Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса.
Введение 3
Глава1. История развития предпринимательства в России 5
1.1 Этапы развития предпринимательства 5
1.2 Значение малого бизнеса в современной экономике России 6
Глава 2. Элементы малого бизнеса 9
2.1 Субъекты малого бизнеса 9
2.2 Объекты малого бизнеса 10
Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 11
3.1 Проблемы малого бизнеса в России 11
3.2 Программа государственной поддержки малого предпринимательства в России 15
3.3 Перспективы малого бизнеса 18
Глава 4. Создание собственного бизнеса 20
4.1 С чего начать? 20
4.2 Самостоятельная регистрация ИП 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период
численность работников малого предприятия
определяется с учетом всех его работников,
в том числе работающих по договорам
гражданско-правового
Инфраструктура поддержки
малого предпринимательства –
К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно отнести:
В последние несколько
лет, по крайней мере, российское малое
предпринимательство
Резкое ухудшение финансового
положения малых предприятий, возникшие
трудности с доступом к кредитно-финансовым
ресурсам связаны в первую очередь
с экономическим кризисом. Продолжился
уход с легального рынка большого
числа малых предприятии и
индивидуальных предпринимателей, ужесточились
административно-
По вкладу малого бизнеса
в ВВП (около 20%) Россия отстает не
только от развитых стран (50-60%), но и
от многих стран Восточной и Центральной
Европы. Но в российских регионах-лидерах
(Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад
малого бизнеса в ВВП составляет
более 20-25%. Следовательно, есть реальные
возможности уже в ближайшие
годы обеспечить благоприятные условия
для роста числа субъектов
малого предпринимательства. Речь идет
в первую очередь об успешной реализации
Федеральной программы
Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17%.3
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса малых
предприятий действует в сфере
торговли и общественного питания,
т.е. сегодня торговля и общественное
питание определяющая сфера интересов
малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям
торговли и общественного питания,
объем произведенной ими
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная картина складывается
в строительстве и
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились число предприятий на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.
Возрастает роль малых
предприятий, выпускающих наукоемкую
продукцию – они наращивают научно-технический
и производственно-
Деятельность малого бизнеса
в сфере услуг значительно
активнее и разнообразнее. Объем
платных услуг населению на 1/3
формируется за счет услуг, оказываемых
индивидуальными
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.4
Инновационные и консалтинговые
фирмы, способные быстро развиваться
и давать импульс всему малому
бизнесу, можно рассматривать как
второй центр роста этого хозяйства.
Перспективы малого бизнеса в
научной и инновационной сфере
– острый и противоречивый предмет.
В России существует высокий научно-технический
потенциал, заключенный в кадровом
составе различных научно-
Рост числа новых малых
предприятий, увеличение объемов выпуска
продукции, продаж и оказания услуг
действующими малыми предприятиями
и индивидуальными
Первое условие связано
с формированием благоприятного
инвестиционного климата. Для этого
необходима реализация в регионах и
муниципалитетах принятых Государственной
думой законов о
Второе условие –
Третье условие –
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие – активизация
потребительского спроса и постепенное
преодоление доминирующего
Для стабильной работы малых
и средних предприятий в
Цель программы - создание
благоприятных условий для
Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.
В программу включены подпрограммы:
привлечение военнослужащих, увольняемых
в запас, и членов их семей в
малое предпринимательство; поддержка
малого предпринимательства в области
жилищно-коммунального
Система программных мероприятий
и ресурсное обеспечение
В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:
– нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;
– формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства,
направленной на создание и развитие
сети специализированных финансово-кредитных
и гарантийно-инвестиционных институтов,
связанных с РЦПП, обучение кадров,
подготовка методических и научно-аналитических
материалов, совершенствование
– интеграция в рамках
СНГ и международное
– выполнение подпрограмм
по развитию малого предпринимательства
в сфере активизации
Информация о работе Малый бизнес - проблемы и перспективы развития