Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 16:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль кредитования в развитии малого бизнеса.
Поставлены следующие задачи:
-Дать оценку сектору малого бизнеса на сегодняшнем этапе;
-Проанализировать систему кредитования малого бизнеса на современном этапе;
-Рассмотреть программы поддержки малого бизнеса на примере банковских продуктов банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК";
-Выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в рф...........................6
1.1 Сущность и развитие малого бизнеса..............................................................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике..........................................12
2. Кредитование малого бизнеса в РФ.................................................................17
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка..............................17
2.2 Анализ кредитования малого бизнеса в России...........................................23
2.3 Программы банков по кредитования малого бизнеса на примере банков "УРАЛСИБ" и "СБЕРБАНК"................................................................................32
3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ..................................................38
3.1 Проблемы кредитования и их решение.........................................................38
3.2 Инновационные предложения по развитию банковских продуктов в сфере кредитования малого бизнеса...............................................................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы..............................
Рассмотрим условия по кредитам, которые предлагает Сбербанк малым предпринимателям на данный момент. Начнем с того, что кредиты малому бизнесу выдаются без комиссии – Сбербанк проводит специальную акцию, направленную на уменьшение общей стоимости кредита. Все кредиты банк делит на 5 групп – рассмотрим их подробно.
Краткосрочные кредиты
Срок предоставления таких кредитов – от 1 до 24 или 36 месяцев. Процентная ставка – от 10 до 11,25% годовых. Кредиты выдаются как индивидуальным предпринимателям, так и собственникам малых предприятий, при этом требуется обеспечение в виде залога или поручительства. Страхование не требуется, за исключением кредита «Бизнес-оборот» и случаев, когда в роли залога выступают сельскохозяйственные животные.
К данной группе продуктов относятся:
«Бизнес-оборот» (кредит малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на пополнение оборотных средств для производства, торговли и оказания услуг), страхование залогового имущества обязательно;
«Бизнес-овердрафт» (заем для покрытия недостатка денежных средств на счете для расходных операций малого предприятия) – кредит с комиссией от 1,2% от суммы лимита овердрафтного кредита;
«Бизнес-гарантия» (в рамках кредитного договора Сбербанк обеспечивает денежные обязательства по сделке индивидуального или малого предпринимателя);
«Госзаказ» — кредит, покрывающий до 70% расходов малого предприятия на финансирование государственных контрактов и возмещение затрат, связанных с исполнением этих контрактов.
Долгосрочные кредиты
Это самая крупная группа кредитов Сбербанка, выдаваемых индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям. Такие кредиты можно получить на срок до 120 месяцев с отсрочкой выплаты основного долга на 6-12 месяцев. Максимальная сумма кредита из этой группы – от 200 млн. рублей («Бизнес-проект», «Бизнес-рента») до суммы, максимальная величина которой ограничена финансовым состоянием заемщика («Бизнес-недвижимость», «Бизнес-инвест»).
Группа объединяет следующие кредитные продукты:
«Бизнес-проект» – средства для финансирования инвестиционных проектов (модернизация производства, расширение бизнеса, открытие нового направления);
«Бизнес-рента» – деньги на любые бизнес-цели для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, сдающих коммерческую недвижимость в аренду;
«Бизнес-Авто» – кредит на приобретение транспортных средств для малого предприятия;
«Бизнес-актив» – кредит на приобретение оборудования;
«Бизнес-недвижимость» – кредит на приобретение коммерческой недвижимости;
«Бизнес-инвест» – финансирование приобретения имущества, ремонта или строительства, инвестиций в развитие нового направления бизнеса или в его расширение.
По всем этим кредитам необходимо обеспечение в виде залога и (или) поручительства.
Экспресс-кредиты
Быстрых кредитов для малого бизнеса у Сбербанка три (и все только рублевые): «Экспресс-актив», «Экспресс-авто» (до 5 лет) и «Доверие» (до 3 лет) в «экспресс-версии», ставка по которому, естественно, выше – от 19,5% годовых. Остальные два кредита можно взять под 17% годовых минимум. Решение о выдаче таких кредитов принимается в срок до 3 дней, причем необходимо предоставить обеспечение. Срок пользования заемными деньгами по этим кредитам – от 6 до 60 месяцев.
Беззалоговые кредиты
Единственный кредит этой группы (не требующий залога), – «Бизнес-доверие», нецелевой кредит для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Он выдается только в рублях (от 80 тыс. до 3 млн.) на срок от 3 до 36 месяцев (возможна 3-месячная отсрочка выплаты по основному долгу) со ставкой от 13,94% годовых. Комиссии за выдачу и досрочное погашение этого кредита не взимаются. Получить такой кредит может ИП или собственник малого бизнеса, чья выручка не превышает 400 млн. руб. в год.
Кредит на открытие бизнеса
Эта группа тоже представлена единственным продуктом – «Бизнес-старт». Такой кредит в размере до 3 млн. руб. может получить человек, желающий открыть бизнес по программе франчайзинга или типовому бизнес-плану, разработанному Сбербанком: магазин, салон красоты, кафе или фитнес-клуб.
Срок предоставления средств – до 3,5 лет, обеспечения не требуется. При этом Сбербанк готов профинансировать до 80% стоимости запуска проекта, оказать бизнесмену-новичку консультационную помощь и предоставить бесплатный курс «Основы предпринимательской деятельности». Ставка по такому кредиту – 17,5% годовых.[27]
В общем, хорошая альтернатива потребительским кредитам, которые молодые предприниматели часто вынуждены брать для открытия своего дела.
Будучи крупнейшим банком России, Сбербанк предсказуемо занимает первое место и на рынке кредитов малому и среднему бизнесу. По данным РБК-Рейтинг, в 2013 году он выдал этой группе предпринимателей кредитов на общую сумму 736,4 млрд. руб.
Разумеется, конкурирующие (менее крупные, в том числе не входящие в топ-30) банки наращивали объем кредитования малого бизнеса гораздо быстрее, но и потенциал роста у них больше в разы. Если же брать другие крупнейшие банки, то их условия по кредитам для малого бизнеса смотрятся примерно так же, как и условия Сбербанка.
Что касается других банков, то они могут выигрывать за счет иного подхода к заемщику (более быстрое рассмотрение заявки, более качественный сервис), но не ставок. Рыночные ставки по кредитам для малого бизнеса начинаются от тех же 9,5-10%, что и у Сбербанка, причем даже таких лояльных банков очень немного. С поправкой на значительно меньшее количество филиалов у конкурирующих банков, Сбербанк еще долго будет держать позиции лидера в группе «кредитование малого бизнеса».
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
3.1 Проблемы кредитования и их решение.
Малые и средние предприятия стимулируют развитие внутреннего платежеспособного спроса, способствуют сокращению безработицы среди трудоспособного населения, наполнению бюджетов региональных и местных уровней, увеличению количества банковских услуг.
Одной из причин недостаточной развитости малого бизнеса в нашей стране является отсутствие необходимого количества финансовых средств. Потребность предприятий этой сферы в банковском финансировании, по данным экспертов, удовлетворена только на 20-30% [5, с.315].
Государство выполняет ведущую роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса. Тем не менее, коммерческие банки и прочие финансовые институты получают большую часть доходов от финансирования МБ. Именно они в развитой экономике производят основную массу кредитных услуг и инвестиций в малое предпринимательство, несут основные риски. По оценкам экспертов, на сегодняшний день около 80% организаций МБ не задействовано банковским кредитованием [5,с.320]. Более активному распространению кредитования малого бизнеса препятствует ряд проблем.
1. У большинства предприятий МБ отсутствует опыт работы с банками и, соответственно, нет кредитных историй. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», около 80% из них никогда не пользовались банковскими кредитами [5].
2. В большинстве малых
3. Приобретение основных средств осуществляется в большинстве случаев за счет собственных ресурсов руководителей предприятий и не отражается на внеоборотных активах.
4. Для снижения кредитных рисков
банки выдвигают жесткие
Малые предприятия не располагают имуществом, достаточным для обеспечения получаемых кредитов, так как чаще всего они арендуют помещения, используемые ими в производстве и торговле. Актив баланса состоит в основном из запасов, а ликвидные средства, которые можно быстро реализовать, отсутствуют. Заемщик не может оперативно погасить кредит за счет оборотных средств, а этот вид обеспечения очень рискован для банка, поэтому он вынужден либо дать отказ, либо принять залог в форме оборотных средств.
5. Большая часть расчетов с
контрагентами осуществляется
6. Отсутствуют механизмы
Более активному взаимодействию финансовых структур и малого бизнеса препятствует ряд проблем, возникающих при обращении предприятий в банки. Рассмотрение заявки на кредитование требует большого количества справок и документов и может занять около 1 месяца.
В отличие от крупного бизнеса малый предприниматель не располагает достаточным временем и трудовыми ресурсами для сбора документов. При этом банк не дает никаких гарантий. Обычно от предпринимателей требуется предоставить ряд дополнительных документов, например, бизнес-план, техническое и экономическое обоснование проекта и т.п., а квалификации, времени и ресурсов на их составление обычно не хватает.
В связи с проблемами, возникающими при кредитовании малого бизнеса, остро встает вопрос о разработке ряда мероприятий по усовершенствованию данной системы.
Во-первых, государство должно субсидировать процентные ставки по кредитам и предоставлять гарантии банкам, кредитующим малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.
Данные механизмы призваны обеспечить разделение рисков между кредитными организациями, малыми предприятиями и государством. Напрямую из бюджета необходимо осуществлять рефинансирование наиболее надёжных региональных банков, занимающихся кредитованием предприятий малого бизнеса. Финансировать эти мероприятия предлагается за счёт средств Фонда национального благосостояния.
Во-вторых, ЦБ РФ рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные ссуды, под которые необходимо создавать резервы в размере суммы кредита или 50% от этой суммы. Поэтому банки вынуждены искать дополнительные ресурсы, что приводит к росту затрат банка и увеличению процентной ставки. Необходимо изменить данное положение, снизить нормы создаваемых резервов по кредитам для малого бизнеса. Это станет причиной уменьшения издержек банков и приведет к снижению процентных ставок.
В-третьих, нужно разработать методы снижения административных издержек малых предприятий при обращении их в кредитные учреждения.
Одним из способов снижения административных издержек могло бы стать создание правительством РФ единого координирующего органа по малому предпринимательству, в том числе и по вопросам взаимодействия с банковской системой. Такая структура должна взять на себя функции работы малых предприятий с банками в области кредитования.
3.2 Инновационные предложения по развитию банковских продуктов в сфере кредитования малого бизнеса.
Одним из наиболее перспективных направлений оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Эти предприятия обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий. В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внимание вопросам развития малых и средних предприятий.
Вопросы поддержки предпринимательства имеют особое значение для всего бизнес-сообщества, в том числе для регионов, где экономические и политические преобразования являются необходимым условием повышения общей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. От качества проводимых в этой сфере преобразований зависят все процессы социально-экономического развития нашей страны.
В соответствии с постановлением "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" от 11 мая 1993 г. № 446 в настоящее время особое внимание уделяется поддержке производственных и инновационных компаний, в том числе содействию, в доступе к финансированию, в приобретении оборудования в лизинг, софинансированию патентования и ряду других мер, которые позволят модернизировать экономику и сделать ее конкурентоспособной.
В данной связи одним из ключевых направлений в области поддержки
предпринимательства является формирование современной инфраструктуры, на базе которой будут развиваться производственные и инновационные компании.
Для банковской сферы кредитование субъектов малого и среднего бизнеса позволяет не только получить доход в отдельном сегменте кредитования, но позволяет диверсифицировать кредитные риски, увеличить объемы дополнительных доходов.
С усилением конкуренции в банковском бизнесе, как в секторе кредитования крупных корпоративных клиентов, так и секторе кредитования физических лиц, банки активно стали выходить на рынок с предложением кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса. Анализ предложений банками кредитов показывает, что развитие данного сегмента идет в направлении от простого к сложному. От предложения на ранних стадиях проникновения на рынок кредитов и кредитных линий, до организации индивидуального или пакетного обслуживания, с разработкой и продажей специализированных кредитных продуктов для удовлетворения конкретных потребностей клиентов субъектов малого бизнеса.
Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ