Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение преимуществ и недостатков малого бизнеса и изучение перспектив его развития. Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- дать определение малому бизнесу и характеристику его видов;
- охарактеризовать организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса;
- проследить развитие малого бизнеса на современном этапе в Российской Федерации;
- выявить проблемы, относящиеся к малому бизнесу в Российской Федерации;
- определить дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

Ещё одна проблема - высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как  правило, ориентируются на крупный  и средний бизнес, который готов  платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.

Еще одна важная проблема – кадры. Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают специфику малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий.

Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности  с наймом высококвалифицированных  кадров. Отсутствие профессиональных знаний, в том числе, в области  экономики и управления у предпринимателей снижают эффективность работы предприятий  малого бизнеса.

Совершенствование информационной поддержки  малого бизнеса находится рядом  с проблемой обучения. Многие значения свидетельствуют о неразвитости системы информационной поддержки  малых предприятий.

В настоящее время успех предпринимателей на рынке, включая вопросы производства и продвижения товаров и услуг, в огромной степени определяются наличием и качественным использованием информационных технологий. В условиях конкурентной борьбы только тот, кто обладает наиболее полной информацией, способен принимать эффективные решения, которые, в конечном счете, обеспечивают стабильное развитие и успех.

Малые предприятия в России в  своей деятельности сталкиваются с  большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так и финансовая. Практически  речь идет о создании широкого сектора  национального хозяйства почти на пустом месте.

Следующая проблема - законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. В настоящее  время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого  анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение  малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные  для малых предприятий и учитывающие  их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

Общеизвестно, что снижение доходов  населения привело к значительному  ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания  и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Начались серьезные негативные структурные  изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в  виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

Делая вывод, можно сказать, что малое предпринимательство  занимает особое место на рынке. Оно  помогает крупному бизнесу и дает существенный толчок к его развитию. Но, в то же самое время, государство  не заботится об улучшении работы малых предприятий, потому что направляет все усилия и средства на разработку новых программ, которые предназначены  для использования на крупных  предприятиях. Поэтому бизнесмены вынуждены  искать новые ниши для открытия собственного дела, что замедляет рост малых  предприятий и не дает возможности  для предложения новых рабочих  мест.

 

 

 

 

  1. Перспективы развития малого бизнеса

 

Изучая перспективы развития малого бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его преимущества:

- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- большая возможность для индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;

- сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия.

Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению  практических знаний. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Несмотря на то, что большая  часть научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование значительных технологических нововведений и  изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль малого бизнеса даже в воплощении в жизнь  существенных технологических нововведений.

Отношение нововведений к  затратам на научные исследования и  разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного  крупными монополиями, то нередко оно  оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными  ресурсами. Важность малого бизнеса  еще и в том, что ведя конкурентную борьбу, он вынужден постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы  прибыль доставалась именно им.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные функции. На современном  этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Доминирующее положение  в экономике государства интересов  монополий и олигархий, опирающихся  исключительно на сырьевой потенциал, не отвечает стратегически важным целям  развития России.

Также закономерным можно  считать следующий вывод: чем  больше эффективно действующих и  конкурентоспособных предприятий  малого бизнеса в определённой отрасли, тем выше в ней темпы экономического роста. Поэтому для экономического благополучия нашего государства жизненно необходимы хорошие перспективы развития малого бизнеса.

Для их обеспечения правительству  РФ следует проводить ряд мер  по таким направлениям, как:

- формирование благоприятной предпринимательской среды путём упрощения регистрации небольших фирм;

- снижение налогового  давления;

- концентрирование финансов на оказании помощи малым предприятиям.

Кроме того, немаловажным моментом является преодоление консервативного  поведения населения и активизация  «предпринимательского духа».

Вышеперечисленные мероприятия  должны благоприятно отразиться на перспективах развития малого предпринимательства  в России.

Следует отметить, что субъекты малого бизнеса являются наиболее осведомлёнными в вопросе уровня спроса на локальных (местных) рынках. Эти знания способствуют развитию предприятий малого бизнеса. Собственники небольших фирм отличаются склонностью к сбережениям и  к продуманному инвестированию. В большинстве случаев у них высочайший уровень личной мотивации в достижении определённых успехов на рынке экономики.

Практически любая компания, которая только начинает свою деятельность, испытывает сильнейшую необходимость  в прочном материальном фундаменте. Без него попросту невозможно успешное функционирование бизнеса, а также его дальнейшее развитие. Одним из основных направлений экономической политики правительства России является оказание помощи субъектам малого предпринимательства для их роста и процветания.

Основная программа развития малого бизнеса строится на предоставлении начинающим бизнесменам определённых субсидий для успешного старта. Для того, чтобы их получить, предпринимателю необходимо разработать и предоставить свой бизнес-план, а также принимать с ним участие в различных конкурсах.

Делая вывод можно сказать, что  на современном этапе совершенствования экономики дальнейшие перспективы развития малого предпринимательства видятся как необходимая закономерность, которая была вызвана ходом истории, а также новыми потребностями, возникшими в результате развития производственных технологий и сил.

Программы развития малого предпринимательства становятся всё более актуальными, поскольку в большинстве российских регионов имеет место потребность в продукции, с производством которой лучше всего справятся небольшие предприятия и фирмы. Тем, кто осуществляет свою деятельность в таких отраслях, местная администрация предлагает определённое возмещение затрат, а также лизинг оборудования на основе льготных условий. Данная поддержка просто необходима для развития малых фирм и предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная тема курсовой работы является актуальной, потому что в настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти.

Подводя итог, следует сказать, что развитие малого бизнеса является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для малого предпринимательства характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики для удовлетворения потребностей населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

В первой главе было рассмотрено  понятие малого бизнеса, который  является одним из главных приоритетов  развития экономики. Характеристика видов  малого предпринимательства дала возможность  лучше узнать сферы деятельности в данном направлении.

Во второй главе мы изучили организационно-правовые формы малого предпринимательства, их преимущества и недостатки. Данная информация помогает в полной мере реализовать желание будущего предпринимателя  заниматься тем или иным видом  деятельности.

Современное развитие малого бизнеса  в Российской Федерации, которое  представлено в третьей главе, говорит  о том, что в настоящее время  открытие своего предприятия позволяет  человеку полностью ощутить свою независимость в различных вопросах. Предоставляет новые способы  реализации своих целей и получение  нового опыта. Также в нашей стране сектор малого бизнеса является гарантом политической стабильности и развития общества.

Рассмотренные в четвертой главе  курсовой работы проблемы развития малого бизнеса говорят о том, что  малый предприятия в России сталкиваются с большими трудностями,  потому что их постепенно вытесняют крупные предприятия, повышаются арендные ставки, персонал, который приходит на работу, набравшись опыта, переходит в более успешную и известную компанию. Эти проблемы значительно замедляют развитие малого бизнеса, что негативно сказывается на экономике в целом.

На фоне существования  проблем малого бизнеса можно  выявить и перспективы по его  улучшению, которые отражены в пятой  главе. Они помогают предпринимателям использовать местные материальные и трудовые ресурсы, предоставляют возможности для инвестирования и рационального использования финансов. В Российской Федерации основным направлением экономической политики правительства является оказание помощи малому бизнесу для его быстрого роста. Кроме того, перспективы развития малого предпринимательства в России способствуют пополнению бюджета за счёт налоговых поступлений. Именно по этим причинам процветание данного вида бизнеса является очень важным элементом для экономически развитого и успешного государства.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России, проблемы и перспективы