Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение преимуществ и недостатков малого бизнеса и изучение перспектив его развития. Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- дать определение малому бизнесу и характеристику его видов;
- охарактеризовать организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса;
- проследить развитие малого бизнеса на современном этапе в Российской Федерации;
- выявить проблемы, относящиеся к малому бизнесу в Российской Федерации;
- определить дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют  крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству и определению его экономического потенциала. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятий, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала.

Эффективное функционирование малых  предприятий определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно  крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, расширяется  потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к  насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных  сырьевых ресурсов.

Актуальность данной темы заключается  в том, что развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований.

Предметом данной работы является роль малого бизнеса в развитии сферы  услуг.

Целью данной работы является определение  преимуществ и недостатков малого бизнеса и изучение перспектив его  развития.

Задачи курсовой работы заключаются  в следующем:

- дать определение малому бизнесу и характеристику его видов;

- охарактеризовать организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса;

- проследить развитие малого бизнеса на современном этапе в Российской Федерации;

- выявить проблемы, относящиеся к малому бизнесу в Российской Федерации;

- определить дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Данная работа содержит введение, основную часть, которая состоит  из пяти глав, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды малого бизнеса.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, средних  и малых. В данной главе необходимо более точно рассмотреть понятие малого предпринимательства и его виды.

Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях.

Понятия малого бизнеса в  разных странах отличаются. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу является: число работников, выручка от реализации и стоимости активов. Для простоты сбора информации наиболее распространенным критерием отнесения к средним и малым предприятиям является численность работников.

В российской официальной  практике существует только определение  субъектов малого предпринимательства, а понятия малого бизнеса нет.

К субъектам малого предпринимательства  в соответствии со ст. 4 федерального закона от 24.07.2007г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

- внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);

- внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей физические лица;

- крестьянские (фермерские  хозяйства).

Для всех субъектов обязательными  являются два критерия (ограничения).

Первый критерий - ограничение  средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год: для малых предприятий - до 100 человек.

Причем среди малых  предприятий в законе дается понятие - микропредприятиям, средняя численность  работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного  времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Второй критерий (вступил в силу с 1 января 2010 года) - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней  численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации  и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и  среднего предпринимательства в  течение года, в котором они  зарегистрированы, если перечисленные  выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Поскольку любая экономическая  деятельность связана с фазами воспроизводственного цикла (производство, обмен, распределение, потребление), выделяют следующие виды предпринимательской деятельности малого бизнеса:

- производственная;

- коммерческая;

- финансовая;

- консультативная (консалтинговая).

Производственную деятельность можно назвать ведущим видом  предпринимательства. Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление  товаров и услуг, коммерческое –  на их обмен, распределение и потребление, а финансовое – на обращение, обмен  стоимостей.

К производственному предпринимательству  малого бизнеса относиться деятельность, в условиях которой предприниматель  осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, которые  затем подлежат реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для  предпринимателя основной, определяющей. А другие функции, сопровождающие процесс производства, например, сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Коммерческое предпринимательство  малого бизнеса характеризуется  тем, что определяющую роль в нем  играют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Основу этого вида предпринимательской  деятельности составляют операции и  сделки по купле-продаже, т.е. по перепродаже  товаров и услуг.

Полем деятельности коммерческого  предпринимательства служат товарные биржи  и торговые организации. Товарная биржа – это разновидность  оптового товарного рынка без  предварительного осмотра покупателем  образцов и заранее установленных  минимальных партий товаров.  Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Это сделки, по которым денежная сумма за товар по цене, установленной  в контракте, уплачивается через  определенный срок после заключения сделки.

Отличие коммерческого предпринимательства  от производственного состоит в  том, что в коммерческом предпринимательстве  нет необходимости в обеспечении  производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, поскольку  приобретаемые материальные ресурсы  покупаются предпринимателем в виде готового товара, который затем реализуется  потребителю. Здесь необходимо учитывать  два основных требования:

- реализационная цена должна быть ощутимо выше покупной цены;

- на данный вид товара должен быть достаточный спрос.

Следовательно, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый  анализ рынка, по средствам которого осуществляются все виды жизненного цикла: исследование рынка; продвижение  товаров по каналам обращения  до конечного потребителя; финансовое обеспечение и получение прибыли.

Основное поле деятельности финансового предпринимательства  создают коммерческие банки и  фондовые биржи. Коммерческий банк - это  финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов  и другие расчетные операции по поручению  клиентов. А под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок  ценных бумаг, способствующий повышению  мобильности капитала и выявлению  реальной стоимости активов. Принцип  функционирования фондовой биржи базируется на  оперативном регулировании  спроса и предложения.

Таким образом, финансовое предпринимательство  является особым видом коммерческого  предпринимательства. Его следует  выделять, поскольку объектом купли-продажи  в этом случае является весьма специфический  товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг, выявление и привлечение  потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг.

В последние десятилетия  во всех развитых странах выделяется, обособляется самостоятельный вид  предпринимательства – консультативный (консалтинг). В зарубежной практике консалтинг - это коммерческая платная  консультация по вопросам управление. В промышленно развитых странах  вложение средств в интеллектуальный капитал в форме консультативных  услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или передовую технологию. В России в современных условиях подобного  отношения к консультанту не наблюдается. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются  в виде консалтинговых проектов и  включают три основных этапа: выявление  проблем; разработка решений, проекта; осуществление решений, проекта. В  России в настоящее время насчитывается  несколько сотен частных консалтинговых фирм. Особенность рынка консультационных услуг состоят в том, что у  фирм, занимающихся этим видом деятельности, отсутствует возможность показать образец своей услуги.

Таким образом, малый бизнес – это процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности, осуществляемый в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли. В современной практике можно выделить основные виды предпринимательской деятельности малого бизнеса, а именно – производственную, коммерческую, финансовую и консультативную. Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, распределение и потребление, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

 

 

 

  1. Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса.

 

Любое предприятие не может  существовать без определенного  оформления, потому что требует для  этого вложений  капитал и сил  владельца. В данной главе рассмотрены  организационно-правовые формы малого предпринимательства.

В соответствии с Гражданским  кодексом создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации  с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме  полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полным товариществом  признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.

Полное товарищество создается  и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В нем указываются наименование товарищества, есть его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. В учредительном договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы