ, МАП РФ совместно с Торгово-промышленой  палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия  для создания оперативно действующей  справочно-информационной системы  о положении дел в России и  в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, С.46]. Малые предприятия  сталкиваются с большими трудностями  при осуществлении инвестиционного  проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого  они должны знать конъюнктуру  рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные ниши и т.п.

3.2 Программа государственной поддержки малого предпринимательства в России

Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий  путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление  административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов  малого предпринимательства, ускорение  освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров  поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного  ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение  престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных  служащих; методическое и научно-аналитическое  обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых  в запас, и членов их семей в  малое предпринимательство; поддержка  малого предпринимательства в области  жилищно-коммунального хозяйства; поддержка  малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при  реструктуризации и банкротстве  крупных предприятий.

Система программных мероприятий  и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

–  нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном  уровне законодательных и иных нормативных  правовых актов преимущественно  прямого действия;

–  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных  и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических  материалов, совершенствование информационной политики;

–  интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и  реализацию программ сотрудничества с  государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

–  выполнение подпрограмм  по развитию малого предпринимательства  в сфере активизации экономических  реформ: при реформировании Вооруженных  Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при  реструктуризации и банкротстве  крупных предприятий.

Информация о работе Малый бизнес - проблемы и перспективы развития