Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:32, доклад
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности экономики. В цивилизованных странах именно в сфере малого производства осуществляется большая часть всех инноваций, они являются самым удобным полигоном для отработки венчурных технологий, создания дополнительных рабочих мест и формирования «среднего класса».
Введение
Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса
Кредитование средних и малых предприятий
Программы поддержки субъектов малого предпринимательства в Чувашской Республике
Перспективы развития малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Министерство науки и образования РФ
ФГБОУ ВПО «Санкт – Петербургский государственный политехнический университет»
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Исследовательская работа
на тему: Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса
Выполнили студенты IV курса
очной формы обучения
специальности 080507
«Менеджмент организации»
Петрова Татьяна
Додонова Анна
Руководитель:
Малова Елена Александровна
Чебоксары
2011
Содержание
Введение
Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса
Кредитование средних и малых предприятий
Программы поддержки субъектов малого предпринимательства в Чувашской Республике
Перспективы развития малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности экономики. В цивилизованных странах именно в сфере малого производства осуществляется большая часть всех инноваций, они являются самым удобным полигоном для отработки венчурных технологий, создания дополнительных рабочих мест и формирования «среднего класса».
В нашей стране возможности малого и среднего бизнеса пока ещё используются явно недостаточно. Понять почему это происходит, какие проблемы существуют в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства и является задачей нашей исследовательской работы.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, мы считаем данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Целью данной работы будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности, обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях, а также рассмотреть возможные виды кредитования и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Исходя из исключительно важной социально-экономической роли малого бизнеса в становлении и надежном функционировании современной рыночной экономики необходимо, чтобы малый бизнес стал реальным приоритетом государственной политики. Помощь со стороны федеральных институтов, а также содействие со стороны региональных органов власти могут сыграть свою ключевую роль.
Развитие мировой экономики убедительно доказывает важнейшую роль малых и средних предприятий (МСП) в национальной экономике. Они способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды. Малые предприятия в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. В процессе своей деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса приходится решать сложные проблемы, связанные с финансированием хозяйственных операций. Зарубежный опыт свидетельствует, что при поиске внешних источников финансовых ресурсов основное внимание малые и средние предприятия уделяют банковскому кредиту [6.C.192].
Издержки, связанные с высокой степенью риска по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса, банки, в конечном счете, перекладывают на заемщиков посредством высокой ставки по кредиту или требованием предоставить обеспечение в большом объеме. В том случае, когда в силу высокой степени банковского риска снижается доступность кредита на приемлемых для предприятий условиях, у зарубежных малых и средних предприятий есть возможность воспользоваться различными видами поддержки, а именно, услугами специализированных институтов: гарантийных учреждений, благодаря вмешательству которых снижается степень банковского кредитного риска, и кредитных кооперативов, предоставляющим малым и средним предприятиям финансирование на более выгодных (с точки зрения ставок процента, требуемого обеспечения) условиях, по сравнению с банками [2.C.63].
На российском рынке кредитования малых и средних предприятий банковские структуры играют крайне незначительную роль: для создания новых предприятий и для финансирования своего развития банковские кредиты привлекают порядка 10-16% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. В современных условиях расширение доступа российских предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам приобретает особую актуальность, в связи с чем необходимо серьезное изучение зарубежного опыта активного участия коммерческих банков и специализированных институтов в кредитовании малых и средних предприятий и использование данного опыта в Российской Федерации [8.C.261].
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Первоочередным нововведением здесь стал принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года возможность отнесения предприятий к соответствующей категории определяется средней численностью работников, которая за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек (независимо от вида деятельности), и предельными значениями выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которая за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которая составляет для микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.
В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей – почти 3,5 млн. человек.
Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса [9.C.14].
Начнем с проблем, которые тормозят развитие малого предпринимательства:
1. Кредитование - многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 4 раза выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.
2. Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС (санитарно-эпидемиологическая станция) для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что предприниматель сам уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки [3.C.214].
Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы.
3. Недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП (малых предприятий) создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета [7.C.678].
4. Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет [10.C.1].
5. Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.
То, что главным тормозом роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (а точнее — коррупция и административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» 2009 г. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров - почти 46%. В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает диаграмма 1.
Диаграмма 1. Рейтинг барьеров для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод, что система налогообложения, система финансирования и инвестирования и т.д. оставляет желать лучшего.
Проблем в любой сфере, будь то политическая или социальная всегда множество. Правительство РФ также обращает внимание на средние и малые предприятия. В начале 2012 года президент РФ Медведев Д.А. проводит совещание с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, председателем Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым, председателем правления Газпромбанка Андреем Акимовым и президентом - председателем правления Банка ВТБ Андреем Костиным. Тема совещания - положение малого бизнеса и меры по его поддержке. Президентом были названы три главные проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в России - административное давление, монополизация рынков и сложности в сфере энергоснабжения, в том числе трудности с подключением к сетям. Если подобные проблемы обсуждаются на самых высших кругах, значит совсем скоро мы увидим положительные сдвиги в развитии и поддержке СМП.
Как следствие данных проблем экономика России отстает в своем развитии от стран Европы. Для наглядности рассмотрим сравнительную характеристику доли СМП в различных странах [9.C.14].
В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 2.).
Доля СМП в ВВП различных стран за 2010 год
Страна | Число малых и средних фирм | Численность занятых, млн. чел. | Доля малых и средних фирм, % | ||
Тыс. ед. | В расчете на 1 тыс. жителей | В общей численности занятых | В ВВП | ||
Великобритания Германия Италия Франция Страны ЕС США Япония Россия | 2930 2290 3920 1980 15777 19300 6450 836,6 | 46 37 68 35 45 74,2 49,6 5,65 | 13,6 18,5 16,8 15,2 68 70,2 39,5 8,1 | 49 46 73 54 72 54 78 9,6 | 50-53 50-54 57-60 55-62 63-67 50-52 52-55 10-11 |
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса