Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение преимуществ и недостатков малого бизнеса и изучение перспектив его развития. Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- дать определение малому бизнесу и характеристику его видов;
- охарактеризовать организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса;
- проследить развитие малого бизнеса на современном этапе в Российской Федерации;
- выявить проблемы, относящиеся к малому бизнесу в Российской Федерации;
- определить дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

Прибыль и убытки полного  товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Несколько иное положение  в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Товарищество на вере, как и полное товарищество, создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

Следующая группа предпринимательских предприятий – это хозяйственные общества:

- общества с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество;

- дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе  перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение  получили товарищества с ограниченной ответственностью. Гражданским кодексом сохранены основные принципы товарищества с ограниченной ответственностью в  форме общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими  лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от ООО участники  общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом одинаковом для  всех кратном размере к стоимости  их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве  одного из участников его ответственность  по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально  их вкладам.

Широко распространена такая  форма малого бизнеса, как акционерные  общества (далее - АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных  предприятий. Уставный капитал АО разделен на определеннее число акций. Его  участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных  с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество может  быть открытым или закрытым. 

Участники открытого АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В закрытом АО акции распределяются только среди учредителей или  иного, заранее установленного круга  лиц. Такое общество не вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого АО имеют  преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его  акционерами.

Учредительные документы  как открытого, так и закрытого  АО служит устав, утвержденный учредителями. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категории  выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости  и количестве, о размере уставного капитала общества, о правах акционеров, о  составе и компетенции органов  управления обществом и порядке  принятия ими решений.

Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малого бизнеса  являются производственными кооперативы. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан  для совместной производственной или  иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.

В производственном кооперативе  объединяются имущественные паевые взносы его членов. Учредительным  документом производственного кооператива  является устав, утверждаемый общим  собранием его членов. Важная особенность  производственного кооператива  состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а так же в  том, что каждый его член имеет  один голос при принятии решений  общим собранием.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса  стоят государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Под унитарным  предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятие  неделимо и не может быть распределено между работниками предприятия  или другими лицами. В форме  унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Таким образом, можно отметить, что в соответствии с Гражданским  кодексом создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия, которые имеют ряд особенностей.

  1. Современное развитие малого бизнеса в РФ

 

В настоящее время о развитии малого бизнеса в России говорят  очень много, но реальную помощь так и не оказывают. А ведь малые предприятия обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения, и способствуют стабилизации обстановки в обществе. Сегодня малый бизнес в России является органической частью структуры экономики. Он увеличивает количество рабочих мест, предлагает различный ассортимент товара.

 Малый бизнес удобен своей  возможностью изменяться под  влиянием экономической ситуации. Именно он помогает предпринимателям  «выживать» в условиях кризисного  состояния многих крупных предприятий.

Открытие собственного дела считается  способом развития личности, раскрытия  его внутренних качеств и возможностей. Не каждый человек, который хочет  открыть свое дело сможет в дальнейшем им эффективно им управлять, во главе малого предприятия стоят способные и наиболее экономически активные люди.

Малый бизнес ― катализатор научно-технического прогресса, крупнейший производитель  благ и услуг и конечно же крупнейший работодатель. В настоящее время  малый бизнес динамичен и высокоэффективен. Но его развитее сдерживает ряд факторов:

Во-первых, это огромное количество справок и документов для регистрации  предприятия.

Во-вторых, это проблема с доступом к банковским кредитам. Если в 2011 г. об этой проблеме говорили только 5 % опрошенных, то в 2012 г. число респондентов, заговоривших о банковской жадности, возросло в 6 раз ―до 30 %.

В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают различные  финансовые проблемы.

В-четвертых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая  база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.

В-пятых, низкий уровень экономических  знаний предпринимателя, плохая деловая этика.

Можно отметить, что малый бизнес экономически эффективный в двух случаях, либо он инновационный и в данном секторе рынка такого никогда не было, либо это отрасль уже успешного крупного предприятия, т. е. сфера франчайзинга.

Для экономики  в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.  
Анализируя отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить следующие преимущества малого предпринимательства:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии решений;

- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;

- более низкая потребность в первоначальном капитале;

- способность быстро вводить изменения в процесс производства в ответ на требование местных рынков;

- большая возможность  индивидуума реализовать свои идеи и проявить свои способности.

Малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные трудовые и материальные ресурсы.

Но наряду с преимуществами субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых выделим самые существенные:

- более высокий уровень риска и степень неустойчивости положения на рынке по сравнению с крупными предприятиями;

- зависимость от крупных компаний;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- слабая компетентность руководителей.

Для развития любого дела необходимы финансовые средства, одними из них  являются инвестиции. Каждый человек  понимает, что инвестировать деньги в малый бизнес намного эффективнее, чем в крупный, так как прибыль  не заставляет себя ждать, ведь оборот денежных средств идет быстрее.

Также необходимо понимать, что рынку  нужна отрасль, которая будет  востребована. Иначе совершенно не имеет смысла открытие нового малого предприятия. В настоящее время  в России прослеживается тенденция  к хорошему развитию предприятий  малого бизнеса. Об этом можно судить, исходя из данных РосГосСтата за 2011 год, которые представлены в Приложении 1.

Согласно данным РосГосСтата в 2011 году было зарегистрировано 1836,4 тыс. малых предприятий, включая микропредприятия. Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 727,3 тыс. малых предприятий. Также следует отметить, что в России к 2011 году начали хорошо развиваться предприятия, которые проводят операции с недвижимым имуществом, сдают их в аренду и предоставляют различные услуги. Их общее число составляет 381,4 тыс. Данный показатель характеризует уровень заинтересованности российских и иностранных граждан, государства в различных финансовых вложениях, что положительно влияет на рост и развитие экономики.

Исходя из количества предприятий  здравоохранения, что составляет всего  лишь 24,9 тыс., можно сказать, что данная деятельность требует большего внимания и улучшения качества оказываемых  услуг. Ведь безопасность населения  должна стоять на одном из первых мест в государстве.

Бюджетная поддержка малого бизнеса в России в 2011 г. составила порядка 20 млрд. руб. и налоговые ставки для малого предпринимательства также значительно меньше.

Делая вывод, нужно отметить, что:

- развитие малого предпринимательства является гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

- именно сектор малого предпринимательства позволяет бороться с безработицей, создавая новые рабочие места;

- реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

- открытие малого бизнеса это один из способов самореализации личности, получения нового опыта и раскрытия личностных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы развития малого бизнеса в РФ

 

На сегодняшний день в России сложилась следующая ситуация - во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем.

Проблема дальнейшего развития малого предпринимательства заключается в следующем:

- недостаточность начального капитала  и собственных оборотных средств;

- трудности с получением банковских  кредитов;

- нехватка квалифицированных кадров  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

- сложности с получением помещений  и крайне высокая арендная  плата;

- отсутствие должной социальной  защищенности и личной безопасности  владельцев и работников малых предприятий.

Малый бизнес в России всегда сопровождает и масса других трудностей. Например, владельцу небольшого предприятия  сегодня очень сложно конкурировать  в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Работник, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит  на работу в более крупную и  успешную структуру.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы