Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 16:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль кредитования в развитии малого бизнеса.
Поставлены следующие задачи:
-Дать оценку сектору малого бизнеса на сегодняшнем этапе;
-Проанализировать систему кредитования малого бизнеса на современном этапе;
-Рассмотреть программы поддержки малого бизнеса на примере банковских продуктов банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК";
-Выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в рф...........................6
1.1 Сущность и развитие малого бизнеса..............................................................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике..........................................12
2. Кредитование малого бизнеса в РФ.................................................................17
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка..............................17
2.2 Анализ кредитования малого бизнеса в России...........................................23
2.3 Программы банков по кредитования малого бизнеса на примере банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК"................................................................................32
3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ..................................................38
3.1 Проблемы кредитования и их решение.........................................................38
3.2 Инновационные предложения по развитию банковских продуктов в сфере кредитования малого бизнеса...............................................................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы..............................
Кредитование МСБ заметно отстало от результатов других сегментов ― крупного и розничного бизнеса (см. рисунок 1). Основные причины относительно слабых результатов ― смещение приоритетов крупных банков в сегмент корпоративного кредитования и «уход в тень» части заемщиков из-за роста социальных страховых взносов.
Согласно статистическим данным [23] совокупный объем выданных кредитов МСБ в 2011 году составил чуть более 2,25 трлн. рублей, тогда как по итогам 2010 года те же самые банки прокредитовали российский развивающийся бизнес на общую сумму в 1,46 трлн. рублей ― таким образом, прирост за год составил около 54 %, в позапрошлом году темп прироста был ненамного ниже ― в пределах 40 %―45 %.
ОАО «Сбербанк России» по-прежнему остается лидером на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. В 2011 году он выдал кредитов МСБ на общую сумму 712,8 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом этот показатель увеличился на 38 %. Однако, доля ОАО «Сбербанк России» в общем объеме выданных кредитов снижается. Причина в значительной активизации других участников рынка, которые существенно нарастили объемы выдачи, как за счет собственных средств, так и за счет целевых ресурсов «Российского банка развития» (табл.1).
Банки по объему выданных кредитов МСБ в России за 2013 год
№ |
Банк |
Объем выданных кредитов МиСБ в 2013 году (млн. руб.) |
Объем выданных кредитов МиСБ в 2012 году (млн. руб.) |
Изменение ( %) |
1 |
Сбербанк |
712 802,95 |
515 907,89 |
38,16 |
2 |
Промсвязьбанк |
367 846,68 |
77 249,03 |
376,18 |
3 |
Уралсиб |
272 011,31 |
229 205,01 |
18,68 |
4 |
Возрождение |
160 449,72 |
94 327,73 |
70,10 |
5 |
Центр-Инвест |
62 602,57 |
47 358,07 |
32,19 |
6 |
Инвестторгбанк |
55 999,73 |
42 907,41 |
30,51 |
7 |
ВТБ 24 |
49 674,01 |
29 605,31 |
67.79 |
8 |
АК Барс |
38 967,65 |
18 240,88 |
113,63 |
9 |
Национальный Торговый Банк |
35 398,23 |
22 515,08 |
57,22 |
10 |
Локо-Банк |
35 200,75 |
33 128,05 |
6,26 |
По данным таблицы 1 к концу 2012 года уровень в 100 млрд. рублей преодолевали только два банка ― ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Уралсиб», но в 2013 году таких кредитных организаций оказалось уже четыре.
Из десятки лидеров наиболее заметно выросли объемы у ОАО «Промсвязьбанк» и у Банка «Возрождение» (ОАО). Так ОАО «Промсвязьбанк», выдал кредитов МСБ в 2013 году чуть более чем на 367,8 млрд. рублей, что на 376,18 % или на 290,6 млрд. рублей больше, чем в 2012 году и занял второе место. ОАО «Уралсиб», у которого темп прироста выдаваемых кредитов МСБ составил 18,68 % (42,8 млрд. рублей), занял третье место рейтинга.
Объем выданных кредитов Банка «Возрождение» (ОАО) в 2013 году ― 160,5 млрд. рублей, что соответствует четвертому месту. За минувший год данный банк показал весьма неплохой прирост выдаваемых кредитов, который составил более 66 млрд. рублей, или +70 % к 2012 году.
Небольшие и средние банки лучше работают в этом секторе: активнее наращивают объемы кредитования, при этом сохраняя высокое качество портфеля ― доля просроченной задолженности по кредитам у этих банков снизилась с января 2013 года на 1 п.п. до 4,3 %, при этом сам портфель вырос на 44 % [2, с.89].
Во многом такие показатели объясняются тем, что небольшие банки имеют возможность применять индивидуальный подход: более тщательно анализировать риски при кредитовании сектора МСБ и устанавливать прочные связи с хорошими заемщиками.
По итогам 2013 года темп прироста портфелей кредитов МСБ в ТОП-30 банков составил только 9,5 %, в то время как остальные кредитные организации показали прирост в 37 %. В результате доля ТОП-30 за прошлый год снизилась на 5 пПо данным опроса кредитных организаций, проводимого «Эксперт РА» [5, с. 442], сильное давление на рынок кредитования МСБ оказало снижение прозрачности заемщиков из-за повышения социальных страховых взносов (таблица 2).
По результатам таблицы 2 на первом месте, как и в 2012 году осталась непрозрачность заемщиков, из-за этого при оценке МСБ невозможно полноценное использование скоринговых моделей.
Непрозрачность и ранее занимала верхние места в этом списке, но в 2013 году ситуация усугубилась из-за недостаточно продуманной фискальной политики.
Фактор |
Место по значимости (опрос в феврале 2012 г.) |
Место по значимости (опрос в феврале 2013 г.) |
Непрозрачность заемщика МСБ |
1 |
1 |
Отсутствие залогового обеспечения у МСБ |
2 |
2 |
Плохое качество залогового обеспечения МСБ |
3 |
3 |
Необходимость создавать повышенные резервы по ссудам, выданным заемщикам МСБ, из-за неполноты отчетности и/или искажения финансового результата субъекта МСБ |
4 |
4 |
Неразвитость законодательства |
5 |
7 |
Отсутствие у МСБ понимания сути банковских продуктов |
6 |
6 |
Высокие процентные ставки по кредитам МСБ |
7 |
5 |
Нехватка квалифицированных кадров |
8 |
8 |
Недостаток опыта кредитования МСБ |
9 |
9 |
Недостаточное развитие филиальных сетей банков |
10 |
10 |
Как признало Министерство Финансов, рост социальных страховых взносов не привел к адекватному увеличению поступлений. За 2013 год взносов было собрано только на 1 % больше, чем в 2012 году. Основная причина ― рост доли «серых» схем ухода от налогообложения, которые приводят к снижению транспарентности МСБ [4, с.183].
Надо отметить, что многие банки осторожно относятся к кредитованию МСБ, считая его рисковым. Одной из основных причин подобного мнения является нежелание заемщиков предоставлять информацию о своем бизнесе.
Выходом из подобной ситуации может послужить ― повышение доверия между банками и заемщиками.
Ключевым драйвером роста рынка в ближайшие два года станут новые продукты банков, основанные на адаптации розничных технологий к сегменту МСБ, и консультирование заемщиков. Это дает крупным банкам все шансы вернуть ранее утраченные позиции. Именно лидеры рынка сегодня активно развивают направление небольших ссуд малому бизнесу (до 3 млн. руб.) на основе скоринговых систем. Примером может служить программа уже предлагаемая Сбербанком ― «кредитная фабрика». Отличительной чертой подобной системы кредитования является ― небольшой объем займа, поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринговых моделей), принципиальное обособление фронт-офиса и бэк-офиса, практика беззалоговых кредитов. Внедрение подобных технологий позволит выдавать кредиты предпринимателям за 3 дня.
Банки начали расширять возможности дополнительного обслуживания клиентов малого и среднего бизнеса, об этом говорит и динамика числа офисов и сотрудников, ориентированных на работу с МСБ. За 2013 год число структурных подразделений, где возможна выдача кредитов по специальным программам кредитования МСБ, в целом по рынку выросло на 14 %, основную долю прироста дали банки ТОП-30. Численность персонала, занятого кредитованием МСБ, выросла за тот же период времени на 21 % [6]. Несмотря на стремление банков расширить продуктовую линейку и ускорить процедуру предоставления кредита, рост рынка МСБ не будет носить взрывного характера: у банков нет ни большого запаса капитала, ни избыточной ликвидности. По оценкам экспертов, темп прироста кредитного портфеля МСБ в 2014 году будет выше, чем в предыдущем, но не более 22 %, а в 2015 может составить 19,1 % [5].
Рисунок 3. Темп прироста портфелей МСБ в 2012―2015 гг.
Исходя из проведенного исследования МСБ, можно сделать вывод, что число предприятий с каждым годом будет расти. Об этом свидетельствует увеличение доли малых и средних предприятий в объеме ВВП. Следовательно, совокупный объем выданных кредитов МСБ и дальше будет повышаться, как за счет прироста новых предприятий, так и благодаря увеличению с каждым годом сумм выдаваемых кредитов.
Сегодня банки активно борются за сектор МСБ. Они разрабатывают новые программы кредитования, снижают уровень предъявляемых требований к заемщикам, ускоряют процесс принятия решений о выдаче кредита, а крупные банки стали практиковать беззалоговое кредитование. Поэтому вполне вероятно, что уже в следующем году кредитование малых и средних предприятий сократит разрыв с другими сегментами бизнеса.
2.3 Программы банков по кредитованию малого бизнеса на примере банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК".
Но в настоящее время многие банки подключаются к кредитованию малого бизнеса. Они внедряют новые гибкие и мобильные технологии работы с малыми предприятиями, стараясь учитывать их интересы и нужды.
Немалую поддержку малому бизнесу в сфере кредитования предлагает банк "УРАЛСИБ". В настоящее время кредит в данном банке может предоставляться российским предприятиям при условии, что каждый из них осуществляет свою деятельность не менее полугода. По мнению банка, именно этого срока достаточно, чтобы в полной мере оценить, насколько устойчив бизнес и каким потенциалом развития он обладает.
Вниманию субъектов предпринимательства предлагается такая линейка кредитных продуктов:
Бизнес-Оборот — средства на пополнение оборотного капитала, которые могут быть использованы и в ходе текущей деятельности предприятия, и для ее расширения (приобретение материалов или сырья, использование в основном производстве, пополнение наличных денег, оплата всевозможных услуг и так далее). Кредит может быть оформлен на срок от 3-х до 36-ти месяцев под 12,05% годовых. При этом его минимальная сумма составляет 500 тыс. рублей, а максимальная — 170 000 000 рублей.
Бизнес-Овердрафт — программа, которая заинтересует предприятие в случае недостаточности, а равно полного отсутствия денежных средств на расчетном счете. Процентная ставка по кредиту — 12% годовых, максимальная сумма кредита — 17 млн. рублей (минимальная — 100 тысяч). Срок соглашения (он же срок кредитования) — до 1 года, транши — 30 дней.
Бизнес-Доверие — предоставление средств на любые цели, которые связаны с бизнесом клиента. Деньги могут выдаваться и на потребительские цели, но при условии, что кредитуется собственник бизнеса. Кредитный процент по программе составляет 20,00% годовых и выше. Срок предоставления кредита — от 6 мес. до 3 лет, сумма — от 100 тыс. до 3 млн. рублей.
Бизнес-Инвест — заемные средства, полученные в рамках данной программы, могут быть использованы для расширения (развития) существующего бизнеса или для приобретения объекта недвижимости, который будет переведен в нежилой фонд с целью использования в бизнесе. Ставка по программе — 11,85% годовых. Кредита от 500 тыс. до 170 000 000 рублей предоставляют на срок от полугода до 7 лет. Кроме упомянутых целей субъект МСБ (малого и среднего бизнеса) может использовать кредит для рефинансирования понесенных ранее инвестиционных затрат.
Бизнес-Авто — кредитование транспортных средств, которые будут использованы в бизнесе (выступают обеспечением). Процентная ставка — 12,50% годовых, минимальная и максимальная сумма кредита — 300 тысяч и 170 млн. рублей соответственно. Максимальный срок займа составляет 5 лет, минимальный — 6 месяцев.
Бизнес-Ипотека — средства предоставляются под 11,65% годовых и выше на срок от года до 10 лет. Минимальный размер займа — 500 тысяч, максимальный — 170 млн. рублей. Возможно приобретение не только объектов коммерческой недвижимости, но и участков земли.
Бизнес-Оборудование — выдача средств на покупку производственных линий и оборудования под 12,3% годовых на срок от полугода до 10 лет. Минимальный размер займа 300 тысяч рублей, максимальный 170 млн. рублей. Кредит предоставляется под залог приобретаемого имущества.
Бизнес-Гарантия — банк готов предоставить гарантию исполнения субъектом предпринимательства своих обязательств по контракту (тендеру). При этом размер комиссии финансово-кредитного учреждения составит 4%. Размер займа составляет от 100 тыс. рублей до 170 млн. рублей, на срок до 24 месяцев.
Предприниматель — банковский продукт, разработанный специально для индивидуальных предпринимателей. Выдается в течение 1 дня на любые цели, в том числе и личные под 22% годовых. Сумма кредита составляет диапазон от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей, сроком от 12 до 60 месяцев.
Пакет документов, необходимых для оформления кредитного договора одинаков для любого продукта и указан в приложении №2.
Многие годы единственным банком, который работал с малым бизнесом, оставался Сбербанк в силу своего уникального положения в банковской системе РФ.
В настоящее время Сбербанк предлагает малым бизнесменам широкую линейку кредитных продуктов: 16 кредитов на самые разные нужды, от открытия бизнеса с нуля до кредитования долгосрочных проектов и беззалоговых ссуд. Кредиты предлагаются предпринимателям, занимающимся (или намеренным вести) следующие виды деятельности: оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, услуги, производство, сдача недвижимости в аренду.
Погасить кредит можно тремя способами: дифференцированными платежами, аннуитетными или по свободному графику. Цели, на которые может быть выдан кредит, – пополнение оборотных средств, приобретение основных средств или нецелевой кредит. В последнем случае предприниматель не обязан отчитываться перед Сбербанком о том, на что потрачены заемные деньги. Что касается преимуществ для бизнеса, у которого Сбербанк ведет расчетно-кассовое обслуживание, то сделать вывод о том, дает ли оно заемщикам какие-либо преференции по кредитам, нельзя.[28]
Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ