Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 16:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль кредитования в развитии малого бизнеса.
Поставлены следующие задачи:
-Дать оценку сектору малого бизнеса на сегодняшнем этапе;
-Проанализировать систему кредитования малого бизнеса на современном этапе;
-Рассмотреть программы поддержки малого бизнеса на примере банковских продуктов банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК";
-Выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в рф...........................6
1.1 Сущность и развитие малого бизнеса..............................................................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике..........................................12
2. Кредитование малого бизнеса в РФ.................................................................17
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка..............................17
2.2 Анализ кредитования малого бизнеса в России...........................................23
2.3 Программы банков по кредитования малого бизнеса на примере банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК"................................................................................32
3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ..................................................38
3.1 Проблемы кредитования и их решение.........................................................38
3.2 Инновационные предложения по развитию банковских продуктов в сфере кредитования малого бизнеса...............................................................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы..............................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Теоретические аспекты
кредитования малого бизнеса
в рф..........................
1.1 Сущность и развитие
малого бизнеса................
1.2 Роль малого
2. Кредитование малого
бизнеса в РФ..................
2.1 Организационно-экономическая
характеристика банка..........
2.2 Анализ кредитования малого
бизнеса в России........................
2.3 Программы банков по кредитования
малого бизнеса на примере банков "УРАЛСИБ"
и "СБЕРБАНК"....................
3. Перспективы развития
малого бизнеса в РФ...........
3.1 Проблемы кредитования
и их решение..................
3.2 Инновационные предложения
по развитию банковских
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложения....................
ВВЕДЕНИЕ
Наличие развитого сектора малого бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. Владельцы малых предприятий составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства. Именно с преимущественного развития малого бизнеса осуществлялся экономический рывок в некогда отсталых странах (Испании, Португалии, Греции, Южной Кореи, Тайване). Сегодня во многом за счет небольших предприятий обеспечивается ускоренное развитие экономики Китая. Расчеты показывают, что в этих странах наблюдалась прямая зависимость между динамикой экономического роста и числом малых предприятии, а доля последних в производстве ВВП составляла от 40 до 70%. И лишь на более поздних стадиях подъема крупные предприятия начинали играть значимую роль в экономическом развитии, принимая эстафету у малого и среднего бизнеса.
Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. Малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, увеличение налоговой базы, поддержание социальной стабильности, а также могут произвести ряд товаров, заменяющих импортируемые.
Малый бизнес выполняет важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники. В настоящее время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.
В условиях развития рыночной системы страны одним из важнейших вопросов при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала. Но заимствование необходимых сумм является существенной проблемой.
Сегодня достаточно широко распространено мнение о неразвитости малого бизнеса в России по сравнению со странами Евросоюза. Однако подобные оценки не совсем корректны с точки зрения методики анализа и расчетов. Согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса (предпринимательства) относятся малые предприятия в форме юридических лиц, частные предприниматели и фермерские хозяйства. При этом эксперты в своих расчетах, как правило, оперируют лишь малыми предприятиями в форме юридических лиц, сильно занижая тем самым значения показателей развития малого бизнеса.
Тема данной курсовой работы актуальна, т.к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателей.
В курсовой работе рассматриваются состояние малого бизнеса в составе экономики страны и особенности кредитования. Рассмотрев вышесказанное можно выделить проблемы кредитования малого бизнеса.
Цель данной курсовой работы – изучить роль кредитования в развитии малого бизнеса.
Поставлены следующие задачи:
-Дать оценку сектору малого бизнеса на сегодняшнем этапе;
-Проанализировать систему кредитования малого бизнеса на современном этапе;
-Рассмотреть программы поддержки малого бизнеса на примере банковских продуктов банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК";
-Выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.
В ходе исследования были проанализированы работы Л. Т. Ибадова в области проблем кредитования малого бизнеса, труды Н. Е. Карпова и Н. В. Кетько, посвященные изучению малых предприятий и особенностям кредитования малого предпринимательства. Вопросы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе в области финансирования, нашли отражение в работах А.О. Блинова.
Работа состоит и трех глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты кредитования малого бизнеса, проводится статистический анализ роли малого бизнеса в экономике. Вторая глава является аналитической. В ней рассматриваются особенности кредитования малого бизнеса в целом и дается подробная характеристика банковским продуктам на примере банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК". Третья глава содержит инновационные предложения по развитию банковских продуктов в сфере кредитования малого бизнеса.
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в РФ.
1.1 Сущность и развитие малого бизнеса.
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
Основными показателями или критериями, которые относят тот или иной бизнес к малому или среднему являются:
1. Численность работников.
2. Размер уставного капитала.
3. Величина активов.
4. Величина оборота (прибыль, доход).
Но это далеко не весь перечень показателей, по которым предприятие можно отнести к субъекту малого бизнеса.
В 1995 году был принят закон РФ о государственной поддержке малого предпринимательства.
Согласно Федеральному закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года дано определение малых предприятий. Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации - юридические лица:
1) в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);
2) средняя численность
работников (включая совместителей
и работающих по договорам
подряда) не должна превышать
следующих предельных
— в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
— в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
— в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В этом же законе установлено, что под субъектом малого предпринимательства понимается физическое лицо, которое не имеет юридического образования, которое занимается предпринимательской деятельностью.
Таким образом, сущность малого бизнеса состоит в его простоте и его преимуществах: простоте контроля, учета и управления, мобильности, ориентированности на научно-технический прогресс, восприимчивости к инновациям.
Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. "Аренда с правом выкупа" означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками.
Массы людей обучались основам предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая - по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой "шоковую терапию". Иначе нельзя было ликвидировать "навес" ничем не обеспеченных денег.
Второй этап экстенсивного развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них - с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).
Однако инфляция привела к обесценению сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств - в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее.
Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.
Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.
Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ